ВСЕМ В МУЗЕЙ!

Apr 18, 2011 01:22



Луциан Бернхард. Реклама и дизайн ХХ века

Музей Западного и Восточного искусства
с 15 апреля по 05 мая
с 10:00 до 17:00
До завершения выставки осталось 17 дней
всем обязательно сходить!!это вот такой парень:






вот, что там происходило, в истории графдизайна в то время:

(тут кусок текста из книги, которую я юзаю для лекций, перевод с английского мой в стиле "падамашнему", корявый)

Ранний модерн
В конце 19 века промышленное производство стало принятым обществом неотъемлемой частью жизни. Даже вздымающиеся дымовые трубы, ранее воплощение индустриального зла, стали символом прогресса в рекламных изображениях и художественном языке. Пока еще невзирая на растущую необходимость в отличиях и рекламе, антагонизм между искусством и промышленностью продолжался. Как правило, производители и торговцы, были не особо заинтересованы в достижении превосходного дизайна и печати для своей рекламы, будучи крайне сосредоточенными на на самом процессе продажи своей продукции в удобной им, чаще всего безвкусно-кричащей манере. Дельцы диктовали свои вкусовые предпочтения рекламистам, лишенным фантазии и пока еще опыта, агенты жили часто с комиссионных от печати и типографий, и те вынуждены были печатать безвкусные развороты и рекламу. Графдизайн пышно расцвел в нескольких направлениях тем не менее. Конечно во Франции с середины 1870-х до 1890х плакаты, рекламирующие кабаре, театры, цирки, музыкхоллы, и другие культурные события доминировали на улицах и являлись чрезвычайно важной частью городского окружения. К тому же некоторые упаковки и коммерческая реклама выигрывали за счет опыта и таланов известных французских художников-дизайнеров. С другой стороны, немецкие дизайнеры-художники все еще не в полную силу сотрудничали с промышленностью. Также в конце Викторианской эры в Англии все еще были сильны течения под влиянием идеологии Уильяма Морриса с предубеждением против индустриализации, таково было наследие наступающей эры дизайна в Англии. Это состояние дел в конечном счете менялось, различными путями в каждой стране, у каждой нации, идущей по пути технического прогресса и промышленного развития. В Германии рекламная графика оставалась тоскливо архаичной и историчной, вопреки Французскому гению, проявившему себя в полной мере на выставке плаката в 1894 г. в Гамбурге. В то же время коммерческое искусство начало расцветать в в Англии через уникальное сближение с постерным дизайном. Джеймс Прайд, Вильям Никольсон, живописцы (кузены) называвшие себя Беггарстаффс, открыли студию и посвятили ее работу оживлению искусства торгово-рекламного постера. Их неприкрашенный стиль, черпавший вдохновение в японском ис-ве, нашел воплощение в дизайне простом, собранном из обычных кусков цветной бумаги, доносящем информацию о продукте в самом экономичном, лаконичном и убедительно-мощном стиле. В попытках заинтересовать производителей в в своих разработках/начинаниях Беггарстаффс разрабатывали шаблоны-макеты плакатов «условного» продукта, например т. н. «Безымянного кофе», «Мыла без названия», которые они предлагали к продаже на торговых выставках. Даже если они и продали совсем небольшое кол-во, буквально несколько таких плакатов, прежде чем вернуться к любимому занятию живописи, они тем не менее определенно повлияли на то течение, тот стиль, который впоследствии в Европе и Америке стал называться «Объектный постер». После 1900 цветок стиля АРТНУВО стал понемногу увядать: Чарльз Рене Макинтош возродил квадрат, а Отто Вагнер - прямую линию - оба сами того не подозревая прокладывали путь более функциональному дизайну. В мае 1903 г. архитектор Джозеф Хоффманн и банкир Фриц Варндорфер и дизайнер Коломанн Мозер запатентовали название «Венские мастерские» для своей новой организации. Пытаясь улучшить внешний вид и эстетику всех окружающих человека предметов - от почтовых открыток до чайных сервизов, «Венские мастерские» построили свою деятельность на идеологии Вагнера - полной и всеохватывающей работе искусства. Выглядело это как работа целого ряда мастерских-воркшопов и 12 дизайнеров-художников , чей дизайн впоследствии разрабатывался и воплощался не менее чем 36-ю ремесленниками. Несмотря на то, что это течение продлилось до 1936 года, по сути это было ремесленной гильдией: продукт на выходе был дорогой, для крупной и средней буржуазии, но тем не менее это был уже мостик между искусством и промышленностью. Окончательно мост был перекинут в Берлине в 1907 г. во время образования Веркбунда (архитектор Герман Мутезиус и его коллега Гарри Граф Кесслер). Это было объединение совершенно идеологически противоположных архитектуры и промышленности, графического дизайна и серийного произв-ва лишь с одной целью: найти лучший способ презентовать свою работу и продукцию у себя в стране и за рубежом. Несмотря на идеологию морриса в своей основе, Веркбунд был более чем иной версией Артс енд Крафтс: он осознавал, что единственный и самый эффективный способ преодоления «промышленности как зла» было сотрудничество искусства с промышленностью, а не борьба и возврат к ремеслу и рукоделию. По сути это была попытка преодолеть антагонизм между теми, кто творит и изобретает и теми, кто воплощает и производит. Петер Беренс - архитектор, художник, преподаватель, графдизайнер был одним из самых разносторонне проявлявших себя членов Веркбунда. В 1907 году он был вызван в Берлин Эриком Ратенау - главой концерна АЕГ для того, чтобы разработать единый концептуальный визуальный стиль концерна. Единой графической системой Ратенау хотел объединить не только печатную продукцию, но и интерьеры, униформу, архитектуру и сам производственный продукт. Беренс стал первым графдизайнером, разработавшим систему корпоративной идентификации. По словам Генри Ван Дер Вельде это стало одним из первых шагов от символизма к рационализму - одним из первых шагов к настоящему дизайну. В первые годы контакта между промышленностью и искусством постер как жанр стал своеобразныи полигоном или местом испытаний, продемонстрировавшим, что сотрудничество возможно и полезно. В 1896 Мюнхен увидел рождение плаката Югендстиля, но после начала нового века, Берлин, центр торговли, стал домом для нового восхитительного течения - Берлинского плаката, Плакатстиля. Благодаря проницательному печатному агенту Эрнсту Гровальду, который умел убеждать художников и торговцев сотрудничать. Из всех талантливых берлинских плакатистов Лучиан Бернхард был одним из первых, кто сумел избегнуть тенденции декоративности и сосредоточиться на выразительности самого продукта и коммуникации минимальными шрифтовыми средствами. Это достижение носило название Сачплакат - Объектпостер, имело значительное влияние на мировой графический стиль на десятилетия вперед. В период с 1900 по 1930 плакат, как жанр граф дизайна, находился на пике своего развития - т. к. это была основная точка пересечения интересов произв-ва и иск-ва и основное средство коммуникации с покупателем. Благодаря благополучному опыту Петера Беренса и художники и промышленники почувствовали взаимную выгоду от сотрудничества. Художники, издатели, живописцы, объединили свои усилия для того чтобы поднять жанр плаката на новую высоту - высоту промышленного искусства. Был организовано Сообщество Друзей Постера и ежемесячный печатный орган - «Дас Плакат», журнал, который печатал самые новаторские и интересные работы художников немецкого постера. Даже в Берлине, где где Плакатстиль называли Берлинским плакатом, это был универсальный стиль - без отсылки и заимствований у какой либо графической или национальной школы. Основное кач-во плаката этого стиля - он мгновенно привлекал внимание потребителя на пестрых улицах, основные черты и граф прием: жирный шрифт, простая центральная композиция, и контастные, хорошо различимые цвета. В различных сочетаниях и мерах все эти черты приводили к одному результату. Этот стиль имел колоссальную выразительность и влияние его было столь велико, что издателям без труда удавалось убедить заказчика уменьшать плакаты до размера почтовых марок, чтобы клеить их на конверты, открытки как продукцию массового потребления.
Также по прежнему в этот период существовали «Венские мастерские» (Йозеф Хоффман и Коломан Мозер), опираясь на опыт и наработки стиля Arts&Crafts, «Венского сецессиона» периода модерна и философию У. Морриса. Их искусство было декоративно, без пространственного развития, игры планов, геометрия, рукописные шрифты, орнаменты, бордюры, внимание к заполнению плоскости мелкими деталями. Много существенных и ценных решений для текстильного дизайна, издавали журнал «Поверхность», выпускали замечательные наборы декоративных открыток.

креатив, тренд-сеттер, арт, дизайн, плакат, тренды

Previous post Next post
Up