Ода электронным книжкам

Jun 28, 2023 18:51

Нам с мужем по 21 году. Мы окончили 4 курса. Муж получил диплом бакалавра, с осени идет в магистратуру. Я получу диплом еще только через год. Через два мы поженимся, родятся дети и прочее, и прочее. Но не про это речь, а про то лето, далекого 2002 года, когда мы с мужем на честно заработанные деньги поехали в Сочи.

Билеты туда, билеты обратно плюс на сколько дней хватит там. Заработанной мной суммы хватило всего на 7 дней. Вот так ради отпуска в 7 дней, в котором я впервые увидела море, мы грохнули все заработанные за год деньги (муж не все, он уже тогда зарабатывал больше) и, -- да, да! -- ради отпуска в 7 дней мы 3,5 дня тряслись в поезде туда и 3,5 дня обратно.

Плацкарт, естественно, иначе бы вообще денег на "там" не хватило. Поезд из Омска в Сочи -- проходящий. То есть, тогда, до появления прекрасных сайтов и приложений, это означало, что билеты без места. Ты просто садишься в вагон -- и тебе назначают места, какие уж остались. Нам с мужем досталось две верхних боковушки в разных концах вагона. У меня за одно место до туалета в одну сторону, у него -- в другую.
3,5 суток.

У меня с собой в дорогу 3 книги. Не очень маленькие. Полноценные. Ну, три книжки на две недели. И к тому же: ведь там будет море, там будет не до книжек! Три книжки точно хватит.

Мы еще путешественники не слишком опытные: это был наш всего лишь второй вояж без старших (что у меня, что у мужа; первый тоже был общий, годом ранее, в Боровое).
Поэтому кое-какие привычки нам достались от советского прошлого. Например, мужу заботливые родители положили в сумку консервов. Ну, это же логично? Во-первых, надо чем-то питаться в дороге. Во-вторых, там, на месте -- тоже. В Сочи точно все втридорога, нельзя покупать продукты в Сочи, а уж о еде в кафешках бедные студенты и заикнуться не могли. Поэтому -- у мужа в сумке одна майка, одни плавки и все остальное -- консервы. Я точно помню, что он готовил в путешествие двое плавок. Но, кажется, тогда не влезали консервы.
"Доширак" (извечный спутник всех россиийских поездошественников) и который тогда еще назывался "чойс" у мужа тоже есть. Я же его не выношу почему-то. У меня в сумке еда в дорогу, которая по заветам предков в поездах не портится. Вареные яйца. Запеченая курица. Сыр. Копченая колбаса. Хлеб, стремительно в дороге черствеющий, но, как ни странно, становящийся все вкуснее при удалении от дома и от домашней еды)))) И целый пирог -- зебра, как сейчас помню. Тоже есть. На дне сумки, заботливо упакованная и положенная на дно, чтобы не помялась никак.

И с этой самой едой (родители очень постарались, чтобы забить сумки едой на 14 дней. В Сочи точно еду покупать нельзя!) надо было еще впихнуть в сумки книжки. Вы знаете сколько весит большая спортивная сумка, набитая консервами? Ну, это немножко адище. Чемоданов на колесах тогда тоже не было. Ну, собственно, и не было городов/вокзалов/аэропортов, в которых инфраструктура позволяла бы пользоваться подобными чемоданами. Так что все на своем родном горбу. У мужа -- большая сумка на плечо. И у меня большая сумка.

Расчет, собственно, в том, что до вокзала в Омске довольно близко (и, возможно, нас подвозил Костин папа -- я не уверена, но может быть, не помню). От вокзала до гостиницы и обратно у нас трансфер (при заказе гостиницы, бонусом). Ну, собственно, на себе тащить все это не так и много -- как-нибудь справимся.

Ах, да. Книжки. У меня с собой три книжки. У мужа, кажется, даже 4. У меня, как водится, в путешествиях всегда беллетристика (я хоть убей не помню что, но почти 100%, что какие-то детективы). У мужа точно две фантастики и две книжки он помнит дословно до сих пор -- это по теоретическому программированию. Одна "Регулярные выражения", вторая... Нет, я не помню, что вторым было.

Ну, вобщем. Путешествие начинается. Мы в полном предвкушении. Я первый раз увижу море! И даже две верхние боковушки в разных концах света вагона нас не могут разочаровать.

Нижние соседи нам попались те еще. Какие-то бабульки. Когда мы хотим пообедать, мы должны слезно просить, чуть ли не на коленях, чтобы нас пускали поочередно то на одну нижнюю полку, то на другую. Скорбно охая, бабули пускают. Скатывая матрас на одну половину полки. Мы должны сидеть вдвоем на одном сидении. Нельзя убрать бабкин матрас.
В первый день, кроме обеда и ужина мы хотим на ночь попить чаю. Поджимает губы недовольно. Говорит: "полка моя! И куда я пойду?" Садится со скорбным видом на одну половину. Смотрит жадным взглядом, что мы едим. Мы, конечно, делимся -- но бабуля отказывается: "вы тут не разводите на сто лет, спать уже пора!" (и это в 9 вечера примерно).
В другие дни нас пускают ровно по 3 раза в день: завтрак, обед, ужин. Остальное барство, и нечего ради ваших прихотей честную бабушку лишать единственного пристанища в жизни.

Иногда можно постоять возле окошка в тамбуре, обнявшись, и глядя в окно. Но кто знает, как устроены плацкарты, знает, что окошка два: возле туалета (оно же над переполненным мусорным баком) и возле проводников: "не стойте тут, вы мешаете работать". Пару раз мы тайком пробираемся в купейный вагон (который был через один). В купейном можно стоять в коридоре, у "ничейных" окон. Но проводники нас сразу же запомнили -- и гоняют, не наш же вагон. Вобщем, примерно 22 часа в сутки нечего делать, кроме как находиться внутри своих полок. На которых нельзя ни сесть, ни встать на колени -- только лежать. Хорошо еще, что мы хотя бы роста не очень высокого.

Я прочитала все, что брала. Муж прочитал все. Мы меняемся. Я прочитала даже те самые "регулярные выражения" (вторую я тоже прочитала -- но вообще не помню, что была за книга, простая какая-то). Муж выучил "регулярные выражения" почти наизусть (что, кстати, потом много раз вспоминал добрым словом -- теория, почерпнутая там, помогала ему не раз в его проф.деятельности), до сих пор их вспоминает.

Большой плюс: едим мы мало. Ну, пару консервов -- но консервы есть неудобно, и вдруг еще не дай бог случайно заляпаем что-то на бабкиной полке? Ну, кусок сыра-хлеба-яйцо. Вес еды не уменьшается, короче, практически. Ну, а если и уменьшается, то начиная с более легких продуктов. Консервы хранились до того самого Сочи, в котором нас ждали космические цены на еду. Пирог "зебра" так и скучал на дне сумки. Скучал -- потому что нормально почаевничать же не было возможности.

Но мы совершенно счастливые едем отдыхать к морю. Ибо студенты, ибо книги еще не закончились, и ибо вместе.

Часов за 16 до конца нашего путешествия на поезде (как раз закончились все наши книги), освободились две боковушки одна над другой. И сердобольная проводница разрешила нам "съехаться".

Черт побери! Это же просто счастье какое-то. Первым делом, мы достаем со дна сумки мою "зебру", разрезаем, и долго с наслаждением чаю с зеброй, сидя друг напротив друга, болтая и веселясь. А потом я пересела к мужу (мы как-то уже привыкли сидеть на одной половинке), и так (я в его объятьях) долго-долго, до темноты, смотрим на мелькающие в окне пейзажи и тихонечко шепотом болтаем обо всем подряд. Лежать в полках уже не можем вообще (но остается всего-то одна ночь). А вот так сидеть в объятьях любимого и просто смотреть в окно, на мелькающие поля, провода, какие-то деревеньки -- какое же это счастье. И вот такой двойной боковушки на двоих -- очень даже хватает.

А на утро мы почти доехали до Туапсе. Ну, как "почти". Нашему поезду оставалось еще часов 6 в пути по плану, когда он остановился (т.е. это часа 2 до Туапсе, да?). За несколько дней до нашего приезда на побережье сошел сель. Пути размыло. Их восстанавливают, но еще нет, не восстановили. Поезда стоят. Я забыла уже, как называется та станция, где мы остановились -- но было много-много путей, и все-все забиты поездами. Некоторые люди живут там в поездах уже много дней. И никто не знает, когда же поезда пустят. (Пустили чуть больше, чем через сутки).

Мы не можем себе этого позволить. У нас ровно 7 суток на море!
и первые сутки начинаются вот-вот, сегодня в обед! На электричке мы доехали до Туапсе (поезда дальше не шли, а электрички до Туапсе шли, дальше -- нет).
Пожалели, что у нас уже оплачен отель в Адлере. Так бы можно было в Туапсе и остаться. Но денег-то уже нет! То есть, у меня нет. У мужа немого есть. У него и своих, напомню, побольше всю жизнь, и родители ему подкинули. Такси от Туапсе до Адлера (а других путей добраться в Адлер нет) стоит ровно столько, сколько я взяла с собой всех денег на жизнь на неделю и на "экстренное" (ну, с учетом великолепных консервов, конечно).

Ну, вобщем, муж оплатил такси. Я до сих пор помню все эти мои моральные метания, что "ты не должен за меня платить" и вот это все. Одно место в такси (а такси продавали по местам! мы ехали еще с попутчиками) стоило столько же, сколько поезд Омск-Адлер, туда и обратно. И это вот самое такси высадило нас не около гостиницы Изумруд (за которой высоко на горе была наша гостиничка), а около гостиницы Известия. И мы, первый раз в Сочи, идем искать нашу гостиницу. С сумками, ага. Кто не знает, между этими двумя гостиницами 1,5 километра. У мужа сумка до верху набитая консервами. И потом нам еще подниматься на гору. Практически на вертикальную отвесную стену еще полкилометра вверх.

А мы этого не знаем. Таксист нас высадил. Говорит: вам к Изумруду -- вот Изумруд. И укатил. А оказалось, что это не Изумруд -- Известия.
Я никогда не слышала, чтобы мой муж так матерился, ни до, ни после. Мы узнали у кого-то дорогу (скорее, направление) и пошли. Гугл-карт тоже еще нет, да и сотовые, хоть уже и появились, но омские сотовые в Сочи -- это считется роуминг. И, в общем, можно считать, что сотовых тоже еще нет (у меня правда еще не было; у мужа остался в Омске). Муж таскал эти консервы часа два по той безымянной станции, где мы пересаживались в электричку. Потом таскал с собой эти консервы час по дорогам Туапсе, пока мы искали такси.
Вобщем, когда мы узнали, что гадский таксист высадил нас не там (местные нам предлагали довезти нас на такси прямо до нашей гостиницы -- но просили еще столько же, сколько стоил путь от Туапсе до Адлера, а до этого путь от Омска до Туапсе; и денег просто уже не было ))))
Вобщем, когда муж узнал, что до нашей гостиницы еще идти и идти, он открыл сумку и аккуратно столбиками выставил все консервы под дождь (а, да! еще в Адлере смурно, серо и накрапывает дождь -- очень драматично). И потом муж взял мою сумку (где была еще половина "зебры", где были те три самые прекрасные бумажные книги, где было аж два моих купальника!) -- и потащил вот эти вот два оставшихся километра. А я тащила его сумку, которая стала легче моей, ведь там были одни (!) его плавки и "регулярные выражения" (и еще какая-то вторая по программированию и две фантастики).

/* Тут должно быть еще фото -- но у меня больше нет фоток из Сочи. Они в Омске остались, в фотоальбоме. Как жалко, что тогда не было инстаграма! фотоальбом, который всегда при тебе. */

Обратный путь не настолько остался в наших сердцах. В основном помню то, что читать было категорически нечего ни в Сочи, ни в пути обратно. У нас были билеты с местами. Это были места 35 и 36 в плацкарте (т.е. короткие у туалета) -- но насколько же круто было, что можно хоть всеми днями сидеть на полке!

А, ну и выводы, которые мы сделали:
* В Сочи вообще дешевые цены! Все фрукты дешевле, чем в Омске. А на фруктах можно очень долго жить. Вино очень дешевое, вкусное, его дофига. И если немного выпить, можно уже не закусывать)))) Даже мы, бедные студенты, поняли, что дешевле питаться прямо там. И, кстати, кафешки мы тоже нашли очень вкусные и очень дешевые.
* С тех пор это вообще моя страсть: искать в городах мега-вкусные и мега-дешевые кафешки одновременно. Такие, непафосные, а для своих. В Сочи это была забегаловка в районе вокзала, где питались только сотрудники ржд (и мы). Там было ровно два блюда: харчо и хачапури-лодочки. Но это были лучшие харчо и хачапури, которые мы ели вообще когда-либо. И было как-то очень дешево. Обед на двоих по цене одной консервы.
* "Зебра" реально не портится вообще абсолютно (если чисто пирог без крема). Она может засохнуть, но становится совершенно шикарным сухарем. Но вообще ей ничего не делается.
* Никогда, никогда, никогда в жизни мы не брали больше с собой еду в путешествие. Хотя "Зебра" до сих пор мой любимый пирог и любимая основа для тортов.
* В обратной дороге мы питались пирожками, купленными на вокзалах! И -- черт побери! -- это очень вкусно. Вкуснее консервов или бутербродов. Это горячая еда. Это вообще кайф! И вопреки всем вашим хиханьки -- с животом не было вообще никаких проблем.
* Море того стоит. Однозначно. Когда мы в первый же день, в тот же день, когда под дождем брели от гостиницы Известия до гостиницы Изумруд и потом вверх по горе на полкилометра по улице (как сейчас помню) Православной, вечером пошли к морю (и мы не знали дороги, было уже темно -- и поэтому шли к морю как попало, перелезая через заборы и перепрыгивая через железнодорожные пути, и утопая по колено в грязи -- хотя днем по светлу обнаружилось, что там есть красивый, чистый и цивильный путь). Короче, мы плюхнулись в первый же день (в ночь) в это самое море -- и были абсолютно, абсолютно счастливы. (Даже несмотря на то, что сексом в море заняться не получилось -- Черное море для этого холодное)))).

/*Муж говорит, что можно поставить фотку любого другого моря. Например, сегодняшнюю фотку Карибского моря, а не фотку, снятую ровно полжизни назад в Сочи. Потому что моря все одинаковые, и кто там разберет. Но это будет уж совсем нечестно. Поэтому я вставлю хотя бы фотку Черного моря. Хотя и не с того берега.*/

* А, ну и главный вывод, ради которого затевался этот пост. Как круто, что появились читалки! С читалкой и электронными книгами я могу не волноваться, что придется читать "регулярные выражения". И уж тем более я могу не волноваться, что на обратном пути нечего будет читать.

Да, конечно, мы не скучали в отпуске. Были и море (первый раз в жизни), и прогулки, и дендрарии всякие, и рынок с многообразием фруктов, и чурчхела (тоже в первый раз), и вино вкусное и много, да и просто не до скуки было. Но это как в притче про тот стакан, в который сначала насыпают камни, потом щебень, потом песок, а потом доливают еще пива. Так вот, "как бы ни была полна жизнь, в ней всегда найдется место для хорошей книжки", понимаете? И читалка позволяет устроить жизнь так, чтобы не только место для книжки нашлось. Но и книжка для места нашлась. А не как в старые времена.

Старый пост про электронные книги. Про мое к ним отношение. Аналитика про их плюсы и минусы.