В воскресенье провели олимпиаду. На ней было три моих задачи. Две совсем простых, так называемых "утешительных", одна сложнее.
Задача про то, что еще просто не успело войти в учебники.
Вася проплыл от Пирса до Высокой сосны по реке и вернулся назад. При этом его фитнес-браслет показывает, что путь туда был 2 км, а путь обратно 10 км. На каком расстоянии находится Высокая сосна от Пирса?
/* Задачу может решать 5-6-классник, для него она будет средней сложности. Для учеников 9-11 класса такая задача "утешительная". Мы ее предлагали в 11 классе как утешительную. */
Про две другие задачи, коллеги сказали так: "Размещать их в такой формулировке на олимпиаде -- подсудное дело!" Поэтому на олимпиаде мы формулировки изменили (не изменяя, конечно, смысл задачи). Но в своем жж я могу писать всякую чушь -- ведь мой жж не является СМИ, к счастью, и вообще не является официальным сообщением никого (даже меня).
Задача про Омск.
В Омске Нефтезавод производит 10% загрязнения воздуха, а остальное загрязнение - от автомобилей. Но пессимистичные омичии говорят всем, что половина загрязнения воздуха в Омске - от Нефтезавода. Вопрос: какую часть машин надо удалить из города, чтобы слова жителей стали правдой?
/*Задачу может решать 6-классник (5-классник пока не знает, что такое проценты). Для него она будет средней сложности. Для учеников 8-11 класса такая задача будет "утешительной". Мы ее предлагали в 8 и в 9 классе.*/
На олимпиаде мы убрали название города и завода из задачи. Был "город О" и "Завод". Т.е. полное "все совпадения считать случайными".
Произошел забавный случай. Коллега читает задачу: "В городе О Завод производит 10% загрязнения воздуха. О! Катя, это что, задача про нас? Вряд ли 10, я думаю, все 50!" Я говорю: "Читай дальше! Задача прямо из жизни."
Задача про рыбок Дори.
В доме престарелых живет 8 стариков. В 10-00 им звонят родственники и рассказывают каждому ровно одну новость. Все новости разные. Каждый час каждый старик пересказывает все новости, какие знает, одному собеседнику. Потом ищет нового -- и рассказывает новому. (т.е. с 11-00 до 12-00 одна беседа, с 12-00 до 13-00 другая беседа и т.д.). Но вот беда: старики все забывают и помнят только те новости, которые узнали (или, возможно, услышали снова) в последней или предпоследней беседе. Вопрос: через какое минимальное время все старики могут узнать все новости?
/*Эту задачу может решить 5-классник. Но пятиклассник не сможет написать (или даже, скорее всего, рассказать) к задаче грамотное решение. Начиная с грамотных 8-классников эта задача становится посильной. В любом случае, эта задача не будет легкой ни для какого класса. Сложность решения такой задачи одинакова и для 8-классника, и для 11-классника. Но грамотность у 11-классников должна быть выше, писать они должны лучше. 8-класснику будет трудно грамотно изложить мысли. Мы ее предлагали в 10 классе. */
В ред.коллегии решили, что задача получилась неполиткорректная и в формулировке заменили стариков в доме престарелых на рыбок Дори на коралловом атолле.
Бывают задачи, в которых практически невозможно дать правильный ответ без правильного решения. Т.е. задачи условно как для "тестов". Таковы задачи про Завод и про Пловца. Если ты даешь правильный ответ -- практически нет шансов, что ты дошел до него неправильным решением.
А вот задача про престарелых рыбок -- она не такая. Догадаться до ответа ничего не стоит. А вот доказать, что ответ верный -- сильно сложнее.
(Картинки для привлечения внимания -- из интернета).
Внизу поста -- должны быть ссылки на старые посты из моего жж с моими задачками.