Недавно случайно зацепилась и посмотрела фильм
"Счастливого нового дня смерти"
(это вторая часть от фильма "Счастливого дня смерти", который я смотрела давно).
Это такой фильм для подростков. В целом фабула следующая: девушка красотка и пустышка, супер-популярная (правда, не в хай-скул, а в универе -- но смысл почти один) просыпается в свой день рождения, а к вечеру ее кто-то убивает. И она заново просыпается в том же месте, проживает заново тот же день. И пытается узнать, кто же ее убил, выжить, и при этому разорвать "петлю времени". Заодним перестает быть стервой и становится вполне приятной девушкой.
Сначала один фильм про это -- смотреть еще можно, если под пиво. Второй фильм уже лучше не смотреть, ибо столько мы не пьем.
Фабула понятная, и называется эта фабула -- "петля времени", когда время нелинейно, а зациклено в петлю. Поскольку в целом идея-то забавная, я пересмотрела (или посмотрела впервые) несколько фильмов на эту же тему.
Давайте поделюсь.
Классика жанра про "петлю времени", фильм
День сурка
Смотрели вместе с сыном Денисом. Как каждый раз, понравилось.
Конечно, это в чем-то романтическая комедия, в чем-то мелодрама.
Но из всех "петель времени" мне именно "День сурка" нравится больше других. Именно потому, что он больше похож на обычную жизнь. Ведь как мы все живем? У большинства из нас бесконечный день сурка. Проснулся -- в универ -- пары -- домой -- ужинать -- в тырнетике позависать -- заснул. И так итеративно, днем за днем. Может, у кого цикл не дневной, а недельный. По вторникам спортзал, по пятницам бассейн, по субботам в парк с детьми. Даже декорации не меняются -- все одинаково, день за днем, неделя за неделей проживаем свою жизнь.
Именно в "Дне сурка" повторяется в целом обычный, ничем не примечательный день. Но надо прожить его так, чтобы потом не было стыдно ) Как главный герой. Чем он занимается вначале, когда узнает, что бессмертен? Знакомится с женщинами, грабит банк, устраивает пьяные кутежи. Но постепенно понимает, что день сурка надо проживать как-то по-другому. Учиться чему-то новому, помогать людям, прожить день так, чтобы было не стыдно. И из полного засранца (простите мой французский) главный герой становится вполне приятным человеком.
Это очень интересно: сравнить свою жизнь именно с днем сурка и понять, как сделать ее наполненной смыслом. Как вырваться из бесконечной "петли времени", встряхнуть себя. И надо ли выбираться?
Именно поэтому "День сурка" в этой всей подборке фильмов про "петли времени" самый мой любимый. И именно поэтому он сильно выделяется.
"День сурка" не был самым первым фильмом про петлю времени. Чуть раньше дня сурка, в том же 1993 году вышел фильм
12:01
Все то же самое. Петля времени, главный герой проживает один день снова и снова. И только он один помнит все предыдущие попытки прожить этот день. А все остальные -- статисты.
Тут снова день заканчивается убийством -- убивают девушку, которая нравится главному герою. И он должен так прожить день, чтобы ее спасти и узнать, что происходит.
В интернете пишут, что создатели этого фильма долго судились с создателями "Дня сурка", кто у кого идею украл.
Лично мне, как я уже писала, идея "Дня сурка" кажется интереснее и богаче. Основное (на мой взгляд) именно в том, что день самый обычный, не судьбоносный, не убивают никого, и мир спасать не надо. Именно так можно провести аналогию со своей жизнью, задуматься о себе. А ведь о себе всегда думать интереснее )))
Я не знаю, в чем дело. То ли в том, что мне "День сурка" больше нравится, то ли объективно это так, но фильм "12.01" мне кажется уже существенно устаревшим. А "День сурка" почему-то на все времена (и сыну было нескучно его глянуть). И сыну-Денису смотреть этот самый 12:01 было скучно.
Голливуд и не знал, и "Свердловская киностудия" с ними не судились, но за 6 лет до "Дня сурка" и до "12:01" в 1987 году наши сняли фильм
Зеркало для героя
Идея почти такая же. Два советских гражданина из 87 (кажется) года, прямо с концерта Наутилуса Помпилиуса попадают в 8 мая 1949 года. И проживают это самое 8 мая день за днем. Отличие от других фильмов в том, что память сохраняется у двух героев, а кроме того, герои оказываются в том месте, где закончили предыдущий день, а не каждый раз в одном и том же.
Знаете, фильм, конечно, устарел по визуальным образам, по диалогам. И всю эту советскую идеологию смотреть уже не очень. И динамика фильма уже не та, чтобы он держал в напряге от начала до конца -- он неспешный такой. Но смотреть его интересно! Намного лучше, чем "12:01", скажем. И опять же, тут герои не умирают и не спасают кого-то от смерти, они просто проживают один день, недоумевая, за что же им такое.
Я бы сказала, что этот фильм намного ближе к нестареющей классике, чем многие другие из этого списка. Мне даже странно, что я его раньше никогда не видела. Хороший.
Зато на контрасте один из самых зрелищных фильмов, достаточно современный блокбастер на ту же тему -- фильм с Томом Крузом и Эмили Блант (2014 года)
Грань будущего
Война с инопланетными захватчиками, которые похожи то ли на осьминогов, то ли на пауков, но точно крайне мерзкие. И изначально способность так проживать один день, пока не проживешь его идеально -- это способность инопланетян как раз.
Вот опять -- день заново и заново, но день не обычный, и даже не просто себя или любимую девушку спасти, а спасти весь мир (у Тома Круза, конечно, задач калибром меньше и не бывает).
Фильм классный, пиу-пиу, тыщ-тыщ, и так далее. Хотя как во многих блокбастерах, на логику подзабили.
Смотрели опять с сыном Денисом (у меня Денис главный напарник по просмотру фильмов) -- Денису понравилось.
В 90-х же (в 1997) на эту же тему сняли фильм
Провал во времени
Фильм сели смотреть опять с сыном Денисом.
Ну, что вам сказать. Это вот тот типичный боевик из 90-х, где создатели забили вообще на все: на физику, на логику, и в связи с тем, что старые спецэффекты уже не зрелищные, а драки нынче ставят совсем не так, в фильме ничего и не осталось. Короче, Денис это смотреть не смог. И это действительно плохо.
Хотя, если честно, тот же 12:01 -- примерно того же калибра.
Тут снова, понятно, все умрут при естественном ходе событий -- и надо это предотвратить.
Когда мы смотрим фильмы типа "Дня сурка" или той же "Грани будущего" волей или неволей возникает естественная аналогия с компьютерными играми и сохранялками. Эту аналогию взяли за основу в фильме 2018 года
Брандашмыг
Этот фильм как раз ничего, понравился. Тут как раз парень пишет игру -- и вдруг понимает, что сам живет в игре, делает выборы, и начинает заново (тут не один день он переделывает, а более длительный срок).
Тут, наверное, мысли не только о том, как идеально прожить свою жизнь, а опять как в матрице -- что реально, а что нереально. Мы с вами -- есть у нас свобода воли и свобода выбора, или мы в Матрице?
Один из самых хорошо снятых фильмов на эту тему, фильм, который скорее артхаус, чем что-либо еще. И существенно европейский (а не голливудский) -- это фильм
Беги, Лола, беги
Немецкий фильм 1998 года.
Тут Лола с лозунгом "любовь может все" проживает заново всего лишь 15 (ну, пусть 20) минут -- и возвращает реальность к исходной точке, если ее развязка событий не устраивает. В отличие от "Дня сурка" она проживает не много лет в петле, а всего-то несколько раз до желаемого эффекта.
Это тот пример, когда нам показали красивый фильм, очень хорошо снятый фильм, интересный фильм, но плохой. Мне не нравится история, которую нам рассказали. Мне не нравится Лола, мне не нравится ее парень, мне не нравится ее отец, и вообще я не понимаю, почему эти герои заслуживают хорошей развязки и настоящего чуда.
Если для главного героя "дня сурка" (а я волей-неволей все фильмы про петлю времени сравниваю именно с "днем сурка") повторяющийся день становится проклятьем и нужен для того, чтобы он исправился, стал хорошим человеком, то Лоле просто дают второй шанс и не исправиться, не поступить хорошо, нет, просто так скомбинировать случайности, чтобы для нее стало все зашибись.
В фильме Исходный код
создатели опять попробовали объяснить, откуда берется петля времени. (Как это мы видели в фильме "Грань будущего" -- и там это получилось плохо).
Произошел теракт. И сознание военного (от которого из-за полученной травмы мало что осталось, кроме сознания) засовывают в тело человека, пострадавшего от теракта. Сохранились там всякие квантовые колебания пространства-времени, бла-бла-бла, и изменить ничего нельзя, но в сознании человека подглядеть в прошлое и узнать, кто совершил теракт, а также предотвратить новые теракты -- можно.
И перед героем (и перед зрителями) опять встает вопрос: можно ли изменить будущее? А если это будущее, которое вообще-то прошлое? Можно ли изменить прошлое? Есть ли свобода выбора, и зависит ли от нашего выбора хоть что-то?
Фильм посмотреть один-два раза вполне можно, по-моему.
И последний фильм, про который хочется сказать тут же, который в чем-то похож, но тут никакой абсолютно фантастики -- фильм
50 первых поцелуев
У героини травма. И она помнит свое прошлое до дня аварии. А вот то, что с ней происходило весь день -- не запоминает (хотя в течение дня помнит). Каждое утро встает и думает, что сегодня -- 13 октября прошлого года. А близкие (отец, брат и друзья) не хотят ее расстраивать -- и каждый день отец на крыльцо кладет газету за 13 октября, каждый день она приезжает в знакомое кафе съесть "воскресные" вафли (у героини каждый день воскресенье) -- и никто ей не говорит, что сегодня не воскресенье. И таким образом, у ее отца -- вот тот самый день сурка. Он-то все помнит, и каждый день проживает раз за разом.
А тут находится парень, который решает за нашей героиней приударить. И не просто приударить. День за днем, день за днем добиваясь каждый раз ее внимания, как в первый день, он влюбляется в нее, хотя раньше никого не любил.
Такой симпатичный простенький очень романтичный фильм. С Адамом Сэндлером и Дрю Берримор.
Давненько у меня на ту же идею
упоминался сериал "Новый день" -- норм сериал. И
недавно -- сериал "Матрешка" -- тоже норм сериал. Не шедевры, но смотреть не скучно.
Кстати, моя любимая тема. Захватил уже искусственный интеллект мир, или еще рано волноваться. Смотрите, что мне выдал Гугл:
Про что конкретно фильмы Арка (2016) и Матрица времени (2017) (которые вон там гугл подсказывает) -- хоть убей, не помню. Я их смотрела, они очень проходные. Оценки на Кинопоиске стоят 6 и 5 соответственно. Значит, смотреть Арку под пиво еще туда-сюда, а Матрицу времени не надо.
Еще было как минимум несколько фильмов на эту же тему, которые я смотрела. Но они по-любому не такие сильные как "День сурка", не такие советско-ностальгические как "Зеркало для героя", не такие пиу-пиу-тыщ-тыщ как "Грань будущего". Вообще, из этой подборки "12:01" и "Провал во времени" не рекомендую, а остальное -- норм, можно посмотреть, если не видели.
Из подсунутого Гуглом, фильм "Треугольник", кажется, не видела. Но уже не лезет ))
А фильм "Петля времени" с Брюсом Уиллисом не о том, он о том, что время как Уроборос (о том, что рушатся причинно-следственные связи, если прыгать во времени), а не о зацикленности.
upd: Посмотрела "Треугольник". Петля времени, скрещенная с уроборосом, триллер. Мне показалось, что там авторы сами запутались в середине. Ну, и много чего завязано на психически больных людях -- т.е. их поведение и не должно быть логичным. Но вообще -- фильм интересен хотя бы тем, что создатели отошли от идеи "прохождение квеста" для разрывания петли времени.
upd: Посмотрела фильм "День курка". День сурка в формате боевика, очень бодрый и не без юмора. Короче, ничего, на один раз -- отличный фильм!
"Зависнуть в Палм-Спрингс" ромком в формате Дня сурка. И тоже -- не худший представитель жанра. Пойдет.