Давно хотела написать свое драгоценное мнение о законе принятом 1 сентября 2012 года. Нашумел больно закон о защите детей от информации вредящей их развитию и здоровью. Много о нем говорили по радио, стало интересно составить свое мнение.
После первого прочтения, кроме слова "Жопа!" у меня ничего не было. Потом эмоции схлынули. Объективно, что-то вроде этого все же надо, однако, не в такой неоднозначной форме.
Начнем с того, что закон не распространяется на оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (ст.1. п 2.3). Так что расслабьтесь, ваше "Ну, погоди!" не должно попасть под действие закона. А если этот мультик попадает (я так и не поняла, что там), то позор ГосДумцам.
Второе, убило количество перекрестных отсылок. Бумага нечитаема из-за них.
Третье. В принципе, я согласна со ст.5 п 1.2
"К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1)побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2)способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродажничеством, попрошайничеством;
3)обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4)отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5)оправдывающая противоправное поведение;
6)содержащая нецензурную брань;
7)содержащая информацию порнографического характера.
А теперь по пунктам:
1)побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; - это писал тот, кто общался с детьми с подавленной волей??? Здорового ребенка в равновесном психическом состоянии трудно побудить к самоубйству или причинению вреда его здоровью мультиком или телепередачей для детей. Если мы берем подростка, то последние случаи подросткового суицида связаны со школой в основном или с компьютерными играми. Вопрос: где родители этих подростков-суицидников были? Мои в момент, когда я хотела покончить с собой были рядом, и я с вами, как видите.
2)способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродажничеством, попрошайничеством; - см. пункт первый. Плюс к вышесказанному, о сигаретах, наркотиках и алкоголе ребенок узнает с улицы. У меня оба дедушки курили и дядя. Желание выкурить первую сигарету появилось у меня лет в пять, уж больно красивым мне казался тлеющий кончик сигареты. Курение в кино и мультиках меня оставляло хладнокровной. Курящие друзья, курят по подражанию родителям.
Про алкоголь ребенок узнает, к сожалению, очень рано. Выйдем на улицу после шести вечера и просто постоим и понаблюдаем. На том же Выхино в это время можно насчитать до полусотни людей с пивом минут за 15. Вот и вперед! Если ребенку повезло и родители не пьют, то на улице он узнает, что есть пиво, а старшие товарищи всегда предложат попробовать. Нередки случаи, когда родители сами предлагают ребенку выпить. Опять промах, дорогие законодатели.
3)обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; - ООООО, эти предусмотренные законом случаи! ПесТня! Позже чуть выскажусь!
Был случай в моей практике, когда православнутая матушка защитила своего сынишку от любого знания о насилии, о том, что бывает больно другим. Ребенок, с его естественным любопытством ... свернул шею попугаю в детсаду и отрезал птичке голову, потому что ему было интересно. При этом ребенок 5 лет откровенно не понимал за что его ругают, почему другие дети вдруг заплакали, когда он это сделал. Что такое жалеть, ребенок не знал. Когда не знаешь, что бывает больно другому, не понимаешь, что такое сочувствие и жалость... Где был воспитатель, к слову? На педсовете. У нас видите ли принято в тихие часы в детсадах педюшники устраивать.
4)отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; - Гриффины под запретом! Ура! Хотя я и сама люблю их посмотреть, но вот тут я согласна, что-то от формирования пренебрежения близкими там есть. Другой вопрос, когда мама с папой ребенка приучают брезговать бабушкой, допустим. Был опять же случай, когда мама сдавала ребенка в санаторий не скрывая, что она от дочки устала. В семь лет ребенок совершенно спокойно это понимал, принимал и не жаловался. Их дело, просто все сейчас говорят об упадке семейных ценностей. А как говорил профессор Преображенский: "Разруха в головах".
5)оправдывающая противоправное поведение; - ДА!
6)содержащая нецензурную брань; - вернемся еще к этому пункту.
7)содержащая информацию порнографического характера. - ДА!
Статья 7. (выдержка) [информация] содержащая, оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия <...> при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жртве насилия и (или) осуждения насилия; - все так. Только вопрос, что такое "ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия" - пыталась вспомнить примеры: глухо.
Статья 9. (выдержка) ...выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию, (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства); - а вот мы и пришли к тем самым исключениям предусмотренным законом. Еще раз перечитаем это место: 3)обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; и это: (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства).
Статья 7 предусматривает, что дети до 6 лет учатся, на неких ненатуралистических изображениях тому, что насилие это плохо-плохо. И с 12 они резко узнают, что в целях защиты прав граждан с ними, вполне натуралистически могут расправиться. Там-то будут доблестные, честные беленькие и пушистенькие полицейские, омоновцы, солдаты и генералы... А в реальности седые и волосатые полицеские действующие по указке свыше будут бить мирных митингующих (при условии, что они действительно мирные)... Это способ манипуляции: не высовывайся - не огребешь. Мило...
Статья 10. п 4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани; - без подсказки не догадалась... Здесь бы неплохо перечень составить. Вот "Сукин сын" это мат или не мат? Сволочь, мерзавец, бастард, ублюдок, мразь, корова, козел и т.п. - те самые слова, предусмотренные п.4, и они разрешены к употреблению в информационных продуктах с маркой 16+. Ну да... Возле любой школьной курилки постоим послушаем, как разговаривают дети лет 12... И закусим язычок.
К слову, мат дети приносят очень часто из детского сада. Слово "блядь" - ребенок трех лет совершенно спокойно говорит, придя из детского сада, а уж у кого он этого набрался не узнаете. И опять же часто дети слышат нецензурщину на улице или из программ типа "дом-2", про интернет молчу.
И опять же, думаю уместно будет сказать, что нецензурная ругань в подрастковом возрасте - один из путей освоения языка. А вот употребление этих слов, понятие о том, что это уместно/неуместно, воспитание культуры языка - работа родителей, которая систематически не исполняется. Это то, сознательное табу, которое должно воспитываться. А то получается натуральное вранье, по телевизору ругаться нельзя, мы от детей скрываем эту часть языка, а они видят, что это все есть в реальной жизни... Значит, быть двуличным не только можно, но и поощряемо.
Статья 10 п.5. не эксплуатирующие интереса к сексу и носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания дейтвий сексуального характера; - О чем вы, золотые мои?! Что за набор слов? Речь, я так понимаю, о поцелуях в щечку и букетно-конфетных отношениях?! Не расписано, не понятно, что можно показывать, а что нет... И да... Примите какой-нибудь закон о том, что нельзя сношаться на улицах, и я щас не о кошечках-собачках... Мы одно время участкового вызывали, чтобы утихомиривал влюбленную парочку, средь белого дня сношавшуюся в кустах под нашим балконом... Ну, заодно и кошачкам-собачкам запретить размножаться на улицах.
Статья 11 п.4 Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 (это те 7 спорных пунктов) настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
1) учебников и пособий, рекомендуемых или допукаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования; (бред бредовый, зачем прописывать это в законе, если все равно маркировка по возрасту делается, без этого никак).
2)телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; (об этом чуть ниже, а в принципе весь закон сводится на "нет" только одним этим пунктом)
...
А теперь барабанная дробь. Пункт 7 статьи 11:
Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию,предусмотренную статьей 5 (это те 7 спорных пунктов) настоящего Федерального закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутсвия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий. - Знатоки, внимание вопрос: А если ребенок уже там??
И на сладенькое - маразм.
Статья 16 п.1
Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной плиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред развитию и (или) здоровью детей. - сначала подумала: вот это хорошо. Потом представила ситуацию. ребенок первого-второго класса, у которого есть карманные деньги, но нет умения ими пользоваться захотел купить себе газету. Таких детей мало, но иных уникомов я знаю. Он тычет пальцем в такое вот издание, которое ничего не предвещает. Тетя-киоскер, которой все равно, либо просто она сама не в курсе, либо подзабыла о чем эта "бомба" продает ему. Ребенок открывает... а там "веселые картинки" допустим... Да, закон нас сильно защитил...
И та же хрень, что с пивом и сигаретами, нельзя такую продукцию распространять в школах, и на расстоянии менее, чем сто метров от границ их территорий (ст. 11 п.3). С пивом и сигаретами не сильно прокатило, тут то же самое.
P.S. Все вышенаписанное идет под грифом ИМХО. Личное мнение, без претензии. Конструктивные высказывания принимаются, комменты ради поспорить проигнорируются.
Текст закона взят с сайта "Российской газеты".