Подборка на шляпную тему у Ю. Коваля и В. Белова
Спасибо выставке "Сказки в красках!"
-- Люди в шляпах,-- сказала Клара Курбе, задумчиво улыбаясь
Орлову.-- Какой интересный замысел! -- Все в шляпах,-- заволновался Орлов.-- И у каждого под шляпой свой внутренний мир. Видите этого носатого? Носатый-то он носатый, а под шляпой у него все равно свой мир. Как думаете, какой? Девушка Клара Курбе, а за нею и остальные пристально оглядели носатого члена скульптурной группы, прикидывая, какой у него внутренний мир. -- Ясно, что в этом человеке происходит борьба,-- сказала Клара,-- но борьба непростая. Все снова вперились в носатого, размышляя, какая в нем может происходить такая уж борьба. -- Мне кажется, это борьба неба и земли, -- пояснила Клара. Все замерли, и Орлов растерялся, не ожидая, видно, от девушки такой силы взгляда. Милиционер же художник отчетливо остолбенел. Ему, пожалуй, и в голову не приходило, что небо и земля могут бороться. Краешком глаза глянул он на пол, а после на потолок. -- Все это правильно,-- чуть заикаясь, сказал Орлов.-- Точно подмечено. Именно-борьба.
-- А под той кривой шляпой,-- продолжала Клара,-- под той
борьба огня с водой. Милиционер с граммофоном окончательно пошатнулся. Силою своих взглядов
девушка Клара Курбе решилась затмить не только граммофон, но и скульптурную группу. Милиционер-художник обеспокоился. Выбравши одну из шляп попроще, он ткнул в нее пальцем и сказал: -- А под этой происходит борьба добра со злом.
-- Хэ-хэ,-- ответила Клара Курбе.-- Ничего подобного.
Милиционер поежился и, закрыв рот, воззрился на Клару.
Орлов толкнул локтем Петюшку, который чем-то хрустел в
кармане.
Вглядываясь в скульптурную группу, Клара молчала.
-- Под этой шляпой происходит нечто иное,-- замедленно начала
она.-- Это... борьба борьбы с борьбой!
Эти таинственнейшие слова совершенно ошеломили
милиционера-художника и художника Орлова.Одна из керосиновых
ламп внезапно пыхнула и погасла. Все общество, расширивши
глаза, вглядывалось в Клару, соображая, может ли быть на свете
такая неслыханная борьба.
(Самая легкая лодка в мире)
Текст Ю. Коваль.
Графика Ю. Коваль
Папье-маше "Люди в шляпах", 1971
Групповой портрет друзей в мастерской
В. Белов
А вот друзья без шляп
Татьяна Бек о борьбе и шляпах :
(...) у него там все время обыгрывается борьба хорошего с плохим, борьба ветра с морем, в общем такой идет пунктир, и он мне говорит как-то: «Тань, какая может быть еще борьба?» А я подумала и сказала: «Борьба борьбы с борьбой». И ему так это понравилось, что он просто мне жал руку, и он это вставил, и это, я считаю, не устарело. Наоборот, с каждым годом это всё больше характеризует нашу местную жизнь.
(...) Свидетельствую снова и снова: еще Коваль боготворил художницу Татьяну Маврину с ее авангардным лубком и фольклорным новаторством.(...) Ориентировался Юра на Татьяну Алексеевну и просто по человечески - равнялся, что называется, (особенно на ее поглощенность работой и независимость во внешнем виде - например, в надевании на этюды каких-то невероятно странных огромных шляп). Мне Коваль говорил, мысли своей не поясняя: "В тебе не достает мавринизма."
Позже в шляпах явились Валериан Борисычи:
Шлюпка уткнулась носом в берег, и тут же кочечки зашевелились и
каким-то образом нахлобучили на себя велюровые шляпы. Тут и стало ясно, что
это не кочки, а человеческие головы в шляпах, которые торчат из пещерок.
Самая крупная шляпа заколебалась, и из пещерки вылез цельный человек.
Сняв шляпу, он приветственно помахал ею сказал:
-- Добро пожаловать, дорогие Валерьян Борисычи!
(...) "Заведу себе велюровую шляпу, -- думал я, -- стану истинным Валерьян
Борисычем, а там разберемся"
(...)
Тут в воздухе появилась новая огромная шляпа. Она летела книзу дном,
тяжело и медленно. Долетев до нас, шляпа перевернулась, вылила на капитана
ведро помоев и скрылась в тумане.
( Суер-Выер)
И в "Красной сосне" шляпа изумрудного фетра явно отражает внутренний мир спутника Генриетты Павловны.
В "Приключениях Васи Куролесова" соломенную шляпу под пиджак букле надевает старшина Тараканов, и есть еще гражданин Рашпиль в соломенной шляпе, под которой голова его уменьшается.
Головные уборы директоров в "Недопеске" тоже весьма говорящи.
Но вернемся в мастерскую. Отдавая себе отчет в праве художника на недосказанность и художественное обобщение,
все же хочется надеяться, что капитан скульптурной группы обозначит персонажей, а дорогие сообщники поспорят о видах борьбы под их шляпами.
Посмотреть на Яндекс.Фотках