Apr 05, 2011 16:02
после вчерашней дискуссии "публичность в театре" в сердце мука. говорили ни о чем. стена. ограниченность. беспочвенные необоснованные амбиции. уязвленное самолюбие. и как всегда оказалось, что проблем с театром-то (как и со всем остальным в РБ) у нас нет! то есть проблемы, конечно, имеются, но в чем конкретно? этого в ходе дискуссии определено не было.
в итоге - ощущение, что всех устраивает нынешнее положение вещей.
актеров - уёбищные гостеатры. да, реперпуар хуйня, неинтересно, постыло, рвотно. но куда податься? альтернативы - нет. а если и есть - призрачная - некий непонятный альтернативный = любительский театр, но нам, ёптыть, профессионалам с дипломом "любительский театр" тесноват будет. (причем БСТ проходил как раз под штампом "любительский театр". хотя не уверена, что говоривший сие видел хотя бы одну его постановку.)
режиссеров - тоже все устраивает. да, гостеатр - цензура, план, неинтересно, постыло, рвотно. ну так мы в нем и не работаем (режиссеров из гостеатров то ли не было, то ли они отмалчивались)! но, хуй с этим. разговор некоторым боком касался современной драматургии. так почему же не-госрежиссеры не ставят совр. драматургию? оказалось - это беларусы не готовы к восприятию современной драматургии. так все дело в публике! зачем же тогда современной драматургией заниматься? давайте просто элегантно залепим рот и будем дружно и пластчино прогибаться в красивых и замысловатых позах.
вот и получился разговор глухого со слепым.
публику (т.е. тех, кто не занимается,а наслаждаться(?) театром), видимо, тоже все устраивает, ибо она упорно молчала. может ее на дискуссии просто напросто не было? пригласить забыли. ну, бывает. или может не был выстроен диалог с ней? вопрос к организаторам - для чего перед началом обсуждения, как не в качестве затравки для диалога с публикой, была читка?
на мой взгляд - в ходе дискуссии не было определено самой главной проблемы белтеатра - это в подавляющей массе своей гостеатр со всеми вытекающими. нынешнее положение вещей в театральной сфере беларуси просто не дает выбора ни актерам, ни режиссерам. гостеатр творчески мертв, бесплоден. это огромная бюрократическая машина в которой нет места свободомыслию, т.е. творчеству. я не работала в гостеатре, не знаю его кухни, но если верить своим глазам и ушам - ситуация там безрадостная. революционерам в нем путь заказан - не нравится - уходи, увольняйся.
но как мне видится, выход все же есть - создавать т.н. свободные театры. при чем сознательно уходить в подполье или же быть готовым к нему. ибо регистрация театра дело хлопотное и если нет отдельного человека, который займется этим всерьез, положит всего себя на узаконивание общего дитя, то лучше за эту авантюру не браться. да и толку - легальный - значит уязвимый для цензуры, закрытия, увольнения...
по мне - единственная перспектива - незаконорожденные театры. а тут как раз-то все самое интересное и начинается - встают насущные проблемы. отсутствие помещения, матбазы, реквизита, зп... и как вытекающее - времени на постановку, кадров. кто сегодня готов заняться театром не получая мат вознаграждения? вот о чем было бы интересно, на мой взгляд, поговорить. как преодолеть эти трудности и остаться мах независимым?
причем примеры таких независимых театров уже есть. и довольно успешные. из известных мне БСТ, ИНЖЕСТ. конечно, нельзя уравнивать, театр актуальной современной драматургии и пластический театр, особенно в нынешней политической ситуации. у первого могут возникнуть серьезные проблемы с властями. но опять же, это риски, к которым должен быть готов коллектив. проблемы с помещением и финансированием есть у всех "свободных" театров, вне зависимости от их "вероисповедания". интересно было бы подумать вместе как можно способствовать появлению гос независимых театров современной драматургии (именно в них дефицит!) потому как нынешние постановки в гос театрах не имеют ничего общего с современной реальностью. что ДЕЛАТЬ? как обойти запреты? где искать финансирование? вот что на мой взгляд интересно обсудить. а вместо этого чувствовалась ничем не прикрытая ненависть и раздражение по поводу БСТ.
и все же, мной был приобретен некоторый ценный опыт: 1. дискуссия как лакмусовая бумажка показала цвет "тупик". хороший пример, что в этом обществе, сейчас, сегодня нужно стоить дискуссию по-другому. как - не знаю. а может просто пиздеж на тему театра - недопустимая роскошь потерянного времени. театр всегда занимался практикой, а не разговорами.
2. не пизди о том как тяжело, а делай. как говорит Володя Щербань, режиссер БСТ - ПРАВ ТОТ, КТО ДЕЛАЕТ.