Дневное платье 1845-1853 гг.
Реконструкция
Автор: Евгения Янкелевич
Хлопок, синтетическое и антикварное кружево, пластиковый китовый ус, металлические кости.
На «Семейном портрете» И. Хруцкого, датированного 1853 г., изображена молодая женщина в окружении детей. В этот период художник жил в своем имении Захарничи недалеко от Полоцка.
Благодаря знаменитой реалистичности, которая отличает работы художника, платье, в которое одета женщина с портрета, можно рассмотреть во всех деталях. Это достаточно скромное платье, которое могло надеваться в качестве домашней одежды достаточно обеспеченной женщиной. Белое кружево придает ему более нарядный вид.
Хотя картина датирована 1853 г, платье содержит немало черт более раннего периода: чуть заниженная линия талии, узкие рукава, опущенное плечо, характерные веерные складки на лифе. Оборки на юбке - характерная черта уже 50х. Такое сочетание возможно, например, из-за отставания реальной моды от моды журнальной на несколько лет, а также может быть обусловлено финансовым благосостоянием хозяйки: не каждая женщина могла позволить себе полностью обновлять гардероб в соответствии с модными тенденциями, а платья могли перешиваться, приобретая более модный вид.
По тому, как лежит юбка платья, мы предполагаем, что надета она на кринолин 40-начала 50х. Он представлял собой полотняную юбку, уплотненную, например, конским волосом, ватными жгутами или простежкой шнуром. Поверх него надевались одна или несколько нижних юбок.
В фиолетовом платье, представленном на выставке, сохранена эта послойность: платье надевается на стеганную шнуром хлопковую юбку и нижнюю хлопковую юбку, украшенную по низу шитьем.
Складки на лифе рифмуются со складками на юбке; на спинке платье застегивается на крючки. По вороту и манжетам платье украшено кружевом. Лиф укреплен металлическими костями и посажен на хлопковую подкладку.
К этому платью сшит еще один лиф - вечерний или послеобеденный. Его отличают гладкая полочка, глубокое декольте, спущенное плечо и короткие рукава. По вороту и нижнему краю рукавов он украшен антикварным кружевом. Этот лиф укреплен пластиковыми костями и зашнуровывается на спинке. Дополнительный лиф другого назначения - не редкая хитрость дам периода кринолинов: таким образом экономилось большое количество ткани, которая пошла бы на юбку.
Адаптированная к современной фигуре выкройка фиолетового платья построена по прорисовкам и схемам платьев 1840-50 гг из книги Дж. Арнольд “Patterns of fashion”, оттуда же взяты приемы обработки края и сборки лифа.
Евгения Янкелевич
Фотограф: Екатерина Раханская
Модель: Евгения Янкелевич