ПРОБЛЕМА СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ТБО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ.

Dec 01, 2012 13:48


Сегодня хотелось бы поговорить о насущной проблеме абсолютно всех муниципальных образований не только в РФ, но и вообще по всем Миру - сбор и утилизация ТБО. Вроде бы уже разработано достаточно способов борьбы с «мусором» и способов его переработки и сортировки, но до сих пор остается наиболее эксплуатируемым метод захоронения отходов. У нас, в Саратове и по области, это также ярко выражено, пусть и имеются предпосылки к решению этой проблемы тотального загрязнения, как природной окружающей среды внегородской черты, так и внутри нее. Ведь это в свою очередь непосредственно влияет не только на здоровье человека, но и на его восприятие окружения - видеть каждый день захламленные улицы и свалки крайне неприятно.
Сама по себе проблема мусора в Саратове, в России, имеет два основных фактора зарождения проблемы - это гражданская ответственность, и государственное управление. И если в первом случае откровенно тяжело, что либо изменить за короткий период времени, то вот в сфере государственного управления, а точнее его частного случая на муниципальном уровне - вполне реально, но судя по всему не всем нужно. Начнем по порядку.

Гражданская ответственность
Твердые бытовые отходы, которые жители города регулярно выбрасывают, имеют свойство быстро скапливаться на площадках с баками. Создаются горы мусора и «рассеивание» по территории ветром, бездомными собаками и такими же жителями нашего города. Это крайне распространенное явление в городе.
Не меньшим загрязнителем, помимо жильцов многоквартирных домов, можно считать и частный сектор, ведь в Саратове практически в каждом микрорайоне имеются частники. Утрировано, схема проста - ТСЖ заключают договор с МУПом на вывоз мусора и платят за это соответствующие деньги, им оборудуют площадку с баками. И тут влезает частный сектор, начиная безнаказанно использовать эти площадки под свой мусор, и это еще более менее добросовестно, ведь частым явлением бывает создание новых мест свалок, которые будут лежать до тех пор, пока это не станет проблемой всего микрорайона, а не пары домов. Частники в индивидуальном порядке должны заключать договор с МУПом, чего они, естественно, добровольно делать не желают.
Эту систему вполне реально стимулировать системой кнута и пряника. Заключил договор и добросовестно выбрасываешь мусор - получи какие либо льготы, продолжаешь нарушать - заплати фиксированный штраф. Реализовать это не трудно, было бы желание.
Можно пойти и по пути контроля за наиболее «грязными» площадками установив будки с охранником - это и увеличит количество рабочих мест и все тот же контроль.
Для стимулирования и популяризации сортировки населением своих отходов можно обратиться к высоким технологиям, к коим относятся «мусорные банкоматы», суть проста - какая либо стеклотара или пластиковые упаковки загружаются внутрь и на выходе небольшая компенсация в виде поощрения. Данный опыт уже имеет место быть в Москве, но только в единичных случаях.
И наконец это работа с населением - пропаганда. Если жители нашего города, будут регулярно получать рассылки о том, что нужно ответственно относиться к утилизации своего мусора, на тех же платежных квитанциях, или упоминаниях в СМИ, то со временем это выработает новую норму общества, разовьет в людях ответственность и внимание к действиям таких же сограждан - это важный фактор решения данной проблемы и благоустройства города, страны.

Муниципальная власть и утилизация
Теперь поговорим о проблеме номер два: о тех кто недобросовестно убирает и закрывает глаза на нарушения. Пусть примерно 80% города все таки стабильно избавляется от мусора с помощью МУП и др. компаний в данной сфере, но не все так благополучно.
Главными направлениями здесь нужно отметить монополизм МУП «СпецАТХ» и бездействие властей, коррупция. Первые занимаются исключительно захоронением ТБО на полигонах, коих в области с каждым годом становится все больше, и половина из них созданы незаконно, нарушая ФЗ «Об отходах производства и потребления» находясь в чертах городов. Здесь вытекает как раз проблема коррупции и бездействия правоохранительных органов. МУП работает по трем направлениям из крайних районов города, вывозя мусор за пределы города на свои и арендованные полигоны по закону, но есть и недобросовестные компании, которые без лицензии сбрасывают ТБО на самовозведенных полигонах в городе(Глебучев овраг).
Так же не выполняются обещания властей по постройке современных мусороперерабатывающих заводов, еще в прошлом году должен был заработать такой в Вольске, но проект законсервирован до неопределенного срока из-за высоких налогов на землю, в итоге вместо завода были построены еще полигоны согласно федеральной программе экологизации.

Выполнение обещаний и введение новшеств

В 2010 году была громкая весть, мол строительство мусороперерабатывающего завода в Вольске будет закончено в ближайший год, это чуть ли не крупнейшее достижение области в сфере утилизации отходов. Уже тогда и.о. Министра охраны окружающей среды Белых утверждал, что из 100 млн. рублей инвестиций в данный проект, освоено 72, уже ввезено оборудование из Москвы и мол остались лишь косметические работы. Наступил год 2011, и появились новости - что проект заморожен, появились они после того, как Губернатор Саратовской области Павел Ипатов сообщил что завод начал функционирование. Как бы не так. Курирование проекта было передано в руки ООО «Волгамет», которая отказывалась платить налог в 2 млн. рублей за 15 гектаров земли под предприятие. Просили снизить его в 15 раз или будут вынуждены заморозить проект. Как понятно из начала - вариант номер два оказался реальнее для нашей области. Подобные проекты запланированы и в Балаково и Пугачеве. Это камень в несовершенство законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды. Ведь проще продолжать открывать полигоны захоронений, что собственно и происходит: из последнего - в рамках реализации программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы" в 2010 году в Красноармейске введен в эксплуатацию полигон ТБО. И прежде всего, это связано с тем, что любой мусоросортировочный завод - это большие инвестиции. Только одно оборудование стоит порядка 130 - 150 миллионов рублей. Плюс установка, подводка коммуникаций. Проектная мощность полигона - 200 тысяч тонн в год, объем финансовых вложений составит 200-280 миллионов рублей. Основной проблемой было и остается - найти денежные средства. При этом сортировка мусора - достаточно прибыльное дело. Те отходы, которые будут отсортированы, переработаны, могут быть использованы на вторичном рынке сырья - их можно будет снова пустить в дело, соответственно, извлечь прибыль. Но какими бы заманчивыми перспективы ни были, городской бюджет этот проект не потянет. Единственно, на кого сейчас можно рассчитывать, это на частного инвестора, а его еще убедить нужно в перспективности вложений, это все же даст плоды лишь в долгосрочной перспективе на такие суммы, а ждать никто не хочет.

Еще одно новшество не только для Саратова, но и для нашей страны - это внедрение в эксплуатацию евроконтейнеров. Они закрытые, следовательно, по идее, в них не могут забраться животные, мусор из них не разносится ветром, но у нас и они остаются октрытыми. У них больше ресурс эксплуатации. Сегодня такие контейнеры установлены в основном в центральной части города, связано это с наличием специальной техники способной работать с данными баками. Ведь специальными ухватами для новых контейнеров не оборудованы наши КАМАЗы, а новая  стоит до 4,5 млн. рублей за единицу. Это достаточно серьезный удар по карману МУПа, вся курьезность ситуации состоит в том, что евроконтейнеры и евробункеры у нас закуплены, а вот чтобы собирать из них мусор - техники нет. Вот и стоят они на складах.  Только абсолютно не понятен смысл этой шумихи, ведь сами по себе, контейнеры не решают проблемы гражданского общества, по началу это даже красиво выглядит, но со временем эксплуатации отлий от старых контейнеров мало. И тут можно снова вернуть к первому рассмотренному вопросу об обществе.

Следующая проблема это пластик. Тяжело на наших улицах не встретить выброшенные бутылки или пакеты, и если на главных улицах города сбор осуществляется более-менее оперативно, то большая часть города от этого страдает. В СМИ выходил ролик, что у нас чуть ли не на каждом углу есть места, куда граждане по собственной воле и честности могут сносить ПЭТ-отходы и они пойду на предприятия и превратятся в упаковочные ленты. Но, честно говоря, походив по своему микрорайону и поспрашивав у работников ЖКХ где можно найти сие, только удивленные глаза и пожимание плечами нашел. Но и правда, сдать добросовестно данную «посуду» можно, но сортировать самому - как то не солидно в понимании наших граждан, да и зачем сортировать, если не знаешь куда нести.
Итог.
К сожалению, о централизованном раздельном сборе ТБО уже на протяжении десятков лет пока только ведутся разговоры. И планы по созданию мощных сортировочных и- отходоперерабатывающих заводов - только на бумаге, да и Вольский очень перспективный проект заморожен. Причина - самая банальная: у региона и города нет денег. Собственно это становится ожидаемым даже на стадии рождения идеи какого либо проекта… Интерес к мусорной теме набирает в Саратове обороты. На правительсвенных столах лежат, по крайне мере, проекты семи потенциальных инвесторов по некоторым сведениям. Кто и когда из них пролоббирует свои интересы, остается только догадываться. Ведь ни одна частная компания не будет работать в долг, как это делает муниципальное предприятие. У должников просто перестанут убирать мусор, и город будет еще больше завален хламом.
Из доклада мы выявили два направления решения проблемы, которые должны реализовываться параллельно:
1. Влияние на гражданскую ответственнсоть, фактическим давлением на совесть, предусмотрение льгот и штрафов частным секторам, образование и контроль.
2. Контроль исполнительной власти и муниципальных управлений, реакции правоохранительных органов на нарушения, организация здоровой конкуренции в сфере вывоза, сортировки и утилизации ТБО и решения вопросов без коррупционных и мошеннических схем. Звучит утопично. Учитывая пассивную роль властей, стоит проводит открытые диалоги представителей чиновничества и народа, для актуальности информации по решению проблем утилизации отходов, посредством интернета или горячих линий в прямом эфире местного телевидения. Чтобы Власти всегда имели правдивую информацию об этом, а народ мог реально видеть отклики на заявления.

Ерошкин Н. Н.

автомобиль, быт, техника, будущее, обещания, мусор, жизнь, саратов, власть, новшества

Previous post Next post
Up