Вчера с супругой ходили к Акиму Салбиеву в Музей Пушкина. Он пригласил нас на творческий вечер Вениамина Смехова.
Перед выступлением сидели, пили чай, разговаривали. Вениамин Борисович вспоминал про Бибо Ватаева. Оба в одно время учились в Щукинском театральном училище, только Смехов на курсе у Этуша, а Бибо закончил знаменитый курс Юрия Любимова, из выпускников которого затем сформировался основной костяк любимовского же театра на Таганке. Оба затем вместе работали у Юрия Петровича.
Для меня стало открытием, что Бимболат Заурбекович, оказывается, был первым исполнителем роли китайского летчика Янг Суна, в культовом спектакле по пьесе-притче Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани», спектакле, с которого началась история Театра на Таганке. Вторым исполнителем Янг Суна был Николай Губенко, а третьим - Владимир Высоцкий, который играл эту роль до самой смерти.
Я не знал, что Бибо Ватаев был отчимом известного режиссера Джаника Файзиева, режиссера фильмов "Турецкий гамбит" и "Август восьмого". Джаник, как оказалось, вырос во Владикавказе.
Смехов говорил про то, как ему в 80-е запрещали читать Высоцкого, и его «выручал» Пушкин, стихи которого читать было можно. Я заметил, что время имеет свойство повторяться, что когда-то и Пушкин был в опале. «Когда-нибудь, через сто лет» - сказал я,- «какой-нибудь министр будущей культуры будет говорить, что Высоцкого читать можно, а какого-нибудь «поэта-бунтаря двадцать второго века» - нельзя».
Потом Вениамин Борисович уже со сцены читал Пушкина, Маяковского, Пастернака, Слуцкого, Есенина, Северянина... Было здорово!
P.S.:
На северной форелевой реке
Живете вы в березовом коттэдже.
Как Богомать великого Корреджи,
Вы благостны. В сребристом парике
Стряхает пыль с рельефов гобелена
Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена,
Со страусовым веером в руке.
Ваш хрупкий сын одиннадцати лет
Пьет молоко на мраморной террасе;
Он в землянике нос себе раскрасил;
Как пошло вам! Вы кутаетесь в плэд
И, с отвращеньем, хмуря чернобровье,
Раздражена, теряя хладнокровье,
Вдруг видите брильянтовый браслет,
Как бракоцепь, повиснувший на кисти
Своей руки: вам скоро... много лет,
Вы замужем, вы мать... Вся радость - в прошлом,
И будущее кажется вам пошлым...
Чего же ждать? Но морфий - или выстрел?..
Спасение - в безумьи! Загорись,
Люби меня, дающего былое,
Жена и мать! Коли себя иглою,
Проснись любить! Смелее в свой каприз!
Безгрешен грех - пожатие руки
Тому, кто даст и молодость, и негу...
Мои следы к тебе одной по снегу
На берега форелевой реки!
Игорь Северянин.