Всему своё время.

Nov 12, 2012 16:46

  Интересно, что даже самые мягкие мамы ( и я сама, сколько раз!!!) нередко пытаются навесить на ребенка ответственность, нести которую ребенок еще не может в силу недостаточного физиологического развития. Если двухлетнему ребенку дать в руки большой арбуз - он его просто уронит. Хотя он с удовольствием бы его понес - ведь он так хочет быть сильным, как папа или старший брат. Но это желание присутствует только если никто его не заставляет силой нести его. Не ругает за то, что ребенок не несет арбуз. Стоит несколько раз проявить настойчивость или упрекнуть - и все. Ребенок сам не подойдет и при попытке зантересовать будет убегать подальше от арбуза.
С аккуратной едой, хождением на горшок, одеванием, обуванием, убиранием игрушек самостоятельно - все то же самое :))

"парадокс развития заключается в том, что если мы стремимся добиться от ребенка самостоятельности, когда его мозг еще не готов к ней, то как раз тем самым мы толкаем его к зависимостям во взрослом возрасте." т ут

Оригинал взят у mria_ts в Теория развития Ньюфельда
Поскольку появился запрос на теоретические размышления, то хочется поделиться собственным восприятием теории развития Ньюфельда.
Для меня в первую очередь - это теория о том, что социальное развитие ребенка, его способность адекватно существовать в социуме зависит не от научения, а от созревания его мозга. И процесс созревания мозга опять же в большей степени зависит не от научения, а от того, в насколько безопасных условиях живет ребенок, поскольку если мозг тратит свои ресурсы на защиту от неблагоприятных условий, если ребенок находится в позиции уязвимости, то ему не до развития. Стандартное время созревания, когда мозг становится способным к интегрированнию эмоций - это 6-9 лет, ожидать более ранних проявлений смысла не имеет. Развитие происходит через творческую энергию дерзновения и именно ее проявления - главный маркер крепкой привязанности (не путать с творчеством от недостатка, как способом справится с тревожностью).
Безопасность же проживания ребенка во многом зависит от его отношений с взрослыми, которые о нем заботятся. Чем более безусловна их любовь, чем точнее они способны удовлетворить его потребности, а не хотелки, чем открытее признается право на чувства, в том числе и негативные (при этом запрещаются только агрессивные действия), чем больше людей находится в деревне привязанностей  - тем безопаснее жизнь ребенка и соответственно больше шансов на созревание к ожидаемому возрасту. И соответственно развитие ребенка зависит от крепости его привязанности к заботящемимся о нем взрослым из деревни привязанности, согласованности их действий и наличия уважения между ними (чтобы это не были конкурирующие привязанности).
Кроме вышеперечисленного к теоретическим построениям я отношу:
1. Понятие о наличии двух групп инстинктов - доминирования и подчинения
2. Шесть уровней привязанности, которые постепенно проходятся по мере роста ребенка: 1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) чувство важности для другого, 5) любовь, 6) чувство, что тебя знают
3. Запасной путь созревания через слезы тщетности
4. Рассмотрение агрессии как фрустрации, связанной с ощущением небезопасности жизни.

Из этих теоретических положений для меняследуют некоторые практические следствия (при чем эти следствия уже не только достояние данной теории, а перекликаются с другими практическими советами психологов других направлений):
1. Фокус внимания родителя должен быть не на актуальном поведении ребенка, а на том, какие отношения между ними.
И следствия их этого -
    1. Ответственность за отношения с детьми - на взрослом.
    2. Перекрывайте то, что может разъединять.
    3. Избегайте ситуаций непереносимого разделения.
    4. Удовлетворяйте жажду привязанности. Давайте опережающие внимание.
    5. Создавайте традиции и ритуалы
    6. Смягчайте сердце ребёнка
    7. Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет.
2. Первичность похвалы, как признания ценности ребенка, а не материального поощрения или оценочного возгласа.
3. Ценность активного слушания и умение не разрушаться под воздействием любых детских чувств и эмоций.
4. Формирование восприятия действительности ребенка через моделирование собственного отклика на нее. (Не давать ребенку почувствовать обессиливающий страх родителя)
5. Поддержание дисциплины через:
5 принципов эффективной дисциплины:
    1) поощряйте желание быть хорошим,
    2) прежде чем руководить - завладевайте,
     3) перекрывайте проблемное поведение,
    4) осознавайте пределы своей силы 5) не пытайтесь воспитывать во время накала чувств,
4 принципа компенсации незрелости ребенка:
   1) именно Вы в ответе за ребенка, а не наоборот,
   2) изменяйте обстоятельства для появления иных чувств в момент проблемного поведения
   3) вводите ритуалы и традиции
   4) режиссируйте желательное поведение как действие, но не обманывайтесь тем, что ребенок понимает это как цель
и 3 практики помогающие ребенку взрослеть:
   1) Помогайте ребёнку найти свою печаль при столкновении с тщетностью, Не бойтесь выстраивать границы поведения, помогая ребенку смирится с их наличием.
   2) помогайте найти альтернативное поведение и уравновешивание его импульсам
   3) закрепляйте и поддерживайте благие порывы

Что еще хотелось бы сказать - в сообществе приветствуются теоретические споры (но без приписывания оппонентам негативных помыслов без прояснения предмета спора). Так же стоит понимать, что та часть, которая относится к практическим следствиям из теории может иметь разные вариации в зависимости от семейной предыстории, особенности родителей и семейного окружения. Это не догма - это руководство к использованию. В будущем, при желании устроить теоретический разбор - давайте различать - что именно разбираем - теорию или практические следствия из нее. Причем возможны ситуации, когда например замена физических наказаний разделяющей дисциплиной - это шаг к сохранению отношений, поэтому отношения следует рассматривать в динамике, и только за превозношение любых рекомендаций, противоречащих духу теории вне конкретного контекста - в сообществе будет предупреждение и далее бан.

Буду благодарна за любые комменты с предложениями - что еще стоит включить или дополнить. Может быть кто-то несколько иначе видит разделение на теоретическую и практические части или еще какие замечания, предложения.

развитие, воспитание

Previous post Next post
Up