Оригинал взят у
aksik в
о самооценке - вред сравненийк разговору о самооценке:
один из важных моментов в формировании адекватной самооценки - перестать сравнивать ребенка (и себя) с другимим, а сравнивать относительно себя, относительно старта. К сожалению, садик и школа такие системы, где даже при всем желании сложно от этого уйти. Даже если обучение построено таким образом, что отметки не оглашаются на весь класс, как в нашем советском детстве, дети все равно друг у друга спрашивают - и это им запретить невозможно. Но и родители с самого раннего возраста ориентируют ребенка на сравнение с другими: малыш плачет - "посмотри, ведь никто не плачет!" (ну и что, что никто не плачет? ни у кого же нет такой проблемы, которую малыш в данный момент оплакивает); "посмотри, Маша уже умеет считать, а ты?","посмотри, как Петя хорошо рассказывает стихотворение!".
даже если не говорят прямо, то думают и от этого действуют, не для ребенка, а из сравнения с остальными: у нее уже читает, у нас нет, значит надо срочно учить! А это невовремя и во вред. Но ваш ребенок - это не Маша и не Петя. Он имеет право научиться всему только в свое время, своим темпом и даже своим способом. Точно так же со взрослыми - столько мамских комплексов, что "у меня не получается так, как у...". выход прост - снять любые эталоны и действовать, ориентируясь на собсвтенный старт и финиш. То есть, исходя из личных данных и идя к личной цели.
Уже третья группа идет по тренингу рисования. Вы знаете, какую первую фразу почти все (90% точно) пишут перед первым рисовальным заданием? "Извините, Марина, но я не умею рисовать!". Вот и пожалуйста - и чувство вины перед учителем, который вообще-то собирается УЧИТЬ, а не экзаменовать готовые знания и умения; блокировка на негатив ("не умею" это не то же самое, что "у меня получается пока что недостаточно хорошо с моей точки зрения, но я продолжаю"); и мысленное сравнение с неким эталоном - относительно кого и чего человек "не умеет"? как можно "не уметь"? умеет же водить карандашом по бумаге - ну и пожалуйста, любая форма визуального самовыражения, абстракции это тоже рисование. Но с самого начала, еще ДО ДЕЙСТВИЯ (!!!) идет блокировка на невозможность его выполнения в сравнении с кем-то мифическим и эталонным. перестаньте сравнивать себя и своих детей! отсюда, кстати, очень много аргументов в пользу детского сада, потому что "я же не могу столько дать своим детям, как воспитательница!" - да никакая воспитательница с точки зрения эмоциональной сферы и уверенности в себе не может дать вашим детям вообще ничего, по той простой причине, что она чужой человек и у нее нет внутренних связей с ним. у вашего ребенка может быть только одна "идеальная мама" - это вы. и именно такая, какая есть на данный момент, а не какая будет в мечтах рядом с эталоном.