Давайте взглянем на возможность процесса изменения человеческого бытия в историческом тренде через некоторые коммуникативно-биологические факторы.
У Маркса человек не имеет какой-то единой и закреплённой сущности. Она всегда находится в процессе становления, и при этом в каждый момент времени имеет некое конкретное содержание. Изменение её содержания основывается на том, какому порядку в системе бытия на данном историческом этапе подвержен человек, и как он на этом этапе воспринимает себя в этом бытии, и как его изменяет. Отношение человека к миру покоится на формуле постоянного изменения человеком своего окружающего бытийного пространства, и, посредством чего, само это подверженное человеческому влиянию, изменению, содержанием символического образа бытие меняет человеческую природу.
Коснёмся нескольких моментов в современном исследовании биологичской природы человека по нашей теме.
Нейрохирургом Бач-и-Рита были выделены важные особенности возможности пластичного изменения мозга, посредством чего было открыто, что в мозге нет раз и навсегда строго закреплённых локальных областей по "обработке" информации. Им было открыто, что мозг, например, "способен реорганизовать свою сенсорно-перцептивную систему". На этих открытиях в США сейчас широко функционируют различные институты и ислледовательские центры по реабилитации людей, поражённых инсультом. Итоги этих новых обучающих программ на основе новых теорий о пластичности мозга потрясающи! Мозг перераспределяет многие функции организма на другие области мозга при различных поражающих факторах в сложившихся участках мозга (при ряде оговорок, конечно).
На современном этапе изучения эволюционных процессов известно, что «социальная среда для всех животных является своеобразной “оболочкой”, которая окружает особей и видоизменяет, трансформирует воздействие на них со стороны физической среды». В современной теории происхождения языка установлено, что язык, по всей видимости, являлся уникальным средством гармонизации коммуникативных отношений между предками человека. Мутации, происходящие в человеческом организме (что способствовало развитию определённых навыков, их закреплению и пр.), влиявшие на саму структуру коммуникационных ,социальных отношений происходят до сих пор. Последние мутации, которые влияли на такие отношения, возможно, произошли в последний раз даже всего лишь несколько тысяч лет назад.
Мы имеем налицо постоянное изменение не только природы человека, но и его социальных отношений, его методов изменения мира под себя.
Приведём пример с одним из компонентов альтруизма у человека. Такой нейромодурлятор как окситоцин, например, даже заставляет человека в определённые моменты времени и при определённых событиях менять поведение. Окситоцин заставляет человека привыкать к другому человеку, "помогает" рождаться любви, принимать своё потомство и заботиться о нём у человека. Выделяется он при определённых событиях в жизни человека (секс, рождение детей и пр.) и меняет его отношение к определённым событиям в его жизни. "Окситоцин называют нейромодулятором преданности, так как он усиливает связи у млекопитающих".
Человек постоянно меняет свою структуру природы, своё бытие, оно всегда находится в становлении. Изменения происходят в ответ на различные условия в окружающей среде.
А такой фактор как "социальная оболочка" тоже корректируется при различных обстоятельствах в жизни орагнизмов. И происходит это всё совместно. Пластичен не только человек, но и социальная среда. И изменения эти происходят постоянно.
При изменении условий существования, человеческий вид способен вырабатывать изменения и корректировать условия функционирования и социальной среды (а значит закреплять некоторые нейронные связи в организме, чтобы каждое новое поколение уже получало эти готовые закреплённые нейронные связи для экономии времени, чтобы не тратить время на долгое обучение), а также и физического бытия. Вопрос лишь в том, в каком диапозоне времени.
У Шапошникова новый вид тлей на неадекватной для их обитания среде образовался
через 170 поколений.
Я считаю, что можно проследить общую тенденцию развития человека, и фантазией, ненаучно, предположить, что всё-таки общая структура эволюции человека идёт в сторону сглаживания конфликтов внутри вида за счёт изменения содержания социальной среды человечества, которая старается как можно лучше снимать эти конфликты. Если сама физическая среда обитания будет предполагать, что есть возможность сгладить эти конфликты, то социальная среда человека их точно сгладит. Коммунистический альтруизм возможен при условии адекватной переработки человеком его среды обитания до полного снятия этих конфликтов. И тогда возможность постоянного выделения (или закрепления механизма на ином биологическом уровне) нового нейростимулятора (созданного на ответ новой среды) в организме человека при приближенных к идеальным условиях баланса социальной среды (отсутствие напряжённостей) позволит человеку иметь бесконфликтное социальное поле взаимодействия (на основе того, что новый "окситоцин" не позволит проявлять чувство враждебности к представителям своего вида).
Хочу заметить, что попытка создания ИИ для меня также является необходимым этапом в этом тренде. Создание новых благ, развитие средств производства, компьютеризация, киборгизация и пр. есть создание новых символических и коммуникативных навыков, постановка новых проблем внутри социальной среды человека для того, чтобы максимально обеспечить выживание и существование вида при данных пространственно-временных условиях. Но, пытаясь сохранить вид, тем самым Природа идём сама к новой форме наличного бытия, и тем самым человек сам идёт к построению так называемого "справделивого общества", созданию нового содержания своей сущности.