Двухсерийный стриптиз из польской истории

Jan 08, 2014 15:20

             В перерывах между посещениями очагов культуры (к которым в моей классификации относятся кроме привычных также рестораны, трактиры и прочие кабаки) повалялся на диване и от нечего делать посмотрел старинный (1968г.) польский фильм "Графиня Коссель".



Кино о великой истории Ржечи Посполитой, то есть ниочём. С детства удивлялся - как столь славные подвиги и героические свершения поляков на протяжении столетий неизменно заканчивались балалайкой? Пафос и гонор - на уровне Рима, а результаты - между Финляндией и Лесото. Слабым утешением для панов может быть то, что "достижения" эти всё ж выше, чем у Украины. Но, право, неприлично гордиться собой на фоне Нэзалэжной. Это уже крайний случай.

               Так вот этот случайный просмотр во многом помог мне понять причину столь низкого КПД наших заносчивых соседей. Все две серии киноверсии,  в которые удалось впихнуть трёхсерийное телетворение режиссёра Антчака, двор Августа Второго, короля польского и курфюрста саксонского, ведёт затяжную войну. Придворные воюют с придворными, фаворитки с фаворитками, король - со своим шведским кузеном Карлом ХII. Этот самый Карл, воспетый в своё время Пушкиным, изрядно наваливает "брательнику" Августу и гоняет его по Восточной Европе в хвост и в гриву. Сами поляки со свойственной им преданностью то выбирают нового короля, то вновь коронуют старого. Где-то на заднем плане, в дыму и грохоте геройски бьются не то саксонцы, не то шляхта...Расстреливают дезертиров.
                 Проявляют, впрочем, благородство. Когда Карл ХII в одиночестве заявился к Августу в замок - здорово, мол, кузен! как жизнь? - его сначала хотели застрелить по-тихому, но возобладала честь. Сразу понимаешь, что это не дикари, а европейцы! И вот посреди этого мутева внезапно входит какой-то граф или герцог и буднично так заявляет:
- Ваше величество! Шведского короля наглухо разбили под Полтавой, и вы, стало быть, можете опять садиться на польский трон!   Что Август и делает с удовольствием. Фаворитка, оправдывая фамилию, козлится, и её упаковывают в крепость. Всё.
                 И вот подумалось: когда сегодня пшеки и прочие соседи плачутся о том, как им не повезло жить рядом с варварской Россией, то, может быть, оглянуться стоит на самих себя? На своих никчёмных королей и гетманов, на свою продажную "элиту"? В то время, когда Август бегал, как заяц, от шведов, на ходу меняя бабёнок, русский царь собственноручно рубил корабли и отливал пушки, совмещая каким-то образом охват тех же бабёнок с построением величайшей Империи. И, может быть, поэтому один народ создал крупнейшую мировую державу омываемую тремя океанами, а его соседи до сих пор грызутся вокруг гетманских булав да бутафорских тронцев.
                  Нас часто упрекают в использовании слов "великий", "великая". Как будто от того, что Россию перестанут называть великой, она и впрямь перестанет быть таковой. И великой станет, к примеру, Польша, комичная страна к западу от Смоленска.

Польша, Империя, Россия, история

Previous post Next post
Up