А.Е.Молотков Миссия России православие и социализм в XXI веке ..
http://chri-soc.narod.ru/molot_missia_rossii_main.html Выжимка по теме - "Национальная идея - национальная идеология " ..
Бог - дух нации - национальная идея - национальная идеология.
Эта духовно-идеальная пирамида переходит в материальный эмпирический план, воплощаясь в конкретно-историческую государственность с определенной политикой, экономикой и культурой, где через механизм национального права национальная идеология претворяется в реальную практику национальной самоорганизации.
«Идея нации есть то, что Бог думает о ней в вечности», национальная идеология - это то, что нация «думает о себе во времени».
Национальная идея имеет всегда природу веры, религиозную природу. Соответственно специфике религиозного, национальная идея не есть никогда просто констатация факта, а всегда одновременно и утверждение идеала, утверждение не просто сущего, но должного, горячая любовь к этому идеалу, фокусирующему в себе все высшие представления нации об истинном, справедливом, святом существовании.
Природа национальной идеи позволяет ей служить освящающим, укрепляющим и направляющим началом, ведущим народ через все перипетии его исторического существования».
Чтобы понять духовные истоки национальной идеи (и идеологии), можно подняться на еще один уровень вверх, и коснуться более тонкого понятия - духа нации, который есть некая первичная божественная энергия, определяющая способность нации к самобытно-личностному существованию в истории. Как и дух (душа) человека, дух нации есть наиболее тонкое, глубоко интегрированное в веках национальной истории, онтологическое ядро национального самосознания. Дух нации не поддается вербальному описанию («духа не видел никто никогда»), но именно он входит как безусловное генерирующее начало во всякую национальную идею, национальную идеологию и национально-историческое действие, определяя собой то, что называют национальный характер, являясь самой фундаментальной константой национального бытия. Где жив национальный дух, там жива и нация. Там национальная история имеет высокую интенсивность, колоритность и ярко выраженный живой, субъектный характер.
Идеология возникает в момент превращения народа в нацию, т.е. как раз в тот момент, когда возникает потребность в идентификации себя среди других , т.е. осознания себя как некой целостности, отличающейся от других целостностей. Целостность в истории и означает государственность; таким образом, идеология - это необходимый атрибут государственности.
Идеология является интегрирующим началом национального самосознания. Отрицать идеологию - значит отрицать государство как форму национально-исторической самоорганизации общества, ..что совершенно неприложимо к задаче национального возрождения………..
(Национальная идея - сокровенное содержание национальной идеологии, которое проносится сквозь века национальной истории в качестве неизменного национально-исторического повеления, определяющего сам смысл существования нации в истории).
Динамика государственной идеологии становится не произвольным отражением исторических стихий, а прямым диалектическим следствием преломления национальной идеи в плоскости реальной истории. отражающая государственно-историческое самосознание нации на данном этапе истории.
Идеология - это фактически образ государства в его данном духовно-материальном качестве, алгоритм его конкретного существования. Кто владеет идеологией, тот владеет и государством! …
Конечная сфера формирования идеологии - политика -наиболее неустойчивая и противоречивая область национального бытия. .. более адекватной сферой формирования национальной идеологии должна быть признана национальная культура способная обеспечить преемственность национальной идеи и национальной идеологии, предоставив последней подлинную национально-историческую легитимность. ..
Национальную идею формирует национальный дух (т.е. национальная вера), то идеологию формирует национальный разум, т.е. интеллигенция, осознающая духовные реалии в категориях мысли.