Фото с сайта театра В институте (Литературном) мы много читали, слушали и рассуждали о том, что такое катарсис - в медицинском понимании, физиологическом, психологическом, этическом, религиозном, философском... По мне, так это когда идёшь после спектакля и никого и ничего не замечаешь, а мысли так и роятся в твоей голове. Так, как было у меня вчера после «Братьев» в «Гоголь-центре».
На всякий случай напомню, что там сейчас идёт трилогия постановок по сценариям культовых зарубежных фильмов, но в переложении на российскую действительность. Первым таким спектаклем стали как раз «Братья» Алексея Мизгирёва, вторым - «Идиоты» Кирилла Серебренникова (по фильму Ларса фон Триера), а третьим «Страх» Владислава Наставшева.
И если в воскресенье на «Страх» я шла подготовленная (посмотрев источник - фильм Фасбиндера «Страх съедает душу»), то в этот раз я была абсолютно «не запятнана» никакими источниками и смыслами (фильм Висконти «Рокко и его братья», прославивший в своё время Алена Делона и Анни Жирардо, если что) и воспринимала всё происходящее на сцене ровно так, как воспринимала, а не подразумевая что-то ещё.
Эта драма о четырёх братьях, приехавших из провинциального Семёновска покорять Москву: в спортивных костюмах, шапках-петухах, с матюками и наивными мечтами о лимузинах и магнумах. Тут после всех многочисленных «Минусинсков», «Игр мотыльков» и «Пластилинов» меня уже должно было стошнить, но нет. А всё потому, что показано всё это здесь не просто ради того, чтобы полюбоваться этой грязью... Есть здесь и основная мысль, и конфликты, а ради этого и «Рюмку водки на столе» со сцены послушать не жалко.
Не знаю, как там у Висконти (но обязательно посмотрю, конечно, когда найду 3 свободных часа), но для меня в мизгирёвских «Братьях» развернулась целая трагедия масштабов Достоевского (ну вы поняли, каких братьев я сейчас имею в виду). Тут вам и гниющая семья, и гниющая Россия, и гниющий мир - всё так, как было полтора столетия назад, только чуть больше крови, мата и проститутки выглядят как проститутки.
Вот он, современный Смердяков, - Тюха. Этот выродок, не чувствующий боли, этот вечно кривляющийся карлик. Вот он, современный Иван, - Олег, он же Обмылок, он же Ангел-хуянгел. Есть там и Дмитрий с Алёшей (Казан и Хоббит), но только чуть менее выраженные. Тут же эти два вечных женских образа Достоевского - Грушенька (Надя) и Катерина Ивановна (Нина). Только теперь герои не ходят за разрешением спора к Зосиме, не рассуждают о смысле жизни в трактире, не слоняются в размышлениях и разговорах с чёртом по особняку, а дерутся на ринге в боях без правил, работают на стройке, развозят пиццу, торгуют техникой и поют в караоке. А проблемы остались всё те же... В общем, куда идти за новым Достоевским, вы теперь знаете.
Я очень люблю игры ума и претензии на интеллектуальность (но это может оценить не каждый), а вот такое, оно трогает в любом случае и просто выворачивает наизнанку тебя и твой мир. И я очень рада, что у нас появился такой театр. Кирилл Серебренников и Ко, браво!
PS И я в который раз не понимаю, зачем идти на спектакль, который заранее обозначен как история с боями без правил и имеет пометку 18+, и уходить через 20 минут после начала, когда пролилась первая кровь и прозвучали первые ругательства. Люди, не будьте такими ханжами, ну или просто заранее узнавайте, куда вы собираетесь идти, и оставайтесь дома. Аминь.