KudaGo собрал самое главное об истории хореографического образования, театрах и балетных местах в Петербурге.
Фото: culture.ru
Первая балетная
Первые балетные спектакли в России начали показывать ещё до основания Санкт-Петербурга при царе Алексее Михайловиче. Но тогда, во-первых, на сцену выходили лишь гастролёры, а во-вторых, представления были похожи скорее на следующие друг за другом изящные позы и поклоны под музыку с вокальным сопровождением. Да и глубокой традицией такие спектакли всё же не стали.
В XVIII веке, в годы правления Анны Иоанновны, француз и танцмейстер Жан Батист Ланде решил основать первую русскую балетную профессиональную школу. Она впоследствии и стала знаменитой Академией имени Вагановой.
Фото: royalcheese.ru
Императрица любезно согласилась и подписала соответствующий указ. Школа открылась 4 мая 1738 года, и первым педагогом стал сам Ланде. В учебное заведение приняли 12 детей из семей придворных, которые осваивали технику бальных танцев того времени. Затем к ним прибавились и другие творческие дисциплины, включая драму и музыку. К воспитанникам приезжали ведущие балетмейстеры Европы, а процесс обучения непрерывно совершенствовался.
В начале XIX столетия в Петербург пригласили французского хореографа Шарля Луи Дидло, при котором школа получила название императорского театрального училища. При нём качество образования вышло на новый уровень: ученики не только в совершенстве владели техникой движений, но и демонстрировали высокие актёрские навыки. Кроме того, благодаря Дидло в России закрепилась французская школа классического пуантного танца.
Фото: belcanto.ru
В 1829-м сформировались программа обучения танцовщиков и принципы приёма в училище (без особых природных данных попасть туда было невозможно), закрепилось понятие аттестации. Училище также разделили на женскую и мужскую части. Распорядок дня учеников включал в себя ежедневные классы с 8 до 17 часов, а также репетиции и вечерние спектакли школьного театра.
Фото: mavink.com
В 1836 году учреждение переехало в здание, которое построил Карл Росси. Сегодня улица, на которой оно находится, так и называется - улица Зодчего Росси.
Фото: mariinsky.ru
Можно перечислить ещё немало фамилий балетмейстеров, которые повлияли на русскую балетную школу и развитие училища, но самой важной фигурой стал Мариус Петипа. Талантливый хореограф сам создал немало постановок, а балеты предшественников сделал ещё более зрелищными.
Фото: culture.ru
Он же воспитал прекрасных танцовщиков и танцовщиц, бережно относился к индивидуальным особенностям каждого артиста, и не было учеников, которые не любили его. И без того цветущий русский балет достиг такого профессионализма, что затмил европейский.
«Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое утрачено за границей», - позже сказал Петипа.
Очередная страница в истории балетного училища началась в 1917-м. В первые постреволюционные годы его едва ли не пытались закрыть, но затем оно перешло в ведение Наркомпроса, а в 1921 году там начала преподавать Агриппина Ваганова. Благодаря ей школа русского балета сумела гармонично объединить традиционный классический танец и новаторство, а её ученицами были знаменитые балерины.
Фото: pinterest.com
В годы Великой Отечественной войны часть учеников с педагогами эвакуировали в Пермь (тогда - Молотов), а часть осталась в осаждённом Ленинграде. Но едва только блокаду прорвали, хореографическое училище вновь начало набор детей на обучение, которые через несколько месяцев дали отчётный концерт. В конце 1950-х учебному заведению присвоили имя Вагановой, а ещё через несколько лет оно получило звание «академическое».
Фото: vaganovaacademy.ru
Даже те, кто не погружён в историю русского балета, знают очень многих выпускниц и выпускников петербургской школы: это Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова, Лидия Иванова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Звёздные ученики обрели славу во всём мире.
Три главных сцены
Хореографическое училище стало кузницей кадров для петербургских театров. В первую очередь, конечно, для
Мариинского театра. Именно здесь Мариус Петипа стал главным балетмейстером и основателем масштабного балета с несколькими актами, включающего разнообразные формы - от классического танца до пантомимы.
Фото: russiainphoto.ru
Вместе с Чайковским и Глазуновым он поставил балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда». Эта основа основ до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра. Многие из исполнителей участвовали в знаменитых дягилевских «Русских сезонах», а после революции овации на сцене ловили танцовщики небывалого уровня: Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталия Дудинская, Вахтанг Чабукиани, Алексей Ермолаев.
Ещё один знаменитый петербургский театр -
Михайловский - далеко не сразу получил собственную балетную труппу. Она появилась только в 1930-х (притом, что сам театр был основан столетием раньше).
Фото: gitara-vrn.ru
Первая постановка руководителя труппы Фёдора Лопухова «Арлекинада» должна была продемонстрировать, что она имеет право на существование и успех. Так и случилось: Лопухов сделал ставку на классический балет и не проиграл. Сегодня Михайловский по праву считается одним из лучших театров, в том числе благодаря балету, знаменитым танцовщикам и хореографу Начо Дуато.
Фото: mihtheatre.com
Петербург - родина первого балетного театра, отделённого от оперного. Театр имени Леонида Якобсона появился в 1966 году. Якобсон закончил Ленинградское хореографическое училище и вошёл в историю балета как искатель новых выразительных средств и форм, а также создатель особенной танцевальной пластики.
Несмотря на строгость советской цензуры, зрителям удавалось увидеть удивительные фантазийные миниатюры. Его произведения исполняли Наталья Макарова, Михаил Барышников, Майя Плисецкая.
Репертуар театра включает классические спектакли, балеты самого Якобсона («Спартак», «Роден», «Свадебный кортеж»), а также современные постановки. Шедевры Якобсона чаще всего показывают на сценах Мариинского и
Александринского театров.
Фото: vk.com/yacobsonballetofficial
Балетные прогулки
Есть в Петербурге ещё несколько балетных мест, о которых стоит упомянуть. Прогуливаясь по Московскому парку Победы, можно увидеть скульптуру Галины Улановой авторства Михаила Аникушина, а на канале Грибоедова, у мостика со львами, - как следует рассмотреть трёхэтажное розовое здание, где изначально располагалась Императорская театральная школа.
Если заглянуть в
музей-квартиру актёров Самойловых на Стремянной улице, можно познакомиться с экспозицией, посвящённой русскому балету XX века.
#балет #петербург #история #интересно #театры
Больше интересных материалов читайте в нашем спецразделе
«Влюблённым в Петербург».