Петербург до революции был городом военных. Здесь стояла русская гвардия - элитные войска, защищавшие лично государя. К одной службе и муштре жизнь офицеров не сводилась: они были желанными гостями на балах, закатывали вечеринки в ресторанах, спускали последние деньги на подарки дамам. Несмотря на весь блеск и лоск, у гвардейцев было не так много свободы. Существовал довольно ограниченный список мест, которые им дозволялось посещать без ущерба для репутации.
Фото: sputnik8.com
Торговый дом Гвардейского экономического общества В универмаге на Большой Конюшенной гвардеец мог найти почти всё необходимое для жизни: бакалейные товары и упряжь для лошади, постельное бельё и обмундирование, лучшее вино и парфюмерию.
Торговый дом быстро стал популярен в Петербурге. Здесь обслуживали посетителей любых рангов, но офицеры пользовались преимуществами. Члены Гвардейского экономического общества покупали в кредит и со скидками, в конце года получали дивиденды по акциям, а также премии за верность универмагу.
Фото: pastvu.com
Здесь военные чувствовали себя как дома, поскольку персонал был по-армейски вышколен. «Сборник правил Гвардейского общества» регламентировал каждое действие служащих.
Например, строго запрещалось впускать в лифты прислугу без господ, выписывать чеки обычным карандашом (только химическим!), подсчитывать выручку при покупателях. Всякий проступок отражался на жалованье.
Магазин Норденстрема
В торговом доме на Большой Конюшенной были и мастерские, но высшим шиком считалось заказывать военную форму у Норденстрема. Обрусевшие шведские портные обеспечивали мундирами всю императорскую семью и самых знатных офицеров. В Петербурге и окрестностях стояло около 30 гвардейских полков, так что можно представить, каким спросом пользовалось ателье.
Фото: russiainphoto.ru
Лейб-гвардии Гусарский полк его величества, 2-й эскадрон. 1895 год
Норденстремы были настоящими профессионалами своего дела.
Николай Норденстрем, последний владелец ателье: «Я за вторую половину дня порой снимаю мерки с полудюжины офицеров и никогда не записываю ни одной цифры. Потом я могу выйти из дому и полночи просидеть за картами, а придя наутро в мастерскую, по памяти записываю в книгу все мерки. И ни разу не допустил ни единой ошибки. Я ведь портной или кто?».
Дорогие рестораны
Гвардейские офицеры ходили только в первоклассные заведения, где деньги и шампанское лились рекой. Негласный список ресторанов, разрешённых к посещению, включал
«Медведь»,
«Донон»,
«Кюба» и «Вилла Эрнест». О трёх из них мы уже писали, теперь дополним рассказ.
«Виллой Эрнест» на Каменноостровском, 60 владел Эрнест Игель - опытный ресторатор, которому принадлежал «Медведь» на Большой Конюшенной. Новое детище он превратил в целый развлекательный комплекс с эстрадой, оранжереей, небольшой гостиницей и домом для своей семьи.
Фото: chaspik.spb.ru
То, что хозяин жил тут же, очень способствовало продажам. Журналисты описывали один случай, о котором вспоминал нефтепромышленник Александр Манташев. Пить он не любил, но ради приличия заказал к обеду бутылку вина за 4 рубля. Эрнест заметил это, закричал на прислугу и, несмотря на протесты гостя, принёс бутылку за 15 рублей.
Александр Манташев, нефтепромышленник: «Он мне говорит: „Вам то вино не подходит, не могу подать его, платите 4 рубля за это”. Конечно, я уплатил 15 рублей, уступок не хочу. И обед мне подал другой, заменив два блюда по своему вкусу».
Фото: pastvu.com
«Вилла Эрнест» стала обязательной остановкой по пути на Острова - так называли Каменный, Крестовский и Елагин, куда петербуржцы ездили гулять и развлекаться. Посетители быстро сократили название и говорили, что собираются просто к Эрнесту или в «Эрнест».
В 1902 году у заведения сменился хозяин. После революции ресторан закрылся, сейчас здание на Каменноостровском нуждается в реставрации.
Императорские театры
Фото: russianmind.com
Гвардейцы бывали исключительно в Михайловском и Мариинском театрах, занимали ложи или места в первых семи рядах партера. Влекла к сцене их не только любовь к искусству, но и интерес к артисткам.
Актрисы и балерины были единственным возможным вариантом для лёгкого романа. В отношения с мещанками и дворянками гвардейцы не вступали. Первые им были неинтересны, а вторым обязательно требовалось
замуж - иначе неприлично.
Фото: dronopaedia.ru
А вот иметь любовницу-актрису было вполне прилично и для офицера, и для члена императорской фамилии. Девушек из богемной среды носили на руках и забрасывали дорогими подарками, но никогда не женились.
В этом случае гвардейцу пришлось бы тут же покинуть полк, поскольку в брак дозволялось вступать только с аристократками. Даже богатые купеческие дочери не считались достойными партиями.
#история #интересно #дореволюционнаяроссия
Ещё больше интересных материалов о прошлом Петербурга ищите
в нашем разделе.