В центре нашего внимания всего одно здание, но очень значимое для Москвы, развития высотного строительства и пика строительства доходных домов - дом Нирнзее.
Фото: pastvu.com
Прогуливаясь по Тверской от Пушкинской площади в сторону Кремля по нечётной стороне, зайдите в первую арку и вы окажетесь в Большом Гнездниковском переулке. Перед собой вы сразу увидите массивный дом, который с первого взгляда кажется слишком большим для столь тесного переулка. Это и есть наш главный герой - доходный дом Нирнзее.
Фото: photos.rg.ru
Кто такой Нирнзее?
Пожалуй, Эрнст Рихард Нирнзее - это один из немногих архитекторов, о котором мы почти ничего не знаем. Известно буквально несколько фактов: был австрийцем, переехал в Польшу со своей семьёй. В конце XIX века перебрался в Москву. Вместе с ним переехал старший брат Карл. Последний организовал слесарно-механическое предприятие, а Эрнст, будучи инженером-строителем по образованию, основал строительную контору.
Нирнзее начинал с того, что перестраивал усадьбы и малоэтажные #здания под доходные дома.
Эрнст Рихард не имел своего собственного стиля, он старался следовать архитектурной моде и требованиям того времени: поначалу тяготел к эклектике (смешению разных стилей), затем перешёл к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю.
Перестроив множество зданий, он начал проектировать доходные дома уже с нуля. Имея капитал, он купил землю в Большом Гнездниковском переулке и решил построить свой собственный доходный дом.
А что такое доходный дом? Владелец дома и земли сдаёт помещения и квартиры в аренду. Не как сейчас - владелец только квартиры, а именно хозяин земли и дома. После революции такая схема перестала работать в России, а вот в Европе или США она действует до сих пор.
Где фото Нирнзее?
Несмотря на то, что Нирнзее строил и перестраивал дома во время технического прогресса (уже всех фотографировали и даже снимали видеохронику), мы с вами не имеем фотографий московского архитектора и ничего о нём не знаем.
Была информация, что он увлекался гонками на автомобилях, и его фамилия иногда мелькала в списках участников, но вот фотографий всё равно невозможно найти.
Есть одна любопытная фотография человека в пальто на крыше нашего дома-героя в процессе строительства. Возможно ли, что это Нирнзее? Может быть, но, по описанию разных очевидцев, выглядел архитектор немного иначе.
А что внутри?
Нирнзее писал в городскую управу, чтобы получить разрешение на строительство самого высокого здания в Москве на 1912 год: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений <…> выстроить вновь каменное в девять этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью девятого этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом».
Когда здание было достроено, горожане прозвали его «тучерезом», а позже такое название трансформировалось в «небоскрёб». Но несмотря на то, что здание действительно было самым большим в городе, небоскрёбом его нельзя было назвать - Нирнзее не проектировал его как железобетонную конструкцию. Несмотря на свою высотность в девять этажей, наш дом был кирпичным. Нирнзее достиг максимума по этажности для кирпичной постройки.
Внутри здания была устроена коридорная система в форме буквы «п». В коридоре с двух сторон размещались маленькие квартиры. Квартиры напоминали будущие конструктивистские ячейки, где в площадь 30 м² нужно было уместить все нужные человеку помещения.
Жилища были крошечными, но со своими ванной и туалетом, а вот кухни были общие на этажах.
Такая планировка и идея больше похожа на формат современных общежитий. Как правило, жители этого дома были холостыми, так как семейным людям в таких условиях жить было сложно.
Фото: finnikk.livejournal.com
Фото: finnikk.livejournal.com
Фото: finnikk.livejournal.com
Жильё было дешёвым, поэтому дом достаточно быстро заселился. После революции жильцов обязали освободить квартиры, и дом стал ассоциироваться исключительно с властью. В нём проживали партийные работники, поэтому чёрные машины по ночам часто останавливались во дворе, приезжая за новосёлами во время сталинских репрессий.
Жители и гости дома Нирнзее
Дом был тесно связан с литературным миром, здесь часто бывали Есенин, Маяковский и Булгаков.
Маяковский в поэме «Пятый Интернационал» пишет несколько строчек о доме Нирнзее:
«Помните,
дом Нирензее стоял,
Над лачугами крышицу взвеивая?
Так вот:
Теперь
Под гигантами грибочком
Эта самая крыша
Нирензеевская».
Примечание автора: до конца неизвестно, как правильно писалась фамилия архитектора - Нирнзее или Нирензее.
«Здесь Булгаков встретил свою Маргариту» - так называется одна из глав книги об этом доме авторов Владимира Бессонова и Рашита Янгирова. Булгаков же в доме Нирнзее встретил свою третью супругу - Елену Сергеевну Шиловскую, свою будущую музу и прообраз Маргариты из всемирно известного романа.
У дома Нирнзее встречаются герои романа «Мастер и Маргарита». Помните эти строчки? «…Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на черном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».
От литературы к кинематографу
Дом Нирнзее всегда был тесно связан с деятелями культуры и искусства. Доходный дом - это доход не только с жильцов, которые проживают в квартирах. Постройка была продумана архитектором до мелочей, поэтому он решил, что крыша и подвал тоже будут приносить ему деньги.
В Москве до революции существовало огромное количество кинофирм и кинопавильонов, и дом Нирнзее, как арендная площадка, не стал исключением. На крыше дома в 1912 году «поселилась» крупная киноконтора известных режиссёров Венгерова и Гардина - «Венгеров, Гардин и Ко».
Они снимали в доме, здесь же проявляли и монтировали, а на крыше устроили небольшой кинотеатр под открытым небом.
Позднее крышу использовали как парк для жителей вместо отсутствующего внутреннего двора. На крыше располагался детский сад и даже футбольное поле. Но в 1960-х крышу закрыли и без особого назначения попасть туда практически невозможно.
Но вы точно видели это место в кино! Помните, в фильме «Служебный роман» Людмила Прокофьевна ходит плакать на крышу из своего кабинета?
Кадр из фильма «Служебный роман»
От кинематографа к театру
А в подвале Нирнзее спроектировал театральный зал. В 1913 году многие театральные труппы мечтали арендовать данное помещение и писали письма в управу. Получила разрешение на заселение театральная труппа Никиты Балиева «Летучая мышь». С 1915 года театр имел право пользоваться подвалом.
Фото: ru.bidspirit.com
«Летучая мышь» - это дитя знаменитого Художественного театра. Станиславский называл себя крёстным отцом этого театра, а вот родителем был тот самый Никита Балиев. Балиев мечтал играть на сцене МХТ серьёзные роли. Но из-за своей внешности многие партии он не получал. В итоге реализовал себя как руководитель кабаре и стал первым в дореволюционной России конферансье.
Спектакли кабаре состоят из большого количества номеров. Все номера разные и все их нужно объединить какой-нибудь общей историей. Появляется конферансье, который подготавливает зрителя к следующему номеру. Этим Балиев прославился на весь мир.
Фото: russianartsalon.com
После «Летучей мыши» подвал стал стартом для многих больших театров: тут начинали играть спектакли Театр сатиры, Театр «Ромэн», Театр на Малой Бронной и уже более 60-ти лет данный подвал является постоянной площадкой для Учебного театра ГИТИС.
Фото: yamoskva.livejournal.com
Фото: yamoskva.livejournal.com
Фото: yamoskva.livejournal.com
И это только часть историй всего лишь одного дома. Дом-легенда, дом-тайна, дом-миф - это всё о нём. О доходном доме Нирнзее.
Текст подготовлен совместно с
Викторией Фролковой.
Читайте другие наши материалы о московской архитектуре:
#архитектура,
#интересно,
#история,
#москва #доходныедома #небоскребы