Здравствуйте. Этот обзор был написан и выложен на
мастеровом в январе этого года, с тех пор прошло пол года, накопилось ещё опыта и информации, которым нужно поделиться. Далее текст оригинала не трогаю, дополнения будут в скобках.
В рунете о ней почти нет отзывов, да и на мастеровом тоже. Так что, надеюсь, данный обзор будет полезен тем, кто задумывался о её приобретении, просто интересующимся и, конечно, тем, кто занимается резьбой по дереву. Я использую её для шлифования резьбы около года, за этот срок накопилось некоторое количество информации, которой хотелось бы поделиться. (уже полтора года)
Что она собой представляет, несложно понять и по фото, ни разу не держав в руках. Похожа на бормашинку, только насадка не вращается, а колеблется. То есть, как заявляет производитель, движется линейно, а не вращательно или орбитально. Что, кстати, очень удобно, так как можно шлифовать по волокну. Подключается к 12-ти вольтовому блоку питания. В руке сидит хорошо любым хватом. В комплекте с ней идут шкурки на клейкой бумажной основе №180, 240, 400 с вырубками под насадки 4-х форм по 5 штук на каждом листе. Если вы собираетесь работать этими шкурками, то этого количества хватит разве только на то, чтобы составить первые впечатления об инструменте. Насадки есть прямые и изогнутые, с разными площадками под наждачку. Меняются очень легко поворотом удерживающей головки.
За год использования перешлифовал я ей массу изделий, забегая вперёд, скажу, что на первой моей шлифовалке стоит уже 3-й двигатель. (уже шестой, и за этот период времени погибло уже 2 машинки)
На фото новая, вторая, только распечатанная.
Личные впечатления. Сразу скажу, что не претендую на объективность, это всего лишь моё мнение, основанное на годовом опыте использования в моих конкретных условиях шлифовки ручной резьбы по липе и дубу. Вот, к примеру, первое изделие, для шлифовки которого применялась эта шлифмашинка, чтобы можно было составить впечатление о её применении.
О насадках. Из 8-ми штук без изменений у меня осталось 4, и то до одной просто не дошла очередь, так бы осталось 3. Самая удобная и универсальная - треугольник на изогнутой ножке. Им я шлифую процентов 80 резьбы. Остальные насадки используются в основном для шлифовки фона, редко для чего-нибудь другого. Мои насадки.
Прямые насадки не понравились тем, что при шлифовке (особенно родными шкурками) бьются о шлифуемую поверхность краями платформы, так как насадка ходит как маятник, из стороны в сторону, то есть по какому-то радиусу, а площадка для наждачки прямая, из-за этого получается, что машинка как-бы прыгает по шлифуемой поверхности. С использованием наждачки на мягкой основе(об этом чуть позже) такой эффект отсутствует и шлифовать гораздо приятнее. С изогнутыми насадками все хорошо, платформа ходит в плоскости, поэтому можно шлифовать и родными жесткими шкурками. Иногда это пригождается. Форму насадки под личные предпочтения можно легко изменить ножницами, напильником или другими подручными средствами. Пластик прочный, как-будто с волокнами внутри, чувствуются, когда режешь. Насадки достаточно прочные, ещё ни одной не сломал, хотя эксплуатацию щадящей не назовёшь.
О наждачках. Родные наждачки на бумажной клейкой основе не понравились. Почему? Потому что жесткие. На больших, обычных вибрационках, подошва всегда мягкая, что позволяет ей лучше прилегать к обрабатываемой поверхности. Здесь нет, просто как если наждачку наклеить на деревяху. Может для кого-то это и хорошо, но мне нужно было или мягкую платформу, или мягкую наждачку. Пробовал Мирку на поролоновой основе клеить двусторонним скотчем - не пошло, слишком мягкая. Отлично себя зарекомендовал скотч для зеркал на вспененной основе, который мебельщики используют для наклейки зеркал, а автомобилисты для наклейки молдингов и прочей пластиковой ерунды на машину.
Он отлично клеится, достаточно мягкий и в меру упругий. И ещё он бывает разной толщины и ширины. Полосу этого скотча просто наклеиваю на лист наждачной бумаги и отрезаю ножницами полоску по его ширине.
Потом отрезаю кусочек от получившейся полосы, снимаю защитный слой, клею на насадку и обрезаю ножницами по форме. Ножницы для наждачки лучше иметь специальные, которые не жалко.
Сейчас использую скотч шириной 19мм и не толстый, если нужна насадка помягче, клею в 2 слоя всю полосу. Вообще нужно иметь много полос разной гритности и разной толщины в запасе, так легче и удобнее работать.
Наждачку беру Sia №180, 240, 320, 400, в зависимости от породы древесины и желаемого результата. Отличная наждачка, между прочим. Хорошо держит абразив и долго работает. Медленнее засаливается, чем родная, хотя это от шлифуемого материала зависит.
Про двигатель. Двигатель хоть и маленький, мощности по липе хватает, по дубу хотелось бы больше. Во время работы нагревается, но терпимо. На валу стоит эксцентрик, который начинает делать из вращательного движения колебательное. Он же является и вентилятором, который охлаждает двигатель.
Работал, бывало, целый день без передыху и ничего. Но после пары месяцев использования заметил, что машинка стала по-другому жужжать, а потом и вовсе при нагрузке насадка стала переставать вибрировать. Без нагрузки вибрирует, а как только прислоняешь к заготовке перестает шлифовать, жужжит, но не двигается. Разобрал, оказалось вал двигателя протер себе паз в самом же двигателе и вместо насадки колебался сам вал. На фото дырка, которую протер вал, видна темным полумесяцем слева от вала.
На моторе обозначений было не разобрать, прочитал только, что двигатель фирмы Mabuchi.
Подобрал мотор по размеру, оказалось тип f280. В России их, если не сильно заморачиваться, можно найти 2 варианта - 10440 и 15200. Второй ближе к оригиналу по характеристикам, но чуть более оборотистый (8000, на родном 7000), первый тоже неплох (4000 оборотов), мне, например, понравилось шлифовать им левкас. (при более продолжительной эксплуатации стало ясно, что 15200 всё-таки очень уж оборотист, появляется излишняя вибрация, мотор быстро перегревается и выходит из строя, так что 10440 белее предпочтителен, хотя скорость шлифовки с ним снижается). Ещё к родному мотору было что-то припаяно, какая-то синяя штучка, типа конденсатора, пробовал включать и с ней и без неё (но уже не родные двигатели), разницы не заметил, убрал в коробочку, авось пригодится. Если кто-то скажет что это такое и зачем оно нужно, буду очень благодарен, и, если нужно, впаяю обратно =)
При замене двигателя всплыли такие нюансы: вал нового моторчика длиннее и клеммы торчат не сзади, а сверху.. Лишнюю часть вала я откусил пассатижами, но кусается тяжеловато. Лучше отпилить бормашинкой и скруглить надфилем. Клеммы в общем-то без разницы где, но на родном двигателе не так мешаются провода при сборке корпуса. На фото родной моторчик справа.
Эта штука, которая выступает над плоскостью двигателя возле контактов, который слева, мешается при установке его в корпус, но в ней держатся щетки. Я её приплавил паяльником и загладил до приемлемого уровня, почти вровень с остальной плоскостью. Можно, наверное, срезать или сточить, но будет сложно не зацепить контакты.
При не очень интенсивной работе, думается, двигатель будет работать намного дольше, чем у меня, особенно если вовремя давать ему охладиться. Поэтому, если планируется частое использование, чтобы не насиловать инструмент, нужно иметь хотя-бы 2 машинки и работать ими по очереди, пока одна остывает, вторая работает и наоборот. Я вот прикупил себе вторую, надеюсь, жить будут дольше. И сразу задумался о покупке ещё одной, чтобы были 3 с разными двигателями, для разной работы. (как показывает практика, если работа более-менее интенсивная, 2 машинки это самый минимум, желательно иметь и больше. при перегреве плавится пластиковый механизм, который делает колебательные движения, в результате чего мотор крутится, но вибрация под нагрузкой отсутствует)
Выводы. Хотя машинка хоббийная, о чем говорят пластиковые насадки, рекомендованный кратковременный режим работы и небольшая мощность, тем не менее с её помощью можно здорово повысить производительность и качество шлифовки (резьбы по крайней мере). А учитывая легкую ремонтопригодность (сломаться там может разве что двигатель, а меняется он за пол часа с перекурами), (оказалось, не только двигатель, но на рекомендациях это не отразится) я могу её рекомендовать почти любому резчику.
Плюсы и минусы расписывать смысла нет, так как альтернатив такой шлифмашинке особо нет, маленькие дельташлифовки не в счет, они совсем другие.
Пожелания производителям. Очень хотелось бы видеть подобный инструмент в виде насадки на гибкий вал к подвесной бормашине, вроде angle grinder от foredom, тогда не пришлось бы менять моторы, да и мощность лишней тоже не бывает, хотя немного пострадала бы мобильность из-за того, что вал не такой гибкий, как провод, но меня и, думаю, многих такой вариант устроил бы. Ещё желаю фирме Проксон самой изготавливать наждачки на мягкой основе, у нас их хоть покупать и не будут, но буржуям понравится.
Продолжение следует...