Ровно год тому назад в это время я путешествовал по Китаю. В середине мая подходил к концу мой тур по Азии. Мы начинали поездку на юге, в
Лаосе, и поставили себе цель спустя месяц добраться до Великой китайской стены. И вот, этот день настал. Мы выбрали дикий, неотреставрированный и крайне труднодоступный участок стены, чтобы избежать толп туристов, продавцов сладкой ваты и надувных шариков. Наслаждаться красотой такого могущественного сооружения лучше вдалеке от туристов.
Китайская стена строилась и перестраивалась с конца времени до нашей эры. Крупнейшее сооружение человечества было призвано защищать Китай от воинственных кочевников из Монголии. Стену строили веками, в момент своего могущества она простиралась на 8 850 километров с запада и на восток и гарантировала, как казалось императору, защиту от монголов.
Стена была построена в чрезвычайно труднопроходимом рельефе. Горы и холмы ограждают плодородную долину от скверных ветров. Стена не прерывалась ни на одном своём участке. Через каждую сотню метров в сторожевой башне держал вахту отряд солдат, готовый быстро реагировать на внезапное появление монгольской орды. На всей протяжённости стену одновременно защищали 25 000 воинов.
Как известно, монголы таки покорили древний Китай и даже построили его нынешнюю столицу в Пекине. История завоевания оказалась гораздо более прозаичной. Всадники с луком и стрелами не брали стену осадой. За взятку китайские сторожевые открыли монголам проход, и через одни из ворот монголы триумфально въехали в Китай, который они вскорости завоевали.
Говорят, что Китайская стена видна из космоса. Ещё говорят, что из космоса виден Лес Вегас. Не знаю, почему именно эти достопримечательности упоминают космонавты, ведь на ночных снимках планеты виден каждый крупный город. Китайская стена, если и видна, то очень вооружённым взглядом. Тонкая змейка из белого камня повторяет очертания рельефа. Стену легко не заметить даже из окна автобуса - цвет её камней сливается с окружающим ландшафтом.
Стена не обходит препятствия, а взбирается на них по самым отвесным участкам. Остроконечные вершины и крутые склоны - строители стены по древнему китайскому обычаю избрали самый трудный маршрут для своего творения.
После истории со взяткой стена утратила своё фортификационное назначение. Много сот лет она стояла бесхозная. Как римский Колизей, стену постепенно разбирали на стройматериал. Мао Цзэдун даже призывал молодых коммунистов разбирать “это ненужное строение” на общественно полезные цели. Так человеческий фактор приложился к естественному развалу стены.
Стена простирается на много сот километров, но самые доступные места для посещения находятся в окрестностях Пекина. Я знаю пять точек, где можно попасть на стену. Два самых известных места - Бадалинь (Badaling) и Циньшаньлинь (Jinshanling). Здесь нужно рассказать о специфическом отношении китайцев к материальной истории.
Китай можно назвать древнейшим государством мира. История Китайской империи считается от императора Цинь, который объединил народы на территории современного государства 2500 лет тому назад. (Потом построил себе гробницу, окружил себя тысячами керамических воинов и отошёл в мир иной.) Китайская письменность - древнейшая в мире постоянно используемая форма письменности, некоторые иероглифы не изменились за 2500 лет! Города, расположенные на побережье морей и на пути следования Шёлкового пути, посещались купеческими караванами ещё в эпоху, когда в Европе не знали вилки. Казалось бы, в такой древней стране должны были сохраниться бесчисленные памятники истории!
Не совсем. Китайцы не ценят памятники материальной истории так, как это делают европейцы. В Старом Свете люди трепещут над каждым могильным камнем, древнегреческие колонны прячут в специальных музеях, а римские мозаики хранят в помещениях с искусственным кондиционированием. В Китае считается адекватным снести старинную пагоду и построить на её месте точно такую же, но на два яруса выше, с подземным торговым центром и выходом в метро. Тысячелетнюю городскую стену Сианя (Xian) легко модифицировали, встроив внутрь бессмысленного каменного сооружения офисные помещения и торговый центр. По стене пустили электрический автобус, вход на стену сделали платным, а на подъём установили эскалаторы. От древней стены не осталось ничего - лишь форма, отлитая в позапрошлом году из китайского бетона.
Точно так же поступили с Китайской стеной. Самые посещаемые участки стены были заново построены из бетона. Внутрь стены вмонтировали магазины, а по поверхности стены пустили туристический автобус. Так обстоят дела в Бадалине, поэтому мы туда не поехали.
За пределами предусмотренных для массового туризма мест Китайская стена сохранилась в виде огромной руины. Сквозь камни произрастает кустарник, между развалинами на солнце греются ящерицы. В сторожевых башнях нет крыши, да и арки окон скоро рассыплются.
Чтобы увидеть настоящую Китайскую стену, нужно ехать не туда, куда везут организованные туры. Стены длинная, и посетить её модно буквально в любом месте, если у вас есть машина или персональный водитель. С учётом общественного транспорта выбор мест проникновения на стену заметно сужается. Мы долго выбирали и приняли решение ехать в Хуанхаушень (Huanghuacheng). Добраться сюда непросто. Нужно доехать на автобусе до Хуайроу (Huairou), а там терпеливо ждать проходящий автобус, различая его по иероглифам в форме разных жучков в лобовом стекле.
Междугородние автобусы в Китае, к слову, очень комфортабельные. Разумеется, весь транспорт здесь китайского производства. Новенькие автобусы, возможно, и рычат при переключении передач, и по характеристикам безопасности уступают шведскому “вольво”, но по сравнению с отечественными “богданами” предоставляют невиданных комфорт с кондиционером и мягкими сидениями. Пассажиры невероятно радуются, когда в автобусе с ними едет иностранец. И пусть никто не говорит ни единого слова на английском языке, но весь салон возьмётся помогать вам найти нужную остановку, выйти вовремя, а вслед будет весело махать рукой и улыбаться беззубой улыбкой.
Перед подъёмом на стену рекомендую затариться водой в местном “сельпо”. На стене висит портрет Мао. Современный Китай живёт по законам капиталистического рынка. Свет, вода, транспорт - платные. Единственное, где Китай придерживается “красной книжечки” - это торговля водой. Даже в самом далёком и жарком месте - на вершине горы или перед подъёмом на Китайскую стену - стоимость бутылки воды всегда будет одинаковой: 2 юаня за поллитра воды без газа, 25 центов. Повторюсь: даже на вершине горы, где ближайший источник питьевой воды находится в трёх часах ходьбы, вода всегда будет стоить два юаня. Видимо, здесь действует какой-то закон.
В Lonely Planet на удивление точно описан маршрут подъёма на стену. Незаметная каменистая тропинка сворачивает за последним домом деревни на гору.
Ощущение прогулки по Великой китайской стене - незабываемое! За целый день я не встретил ни единого прохожего. Какое-то время на одной из башен вдалеке я видел отблеск яркой ветровки. Возможно, это был прагматично одетый немецкий турист, но при виде нас он не стал приближаться. Целый день мы гуляли по стене совершенно одни.
На многих участках стена сильно повреждена. Хорош видно места, где крестьяне в первую очередь воровали камни.
В 1980-х стену впервые открыли для иностранцев. В то время начались массовые туры в Бадалинь. В то же время был восстановлен участок стены и в Хуанхуашень. Часть разваленной стены восстановили в современном стиле. С применением современных строительных материалов (читай: бетон) с целью создания иллюзии того, какой была стена в эпоху яростных монголов.
Из-за того, что Стена повторяет ландшафт местности и проходит по горам, она покрывает абсолютно немыслимые перепады высот. Невозможно представить себе, как по стене должны были передвигаться воины в случае тревоги.
Не стоит наивно недооценивать расстояния между участками Стены. В этих местах, где поверхность стены неукреплена и нужно прыгать между камнями, под жарким солнцем на сильном ветру расстояния оказываются гораздо большими, чем на карте. За целый день мы прошли немногим больше пяти километров руин, но очень сильно устали. Не в последнюю очередь, из-за немыслимых перепадов высот. Не представляю себе, как люди тащили на эти высоты камни!
Любопытно, что многие участки Стены абсолютно гладкие. Подниматься вверх по гладким камням ещё не так страшно, как спускаться вниз и видеть перед собой обрыв.
Стена кажется бесконечной. Иногда она прерывается, между обрывами построены автомобильные дороги, живут деревни. Но после дороги или деревни Стена снова продолжается.
Наш маршрут заканчивался спуском к водохранилищу. Обратно мы возвращались автостопом. Хуанхуашень - действительно труднодоступное место для посещения стены, и автобусы ходят сюда крайне редко. Нам повезло, и вскорости после выхода на трассу нас подобрал водитель бетономешалки! Он не только довёз нас до Хуайроу, но проводил нас и подождал, чтобы убедиться, что мы сядем в правильный автобус. При этом водитель, разумеется, не говорил ни слова по-английски, и мы общались исключительно языком жестов и напечатанных в Lonely Planet иероглифов. Внизу на фото я (крайний слева) с друзьями.
На выходных я еду в Неаполь и уже заранее готовлюсь толкаться локтями между рядами туристических групп в очереди в Помпеи и держаться за сумку, как бы из неё ничего не свистнули. В Колизее трудно будет расслабиться и погрузиться в атмосферу древнего Рима. На Китайской стене я наслаждался одиночеством, ветром со стороны Монголии и никто не мешал мне мечтать о том, каким был мир полтысячелетия тому назад. Прогулка по Великой стене осталась в памяти самым ярким воспоминанием из Китая.
Больше записей из поездки - по тегам
Китай и
Азия!