Карьер Гарцвайлер - крупнейшая открытая шахта Германии. Здесь работают самые большие и самые мощные экскаваторы в мире. Огромными зубчатыми колёсами они перемалывают землю в поисках бурого угля. По многокилометровым конвейерным лентам глыбы рыжей земли транспортируются к станциям обработки угля. На выходе Гарцвайлер производит лигнит, простой бурый уголь, который используется для производства электроэнергии.
Гарцвайлер находится в "угольном треугольнике” - условном регионе между Аахеном на западе,
Дуисбургом на севере и
Кёльном на юге. Земля содержит здесь большие запасы полезных ископаемых, и в первую очередь - угля. Здесь начиналась промышленная революция в девятнадцатом веке, отсюда черпался уголь для нужд промышленности Рурской области.
Рурская область - самая плотнонаселённая область Германии. Города срослись в один, и если бы не формальные границы, то Рур Сити имел бы общее население 8,5 миллионов человек и стал бы крупнейшим городом Германии. Таким образом, Гарцвайлер расположен в самой густонаселенной области Германии.
Карьер занимает площадь 30 кв. км. На нём работает 1725 человек, но основную долю работ выполняют сверхмощные машины. В Гарцвайлере копают одновременно 7 экскаваторов, 2 из них являются самыми крупными движущимися машинами на планете. За год машины вынимают из земной породы 40 миллионов тонн угля.
А так это выглядит на видео. Экскаватор на глазах сгрызает почву, карьер увеличивается день от дня.
Уголь из Гарцвайлера используется, в первую очередь, для производства электроэнергии. Карьер соединён железной дорогой c крупнейшей электростанцией Германии. ТЭЦ Нойрат расположена всего в километре от добычи угля. Её дымящие градирни хорошо видны на горизонте над карьером. Суммарная мощность семи энергоблоков ТЭЦ в Нойрайте составляет 4,4 Гигаватт электричества. От угля из Гарцвайлера также питается ТЭЦ Фриммерсдорф, в прошлом крупнейшая ТЭЦ Германии. Из 16 энергоблоков в сети осталось лишь 2. Согласно программе по переходу на источники возобновляемой энергии, оставшихся два блока окончательно отключат в 2018 году.
Фото сделано на объектив Тамрон 600 мм - подробно об этом чудо-объективе я написал
здесь.
В 2006 году карьер Гарцвайлер поглотил автобан А44, разделявший его от карьера Гарцвайлер 2. Оба карьера объединились в один огромный растущий организм. Через три года карьер поглотит следующий автобан, отделяющий его от новых месторождений угля - А61.
На территории, которую занимает шахта сегодня, в прошлом находились мелкие деревни. Все населённые пункты на пути Гарцвайлера были выселены и снесены. Жители 14 разрушенных деревень получили дома в новых районах райцентра Эркеленц неподалёку. Город Эркеленц сносить не будут.
Гарцвайлер просуществует, по меньшей мере, до 2045 года. К тому моменту будут снесены ещё 8 сёл. Когда добыча угля прекратится, карьер планируют превратить в искусственное озеро. Для этого пропасть в земле заполнят водой из Рейна. Пустой Гарцвайлер будут наполнять рейнской водой библейское количество времени - сорок лет.
Панорамка
кликабельна.
Стены карьера устроены ярусами. На них видны следы работы экскаваторов. Глубина карьера колеблется от 50 до 210 метров. Когда Гарцвайлер затопят, это будет одно из самых глубоких озёр Германии!
Меня удивил тот факт, что добыча угля в Западной Европе всё ещё оказывается рентабельной. Главный враг Гарцвайлера - не ценовое давление со стороны дешёвых китайских шахт, а жители самой Германии. В последние годы вокруг Гарцвайлера кипят скандалы и демонстрации. На прошлых выходных порядка 7 тысяч человек высказали своё недовольство, когда создали людскую цепочку вдоль западной стены карьера, как раз тех мест, где были сделаны эти фотографии. Люди требовали прекратить добычу угля и закрыть угольные электростанции, с целью защиты окружающей среды.
Возможно, Гарцвайлер скоро закроют. Выключат ТЭЦ в Нойрате, без пара из градирен горизонт прояснится. Крупнейшие в мире экскаваторы распилят и перевезут на одну из гигантских шахт в Австралию или Китай. Гарцвайлер наполнят рейнской водой и напустят в озеро утят. Вдоль берега посадят деревья. Возможно, даже восстановят одну из разрушенных деревень в качестве туристического аттракциона. Но это будет не мой Гарцвайлер.
Больше репортажей из моего путешествия по
местам промышленной славы старой Европы (Рур,
Валлония,
Люксембург) - по ссылкам!