После рассказов про
Лаос, я перескочу через
Вьетнам, и расскажу сегодня кое-что о Китае. Я провёл в этой стране две недели, посетил четыре крупных города и сильно впечатлился. С удовольствием вернусь в Китае снова при первой возможности. Для знакомства с этой необъятной страной я предлагаю проехаться на поезде и всё время смотреть в окно. 1200 километров отделяет Циань в глубине континента от Пекина на северо-востоке страны. Наш поезд, точная китайская копия французского TGV, преодолеет эту дистанцию за 4 часа.
Поездка на поезде через Китай может быть долгой, быстрой, душной или комфортной. Всё зависит от того, в какой поезд сесть. Здесь случается ехать ночью стоя в сидячем классе, или в сверхскоростном поезде с крейсерской скоростью 300 км/час. 1200 км за 4 часа, три остановки по пути. Абсолютный комфорт, да и виды за окном предоставляют отличный срез китайских будней.
Поездка начинается в Циане. К северу от города, на пустыре за третьим транспортным кольцом расположен новый вокзал. Сюда специально провели линию метро, других объектов в окрестностях вокзала нет.
Вокзалы для скоростных поездов сделаны отдельно от пригородных станций для электричек и во многом напоминают аэропорты. Сюда нельзя зайти без билета. На входе стоит любимый народный металлодетектор. Выхода на перроны открываются лишь тогда, когда приезжает поезд. Спуск к поездам - через турникеты.
Между скоростными и обыкновенными поездами в Китае - пропасть, даже вокзалы отдельные. Стандартные городские вокзалы выглядят немного иначе. Там много людей, ещё больше сумок, торб, тележек. Народ сидит на чемоданах. Сидений на всех не хватает. В зале ожидания курят, в Китае вообще много курят.
По дороге мы проезжаем самые разные ландшафты. Дикой природы мало. В основном, попадаются возделанные поля, либо незаконченные стройки, местами похожие на мусорные свалки.
Мы проезжаем котлованы, автобаны, искусственные каналы.
Местами попадались крайне депрессивные пейзажи, как в фильмах Антониони.
Промышленные ландшафты я люблю больше всего. Когда видишь многоярусные переплетения магистральных линий электропередач, понимаешь, почему Китай является основным потребителем нефти и угля в мире.
Зелёный трактор с жёлтыми колёсами? Римейк с американской легенды John Deere пашет поля китайских колхозов! В Китае много подделок. Даже поезд, на котором мы едем - точная копия французских TGV.
Внутри в поезде тихо, прохладно и комфортно. Надпись над проходом высвечивает скорость движения: число постоянно перескакивает с 299 на 300 км/час и назад.
В вагоне-ресторане можно недорого и очень вкусно покушать. Приветливые девушки-проводницы подогревают еду в микроволновке. В меню - курица, свинина и рыба с рисом, мясо на выбор. Я проголодался уже в конце поездки: из ассортимента оставалась только рыба. Было вкусно. За окном продолжал проноситься постоянно меняющийся пейзаж.
Шикарные автобаны, мелькающие, пока я жую рис - небесплатные. У въездов расположены toll stations - точно как в Америке. Платные дороги и коммунизм - один из многочисленных парадоксов Китая.
По темпам строительства железных дорог Китай обогнал все страны мира. Ещё 15 лет тому назад китайцы ездили на советских зелёных вагонах. На сегодня в Китае 11 000 километров скоростных железных дорог, все построенные с 2007 года! Как быстро соединить страну поездами? Построить эстакады! Все скоростные участки поезд проезжает по эстакадам. 1200 километров эстакады от Цианя до Пекина, и ещё несколько тысяч километров эстакад соединяет крупнейшие города Китая между собой.
Такой строительный рынок может находиться в любом городе Китая, но вышка на заднем плане выдаёт месторасположение фото - город Чжэнчжоу (Zhengzhou). Неизвестный мне дотоле город оказался столицей провинции с населением 100 миллионов человек. Из окна поезда я видел небоскрёбы и мощные транспортные развязки.
Поезд всё время едет за пределами населённых пунктов. Те несколько городов, которые мы проезжаем, как, впрочем, и все остальные города страны, очень похожи друг на друга. Пригороды в Китае всегда одинаковые: строящиеся многоэтажные типовые панельные микрорайоны, базары, многоярусные автомобильные (на фото - железнодорожная) развязки. Каждому городу полагается несколько автомобильных колец. В самых крупных городах есть метро.
Этот кадр воплощает в себе очень много аспектов, свойственных современном Китаю: массовое потребление, гигантские стройки и огромные инвестиции в дорожную инфраструктуру. Всё в одном кадре.
Даже не знаю, как прокомментировать этот кадр. Это дачи или дома для переселенцев? Для дач не хватает огородов…
Мы подъезжаем к столице. Пекин начинается с огромного транспортного кольца. Пекин окружает шесть концентрических окружных автодорог.
Внутри кольца расположен ландшафтный парк. Пагода вдалеке кадра - стопроцентный новодел. В Китае очень любят строить здания из бетона под старину. Часто старые здания сносят, и на их месте строят точные копии, но из бетона. Кажется, будто китайцы не замечают подделки. По крайней мере, фотографируются и радуются как дети, при виде очередной пагоды. Даже Великая китайская стена - и та, на самых посещаемых участках, построена заново из бетона, чтобы внутри разместился торговый центр!
Пекин - конечная станция нашего поезда. Пассажиры вышли из вагонов, вслед за ними из поезда на свежий воздух вышел капитан корабля машинист.
На конечной станции армия уборщиков моет каждое окно поезда отдельно. Билет на такой поезд стоит порядка 70 евро и с лихвой покрывает расходы на низкооплачиваемых китайских рабочих.
В Пекине есть много вокзалов, и скоростной поезд прибывает на вокзал, откуда также уходят электрички. Площадь перед вокзалом патрулируется военными, в переходе стоит улыбчивый дружинник.
Народ коротает время перед отбытия электрички в родной аул колхоз. Односельчане снабдили командировочного списком товаров. Люди прут на себе мешки с крупами, вёдра, перевязанные изолентой, чтобы крышка держалась, фальшивые чемоданы “луи вюиттон” с оторванными ручками, пакеты с бытовой химией. Разрыв в уровне жизни между городами и деревней в Китае должен быть огромный.
В Пекине много вокзалов. Цианьский экспресс прибывает на станцию Пекин Западная, крупнейший вокзал Азии.
Мы долго бродили вокруг вокзала в поисках автобусной остановки, но так её и не нашли. Мы вернулись в здание, спустились в подземелье, и оказались в пекинском метро. Об этом - в следующий раз!
Больше записей из моей поездки по
Китаю и
Юго-Восточной Азии - по ссылкам!