На Рождество я ездил в Страсбург. Это были как раз те дни, когда Германию засыпало снегом, и не хотелось высовывать нос из протопленного дома на морозную улицу. Во время дороги выяснилось, что снег - феномен региональный, и даже когда подъезд родного дома завален сугробами, в 100 километрах к западу может светить солнце и зеленеть трава. Мы проехали Баварию, пересекли Баден-Вюрттемберг и зацепили Райнланд-Пфальц - три федеральные земли за 5 часов в дороге, а потом попали в зачарованый зимний лес в Эльзасе. Сегодня я покажу несколько фотографий из дороги. О самом Страсбурге расскажу в другой раз.
На рассвете мы погрузились в тёпленький двухэтажный автобус и поехали из Нюрнберга в направлении Франции. За окном проносились стрёмные спальные районы южного Нюрнберга.
Водитель коротко поздоровался по микрофону, предложил кофе-чай и пожелал нам всем счастливой дороги. Со всей плавностью хода автобус выкатился на автобан А6. На обочине лежал снег, но погода была ясная.
Вскоре видимость заметно ухудшилась. Лобовое стекло заплевали отбросы от колёс обгоняющих легковушек. Джигитов в тот день не было: почва промёрзла, и дорожное полотно покрылось коркой льда. От гололёда никакой мерседес не спасёт, все ехали со скоростью автобуса.
Автобан пересекает лес в предместье Нюрнберга. Вся территория вокруг Нюрнберга - “райсхвальд", досл. "имперский лес”, засажена искусственными лесами. Первый искусственный лес был высажен ещё в 14 веке, в эпоху Священной Римской Империи. Тогда быстрорастущий город-крепость вырубил всю древесину в округе, и в городе нечем было топить. Совет патрициев постановил отныне иметь запас дерева для топки и мелкой промышленности, с тех пор 20-километровая лесная полоса вокруг города охраняется.
Дальше начинается земля Баден-Вюрттемберг, и тут же появляются первые виноградники...
…и первая промышленность. Следующая остановка автобуса - город Хайдельберг, крупный промышленный и академический центр южной Германии. Между Хайдельбергом и соседним Маннхаймом находится одна из наиболее плотных городских агломераций Германии. Учащается количество пересечений с другими автобанами, на горизонте возникают трубы и градирни.
После Хайдельберга автобус делает привал в Маннхайме, где подбирает последних туристов до Страсбурга. В Маннхайме в тот день даже не слышали о снеге!
Сорокаминутный перекур под каким-то ржавым навесом на маннхаймском вокзале, и наш автобус снова в пути. Переезжаем Рейн, поворачиваем на юг и стремимся во Францию.
Трасса сузилась, и превратилась в простую однополосную дорогу. Никакого автобана, зато за окном снова поехали красивые пейзажи!
Такое ощущение, будто попал в сказку про снежную королеву.
А вот и Франция! Бывший пограничный переход закрыли, но окончательно не убрали. Маленький значок “FRANCE” на синем фоне со звёздочками приветствует нас во Франции.
Эльзас - это самый маленький регион Франции, он вытянут вдоль всей западной границы Германии и Франции. Граница почти во всех местах проходит по Рейну. Страсбург расположен на Рейне, то есть непосредственно на границе двух государств. Ещё некоторое время мы едем через заповедник, на этот раз на французской стороне. Большинство названий населённых пунктов по пути сохранили немецкие корни, только произносятся на французских манер с ударением на последнем слоге.
Конечная остановка автобуса - железнодорожный вокзал Страсбурга, прямо рядом со стеклянным зданием нового вокзала.
Страсбург оставил двоистое впечатление. О Страсбурге, милой архитектуре, европейском квартале “только для французов" и мерзком французском сервисе расскажу в другой раз.