Холоп с плоским морщинистым лицом и печальная крестьянка с ребёнком на руках спорят из-за разрядившегося мобильного телефона. Их расталкивает крестоносец с рисунком чёрного латинского креста на спине. В соседней палатке кузнец доделывает меч, а за моей спиной трое монашек в рясе смеются, каждая с бокалом пива в руке. Я приехал на ярмарку средневековья в крепость Вайшенфельд во Франконской Швейцарии.
На два выходных дня представители самых скучных профессий Германии перевоплощаются в людей средневековья.
Сегодня в этой древней руине собрались поклонники тёмных веков. Большинство посетителей одеты подобающе: льняная сорочка, узкие штаны, ботинки с задранным носком или деревянные туфли. Женщины собрали волосы под головной убор или завязали косу. Мужчины оделись в платья, будто германцы, англичане, или арабы, ремесленники, воины, гонцы или шуты.
Среди бесправной толпы, гремя доспехами, бродят рыцари: им, как и тысячу лет тому назад, полагается всё внимание. Высокие парни и девушки с длинными волосами в вытягивающих чёрных платьях бродят парами среди рядов ремесленников, будто они сошли с иллюстраций к книгам Толкиена.
Фестиваль в Вайшенфельде (Waischenfeld) называется праздником рыцарей (Ritterfest), но сам рыцарский турнир я не застал. Одинокие рыцари гремели в толпе крепостных, пьющих пиво, однако масштабного сражения с мечами и лошадьми не было. Вероятно, дуэль во имя чистой любви инсценируется в одно конкретное время на огромном поле рядом с парковкой, и в этот раз я её проспал.
![](https://farm4.staticflickr.com/3869/14913173648_a798461354_b.jpg)
![](https://farm4.staticflickr.com/3837/15096738291_9533e5bff2_b.jpg)
Организаторы фестиваля позаботились о мелочах: даже мусорщик, работающий во внефестивальное время завхозом, одет в белую тунику, а мусор он собирает в средневековый прообраз советского жестяного ведра.
![](https://farm4.staticflickr.com/3877/14913127400_3848c36ec3_b.jpg)
Цены написаны в мифических талерах, под которыми подразумевается евро. Платить можно и кредитными карточками: их здесь берут неохотно и исподтешка называют «волшебной картой».
Вдоль вытоптанных тропинок народные умельцы делают на глазах инвентарь давно ушедшей эпохи: кольчуги, молоты, доспехи. Женщина с внешностью гадалки продаёт факты из будущего. Дама с чепчиком готовит мыло. Стеклодув во всём белом выдувает под предоплату из нескольких талеров стеклянный шарик с узором на глазах толпы. Керамика, кожа, серебро, шкуры и полудрагоценные камни - на фестивале можно отменно закупиться инвентарём под старину.
![](https://farm4.staticflickr.com/3881/14913208867_180d59f1e7_b.jpg)
![](https://farm6.staticflickr.com/5593/14913125070_f63dbc1a54_b.jpg)
Для детей подготовлена увеселительная программа: вокально-инструментальный ансамбль игры на волынке исполняет народные мотивы девятого века. Ещё есть кукольный театр и карусель. Взрослые соревнуются в метании двуглавых топориков и стрельбе из лука.
В пределах крепостной стены разместился пищеблок: жареное мясо на огне, свежий хлеб с сыром прямиком из печи, пончики с яблоками, блины и проверенные временем франконские сосиски. Самая длинная очередь стояла к палатке, где двое мужчин с абсолютным спокойствием заворачивали кебаб с семенами конопли (см.
мой инстаграмм).
Посетители, наряженные в средневековые костюмы, приехали сюда на автомобиле, и только я, в кроссовках 21 века и джинсах, приехал на фестиваль на велосипеде. Ладно, достаточно нудить: велосипедов в средние века тоже не было.
Крепость в Вайшенфельде стала ареной для исторической реконструкции на два выходных дня. Некоторые участники приехали сюда с собственной палаткой и остаются ночевать в атмосфере средневековья: на деревянном сундуке, укрывшись меховой шкурой. Постояльцы кушают и пьют на глазах посетителей полностью в духе тех времён: на вертеле жарятся жирные куски мяса, на столе стоят пиво и медовая водка.
Ярмарки средневековья - очень популярное мероприятие в Баварии. Фестивали проводятся в разных деревнях, как правило, где есть крепость. Во Франконской Швейцарии, где сохранилось свыше 30 крепостей, рыцарские турниры проводятся несколько раз в год.
Удивительно, как одежда меняет весь облик человека. Достаточно нарядить программиста или, скажем, старшего бухгалтера в льняной костюм, затянуть потуже ремень из грубой кожи и спрятать длинные волосы под чепчик, как представитель общества потребления двадцать первого века вмиг превращается в простого крестьянина. Если отобрать у него смартфон, то оказавшийся поневоле в костюме средних веков даже не сможет найти самостоятельно дорогу домой!