Я прошёлся по Евромайдану и поговорил с людьми. Мне было интересно узнать, что думают о происходящем те, кто собрался здесь из Киева и из других частей Украины. Если внешне Евромайдан выглядел весьма уныло, даже застойно, то в разговорах в палатках, за чашкой горячего сладкого чая у коптящей буржуйки люди проявляли неожиданный оптимизм. Они пришли сюда надолго и не уйдут, пока правительство их не услышит. В предыдущей части репортажа о Евромайдане я попробовал передать хронологию событий. История объясняет многое, но самое сильное и корректное впечатление от Евромайдана дают не факты, а лица людей, собравшихся здесь. Людям посвящается вторая часть моей попытки фоторепортажа о Евромайдане.
Эти люди проехали длинный путь, чтобы поддержать Евромайдан.
На Евромайдане собираются люди самых разных достатка, социального статуса, профессии, происхождения и возраста. Здесь собрались люди по убеждению. Каждый помогает общему движению, как может. Студенты образовали открытый университет. С его трибуны каждый желающий может выступить с докладом. На Майдане самообразовались комитеты безопасности. Волонтёры помогают на полевой кухне, раздают брошюры. Киевляне приносят тёплую одежду и одеяла. Физически крепкие мужчины объединились в отряды обороны. Они следят за порядком и в первую очередь контролируют баррикады.
Лица людей, в отличие от стандартной ситуации рабочего дня в Киеве, отражают оптимизм и веру в светлое будущее. Поначалу события на Майдане волновали всех украинцев, даже тех, кто проживает за границей. В городах по всему миру украинская диаспора собиралась на мирные демонстрации с целью поддержки Евромайдана.
Со временем активность на Евромайдане угасла, и спустя месяц после начала мирных демонстраций, мне кажется, что страна уже перестала следить за событиями. Но на Майдане ощущение совершенно иное. Люди здесь полны оптимизма, они готовы бороться за изменение страны, но только никто не знает, как именно.
Евромайдан - не первая попытка Украины оторваться от России. Оранжевая революция на этой же площади в 2004 году была первой попыткой породниться с остальной Европой.
Спустя девять лет украинцы снова вышли на Майдан требовать соблюдения своих прав. В отличие от Оранжевой революции, Евромайдан стал поистине общеукраинской демонстрацией. Сторонники евроинтеграции вышли на площади украинских городов от Ужгорода до Луганска. Поддержка евроинтеграции, безусловно, сильнее выражена в западной Украине, где превалирующее большинство населения поддерживает ассоциацию с Евросоюзом. Впервые в истории Украины, на улицы вышли недовольные текущим режимом люди восточных областей Украины. Евромайдан собрался даже в таких прорусских городах, как Харьков, Симферополь и Луганск.
В первые дни после разгона студентов Евромайдан стал выглядеть угрожающе, с разъярёнными демонстрантами захватывающими киевский горсовет, штаб-квартиру ассоциации профсоюзов и пикетированием кабинета министров. Наблюдая за событиями из Германии, мне казалось, что страна вот-вот расколется на две части. Правительство нарочно подливало масла в огонь, напрямую сталкивая людей с разными убеждениями. Все боялись начала массовой бойни.
Настроение на Евромайдане в точности противоположное. Здесь рядом друг с другом стоят палатки с ребятами из восточной и западной Украины. На флагах и транспарантах развеваются надписи «Украина - едина». Никто из присутствующих не желает раскола страны. В борьбе украинцев за свои права языковые и религиозные различия не играют роли.
Это не означает, что фотографам здесь рады. Фотографировать людей было трудно, большинство отворачивались и требовали убрать камеру. Но принцип «если предложить тысяче девушек переспать, то одна из тысячи согласится», сработал и здесь: я нашёл открытых, отзывчивых людей, которые пригласили меня в своё временное жилище, познакомили с сослуживцами и рассказали историю своей жизни.
Благодаря Евромайдану, украинский язык пополнился новыми словами и выражениями. Так, в устойчивый обиход вошло слово «йолка». Теперь его можно писать без кавычек. В прошлом году Янукович так назвал по телевидению главную ёлку страны, которая по-украински назыавается «ялинка». С тех пор слово «йолка» циркулировало в анекдотах. После того, как по поводу установки новогодней йолки с майдана дубинками разогнали спавших студентов, народ окрестил ёлочку «кровавой йолкой», а Януковича - Ялынковичем.
Гопник, привезённый из депрессивных районов Восточной Украины на инсценированные митинги правящей партии, называется в народе «титушкой». Титушко была фамилия одного из задержанных провокаторов массовых столкновений, в спортивных штанах и быкепке.
Из названия главной площади Киева произошли такие слова как «Евромайдан», «Антимайдан», глаголы «майдануть» и причастие «майданутый». После многократного закрытия пересадочных станций киевского метро, якобы в связи с сообщением о бомбе, народ рассказывает анекдоты о звонке премьер-министра Украины в милицию в связи с «бимбой в вагине», «бомбой в вагоне». Премьер-министр коверкает украинский язык настолько, что кажется, будто он делает это нарочно.
Несколько декабрьских воскресений подряд Евромайдан собирал многосоттысячную толпу. Сюда приходили не только киевляне, но и жители других городов Украины. В новогоднюю ночь стотысячная толпа спела гимн Украины. Милиции на площади не было. Безопасность обеспечивалась силами самообороны. Благодаря ответственному поведению гостей даже наличие шампанского (запрещённого в обычном порядке на революционной территории) не испортило праздник. Столкновений не было.
В медсанчасти раненые демонстранты поулчают первую помощь. На Евромайдане круглосуточно дежурят несколько карет скорой помощи.
На следующий день после разгрома "Беркутом" мирной демонстрации 30 ноября на Майдане собралась толпа из нескольких сотен тысяч недовольных людей. Толпа захватила здания Киевсовета и ассоциации профсоюзов Украины. В первом разместился революционный штаб, во втором находится медпункт, пресс-центр и койкоместа для демонстрантов без собственной палатки. Пройти в здание профсоюзов без пресс-аккредитации невозможно. На самом деле, внутри течёт организационная жизнь революции. Фотографировать в коридорах здания нечего.
Здесь спят демонстранты, приехавшие в Киев без собственной палатки. Обратите внимание: в охваченном революцией здании чисто. Я проверял: туалеты находятся в идеально чистом состоянии.
Киевляне приходят на Евромайдан, чтобы послушать выступления с главной сцены и поддержать демонстрантов. Отовсюду слышится революционное приветствие: «Слава Украине! Героям слава!». Некоторые помогают как волонтёры на полевых кухнях или приносят тёплые вещи в пункты приёма.
В остальное время на Евромайдане остаются в первую очередь безработные и отчаянные люди. Им незачем возвращаться домой, потому что там их ждёт голодная семья. Они борются не только за европейские ценности, но и за равномерное честное развитие экономики без олигархов.
Люди собрались на Евромайдан из разных регионов Украины. Большинство демонстрантов, подолгу живущих в палаточном городке, не имеют работы. Они пробудут на Майдане долго. У них есть семья, дети, но встречу нового года они проведут здесь, в компании единомышленников. Я даже знаю, что они загадают на следующий год, когда будут бить часы на башне здания профсоюзов. Все находящиеся на Майдане люди желают мирного разрешения политического конфликта. Они хотят быть услышанными правительством, хотят прекратить власть олигархов, получить гарантии своих прав и верят в успешное будущее для своих детей. При этом никто из присутствующих не желает раскола страны.
«Моя хата скраю» - руководящий принцип в жизни украинцев. Украинцы легко приспосабливаются и долго терпят. История страны показывает, что народ был очень терпеливый к бедствиям и восставал только в крайних случаях. Даже больше: именно в атмосфере политического давления украинцы отстаивали свой язык, творили свою культуру. Видимо, украинцам нужна стрессовая ситуация, чтобы осознать неудовлетворённость окружающей ситуацией и внезапно оказаться готовыми бороться за свои права и идеалы. Как ленивый школьник, молодое украинское государство ждёт приказа свыше, чтобы сделать правильный поступок. И в момент, когда страна готова сделать исторический шаг, появляется гопник и до отчаяния запугивает неуверенного в себе школьника. Школьник обещает вырасти и когда-нибудь отомстить.
Живое присутствие на Майдане даёт совершенно другое ощущение, чем трансляция событий по телевидению. Попадая на Майдан, пробуждается настоящий энтузиазм и желание что-то изменить.
Благодаря Евромайдану перечень новостей на украинском телевидении пополнился по-настоящему важными событиями. Вместо кошки, утопленной в колодце где-то в глуши Кировоградской области, или ограбленной пивной лавки на Луганщине, новости передавали исторические события с улиц центрального Киева, которые поступали буквально в режиме реального времени. Мировые новости, и в прошлом мало касавшиеся жизни рядовых украинцев, тоже отошли на второй план.
Я следил за Евромайданом издалека, смотрел Громадське.ТВ и следил за революционным твиттером. Вместе с моими соотечественниками за рубежом я переживал за событиями в Киеве, очень хотел чем-то помочь, но понимал, что ложиться под танк и метать дымовые гранаты в «Беркут» я не хотел.
Евромайдан невозможно обвинить во вмешательстве Америки - как принято объяснять всё, что не устраивает политиков в других странах. Евромайдан собрался самостоятельно, без участия политических партий. Это уникальный пример мирного народного восстания, когда повстанцы сами следят за порядком, пресекая вандализм и не допуская алкоголизм на своей территории. Оппозиция и другие страны настолько не помогали Евромайдану, что отсутствие поддержки и единого лидера оппозиции привело к провалу всего восстания.
Сейчас уже становится очевидным, что Евромайдан провалился. Здесь остались лишь отчаянные безработные люди. они будут жить в палатках на проезжей части до самого конца. Народ по другую сторону экранов телевизоров уже снова вернулся к обыденной жизни, пробкам и толпам в метро.
Скорбно, что украинцы вынуждены бороться за самые базовые права человека. Мне противно, что на моей родине избивают оппозиционных журналист_ок_. Обидно, что подкупленные суды рисуют мирным демонстрантам фальшивые обвинения. Гадко, что передние ряды бойцов «Беркута» прикрываются простыми рядовыми призывниками, которые выдерживают провокационные нападения со стороны проплаченных лжереволюционеров. Это не та Украина, которой я хотел бы её видеть в XXI веке.
Скорее всего, очередная украинская революция и не принесёт вхождения Украины в Евросоюз, но мирное сопротивление народа намного важнее, чем равнодушие ко всему происходящему. Мне приятно осознавать, что люди в Украине не боятся выразить своё несогласие с властью. Обидно только, что украинская власть не готова к диалогу и прибегает к силовым методам запугивания людей. Меня берёт гордость за то, что украинцы, несмотря на провал Оранжевой революции всего 9 лет тому назад, оказались готовы противостоять политическому беспределу. Из трёх бывших союзных республик Украина - единственная страна, где люди не боятся выражать свои мысли. Мирно. Маленькое, но гордое достижение украинского народа.
Написано вместе с Инной Дыбан.