Дилижан - совсем небольшой, зато хорошо известный за пределами Армении город. Его прославил герой Фрунзика Мкртчяна в фильме «Мимино», когда, закатывая глаза, описывал воду в этом городе:
- У нас в Дилижане, в кухне, открываешь простой кран - вода течёт, второе место занимает в мире!
- А первая в Ереване, да?
- Нет, в Сан-Франциско.
- А Боржом? Сначала подумай, потом говори.
Диалог двух гордых кавказцев вошёл в классику советского кинематографа и прославил маленький провинциальный город в глуши Армении. Судя по количеству санаториев, растянутых на несколько километров вдоль главной и, по сути, единственной дороги в Дилижане, минеральная вода здесь действительно целебная. Летом сюда «на воды» съезжается культурная элита со всей Армении.
Единственная старинная улица в Дилижане была недавно отреставрирована на средства одного мелкого армянского олигарха из эмиграции.
Дилижан находится на расстоянии 100 километров от Еревана, за крутыми перевалами и даже одним туннелем. До Севана, расположенного на полпути между Ереваном и Дилижаном, теоретически можно добраться на электричке, но от Севана до Дилижана придётся ехать либо на маршрутке, либо на попутке. Мы выбрали последнее. В Севане у меня накрылась карточка, поэтому фотографии трофейного зелёного грузовика потерялись. Фотографический след начинается снова, как только я меняю карточку в пути.
Дорога из Севана в Дилижан.
Дорога долго петляет между горами и ущельями. Разбитый характер дорожного покрытия не даёт разогнаться, что даже хорошо, учитывая то, как сильно петляет дорога.
Автомобильная дорога проходит через один из немногих туннелей во всей Армении и, выйдя с другой стороны, начинает длинный спуск в долину, где расположен Дилижан.
Так начинается Дилижан.
Центр общественной жизни Дилижана приходится на площадь перед автовокзалом. В просторном здании автовокзала со стеклянными стенами в глубине зала одиноко стоит деревянный стол, будто взятый в одном из санаториев. Над столом висит расписание автобусов. Автобусы из Дилижана ходят на Ереван и Ванадзор, но редко. Маршрутки ходят чаще, однако большинство из них - проходные, и на автовокзале они не останавливаются. Их нужно ловить на перекрёстке рядом с памятником друзьям из фильма «Мимино».
Автовокзал Дилижана.
Автовокзал не является центром города, но только здесь мне удалось встретить живых людей. Историческое ядро Дилижана находится чуть в стороне от автовокзала, на горе рядом с типовым советским проектом здания горсовета. Население Дилижана составляет 18 000 жителей. Город растянут в горном ущелье на много километров вдоль одной длинной дороги.
Центральная площадь Дилижана.
В большей своей части Дилижан застроен частным сектором, перемежающимся с многоэтажными домами отдыха. В советское время здесь отдыхали представители интеллектуальной прослойки - писатели, композиторы, режиссёры. И ныне, Дилижан имеет репутацию самого культурного города Армении.
Дилижан растянулся в долине, зажатой со всех сторон горами. Город со всех сторон окружает Дилижанский заповедник.
Чтобы придать отдыху ощущение «ривьеры», в Дилижане на деньги одного олигарха был построен квартал «старинной застройки». Вдоль одной маленькой пешеходной улице выросли несколько двух- и трёхэтажных домов из камня. Деревянные балконы, черепичные крыши. На первых этажах зданий - безлюдные магазины сувенирной продукции и несколько кафе-ресторанов. На верхних этажах находятся апартаменты, которые можно взять в аренду. В одном из зданий действует домовой храм.
Исторический квартал Дилижана.
Дилижан - это армянский аналог Боржоми. В период, когда «на воды» приезжают больные и здоровые, город оживает. В середине мая в Дилижане ещё не начинался туристический сезон. За то короткое время, что я провёл в Дилижане, я повстречал улице лишь несколько человек. Среди них, одного пожилого жителя города. Он набирал воду из питьевого фонтанчика рядом с почтовым отделением в бутылку из-под «кока-колы». По его словам, вода в Дилижане - хорошая, но не после дождя. Что-то куда-то подмешивается, и вместе с подземными водами поступает в водопроводную систему города. Армянские коммунальные службы находятся в критическом состоянии, если нынче в Дилижане из-под крана течёт плохая вода!
В Дилижане я пробыл всего несколько часов. Набрал воды из бювета в пластиковую бутылку, обнял бронзового Фрунзика Мкртчяна возле автовокзала. Нужно было постепенно определяться с местом ночёвки. Сюда мы с другом приехали на ЗИЛе, гружённом строительной плиткой. Водитель, не говоривший на русском языке, угостил нас домашними хачапури, открыв дверцу бардачка из танковой стали. Из Севана в Дилижан мы ехали молча, подпрыгивая на каждой яме. Спидометр ЗИЛа мёртво лежал на нуле, хотя фактическая скокрость грузовика иногда достигала 20 км/час.
Дилижан, в основном, состоит из частного сектора.
Осмотревшись в Дилижане и отправив на родину открытки, мы долго ждали возле памятника Фрунзику, прежде чем нашли следующую попутку до Ванадзора. Нас подобрала семья на военном грузовике. Пара немцев отец-сын ехали из Германии в Таджикистан и наматывали круги по Армении. Впереди их ждало трёхмесячное путешествие через Иран, Узбекистан и прочие среднеазийские страны на пути к самой высокогорной дороге мира на китайской границе. Ехали они на чуде австрийского автомопрома, военном грузовике Steyr, переоборудованном под дом на колёсах с автономным энерго- и водоснабжением. Запасов хватало на две недели автономного существования, и последний раз ребята набирали воду в Греции.
Пейзажи из окна военного грузовика по пути из Дилижана в Ванадзор.
Ограничившись односложными предложениями, несмотря на мой энтузиазм пообщаться по-немецки, немцы довезли нас до Ванадзора, откуда тотчас отправились в сторону Грузии, а перед нами стал вопрос очередного поиска жилья на ночь. Незнакомый прохожий проводил нас к одному добротному домашнему отелю, где нас накормили, как нигде мы не ели ни до, ни после.
Найти жильё в Ванадзоре оказалось труднее, чем мы рассчитывали. Прохожие советовали пойти в гостиницу "Кировакан", но мы искали бюджетную ночёвку.
До заката оставалось меньше часа. Центр Ванадзора выглядел достаточно ухоженно. Всё та же смесь частного сектора и многоэтажных домов, как в Ереване, Севане, Эчмиадзине - тех армянских городах, которые мы посетили. Единственное отличие: дома в Ванадзоре, как и в Ереване, раньше строили из красного туфа. Техническая деталь, но красиво.
Ванадзор, как и Дилижан, расположен в долине между горами. Горы вокруг Ванадзора покрыты травой, что создаёт удивительно зелёную кулису для такого промышленного города, как Ванадзор. С населением в 215 000 жителей, Кировакан, как он назывался до распада Союза, был и остаётся третьим по размеру городом Армении.
Распад Союза остановил производство и в Ванадзоре, хотя за всю поездку это был единственный город, где я увидел дымящие трубы. Коптила Ванадзорская ТЭЦ.
Перед тем, как отправиться спать, мы поднялись на крышу одного очень изуродованного временем жилого дома. С крыши дома, похожего на общежитие беженцев, среди ржавых букв «Кировакан» и проводов мы сделали фотографии второго самого крупного города Армении. После проливного дождя, на фоне гладких зелёных гор, в окружении труб и градирен, низко над которыми садилось солнце, Ванадзор выглядел впечатляюще. Из Ванадзора на следующее утро нас ждала дорога в Грузию. О том, как мы доберёмся до Тбилиси, мы имели лишь туманное представление. Впереди нас ждали новые приключения.