Стамбульский Сапфир.

Feb 15, 2013 08:16

Бросить взгляд на Стамбул с высоты птичьего полёта? Почему бы и нет, если нас приглашают подняться на самую высокую обзорную площадку Европы? *


Фотографии снимались с обзорной площадки на крыше самого высокого жилого здания Европы, небоскрёба «Сапфир» («Istanbul Sapphire»). На высоте 238 метров нет привычных европейскому обывателю стеклянных перегородок или перил, преграждающих выход на парапет. Здесь даже нет смотрителей за порядком! Ничего не заграждает фотографу самый «птичий» вид на Стамбул.

* С момента фотографии и написания репортажа рекорд обзорной площадки на крыше "Istanbul Sapphire" был отбит открывшимся 1 февраля 2013 года небоскрёбом The Shard в Лондоне.



236 или 238 метров - эксперты вечно спорят по таким мелочам!
«Istanbul Sapphire» - самое высокое здание Турции и второй самый высокий жилой дом Европы. В списке европейских небоскрёбов (а «Сапфир» расположен на европейской стороне Босфора) он занимает почётное шестое место после пяти московских небоскрёбов и открытого две недели тому назад лондонского «The Shard’а».


Ввиду катастрофической нехватки времени я не сделал фотографию небоскрёба «Istanbul Sapphire» с расстояния, поэтому добавлю завершающий штрих к репортажу, воспользовавшись услугами поисковой службы. Так выглядит «Стамбульский Сапфир» со стороны. Открытая обзорная площадка расположена на самой крыше. Фото отсюда.
В городе, где средняя этажность домов редко превышает 5 этажей, «Сапфир» с его 54 этажами сильно выделяется на фоне окружающей застройки. Здание облицовано стандартным зелёным стеклом с горизонтальными прорезями через каждые три этажа для забора воздуха.


«Стамбул Сапфир» расположен в бизнес-центре Стамбула Левент на таком расстоянии от исторических кварталов города, что ни Золотой Рог, ни Айя София отсюда не видны. Строго говоря, минареты Голубой Мечети, Айя Софии и других мечетей в центре города можно было бы увидеть, если бы не дымка. Я не берусь утверждать, что над Стамбулом часто висит смог. Я могу сделать такой вывод по тому, как много машин передвигается по улицам города, и как много водителей ежедневно проводит часы своей жизни в стамбульских пробках. Однако город, расположенный на стыке Европы и Азии, должен достаточно продуваться ветром с Босфора, который выдувал бы смог в околостамбульское жилое пространство. На моих фотографиях хорошо видно, что центр Стамбула в тот день был накрыт густой мутноватой пеленой, в то время как окраина города освещалась солнцем. Возможно, это был всего лишь обыкновенный туман, а, возможно, смог. Экологичным в Стамбуле является лишь один небоскрёб Сапфир, всё остальное здесь весьма неэкологичное.


Вид в сторону Золотого Рога. Где-то там, в тумане, должно выделяться очертание полуострова, на котором началась история Константинополя.
Где-то начиная с середины высоты, в квартирах, выходящих окнами на восток, начинает показываться пролив Босфор. Квартиры, которые смотрят на юг, при удачном стечении солнца и ветра могут разглядеть в выхлопном тумане над центром Стамбула известные достопримечательности: башню Галата в районе Бейолу, мечеть Сулейманийе, Айя Софию. Если знать, куда смотреть, в разноцветной мозаике из крыш, фасадов и реклам можно даже разглядеть султанский дворец Топкапи.


За горизонтом начинается Чёрное море.
Владельцам элитного вида на север предлагается вид на окраину Стамбула. Чёрное море отсюда не видно, хотя от него нас отделяет всего каких-то пятнадцать километров.


На фоне Босфора выделяется башня штаб-квартиры крупнейшего турецкого частного банка İş.
К западу от «Сапфира» до самого горизонта вид застлан домами с красными черепичными крышами. Стамбул вытянут с востока на запад. До самого аэропорта в 25 километрах к западу отсюда город вплотную застроен невысокими домами, разделенными на условные кварталы кривыми улицами.


«Сапфир» состоит из двух основных объёмов: пятиэтажного стилобата и собственно 238-метровой башни. Флаг на крыше небоскрёба доводит высоту здания до 261 метров. В стилобате расположен торговый центр, попасть в который можно напрямую из станции метро. Пятиэтажный корпус торгового центра плавно сужается и переходит в башню, образуя в месте стыка подобие горнолыжного трамплина.


Живописные северная окраина Стамбула.
«Стамбул Сапфир» на данный момент удерживает первенство по высотности в Стамбуле, однако так будет продолжаться недолго. Буквально на глазах у «Сапфира» в нескольких кварталах отсюда растёт новый небоскрёб, «Диамант Стамбула». Ожидается, что его высота достигнет 270 метров, однако судя по тому, как часто меняется проект в процессе строительства, утверждать что-либо окончательное ещё рано.


Окружная стамбульская автодорога и Второй Босфорский мост.
Будто предупреждая попытки raskalov_vit’а нелегально пробраться на крышу самого высокого здания Турции, на последнем этаже Istanbul Sapphire сделали кафе, сувенирный магазин и кинозал, где можно посмотреть фильм про Стамбул. Чтобы сюда проникнуть, не нужно взламывать систему защиты и переодеваться в сотрудника сантехнической фирмы. Достаточно подняться на четвёртый этаж небоскрёба, где находятся кассы, и заплатить в окошко 4 евро. За тридцать секунд лифт поднимает на последний этаж «Сапфира».



Крыша «Istanbul Sapphire» открыта чуть не круглосуточно. Это, однозначно, самое красивое место в Стамбуле после захода солнца! Когда в каждом из этих маленьких домиков загораются окна, дороги перекрывают многочасовые заторы, на горизонте зажигаются огни Айя Софии, вокруг до самого горизонта не видно конца и края самому большому европейскому мегаполису.


«Сапфир» - первый экологический чистый небоскрёб Турции, утверждается на официальном сайте проекта. Чтобы уменьшить воздействие шума от проходящей поблизости автомобильной магистрали, здание облицовано двумя рядами стёкол. Через каждые три этажа расположены воздухозаборники, через которые воздух различной степени свежести попадает в междуоконное пространство. На качество воздуха в квартирах это не влияет, однако это помогает избавиться владельцам элитной недвижимости от стамбульского городского шума.


В высокой башне расположена штаб-квартира банка Akbank, во второй - офис Sabancı Holding.
С крыши «Istanbul Sapphire» видна схема из запутанных, кривых улиц без названий, переполненных людьми и телегами тротуаров. Как неуправляемый поток горной реки, переливаясь и выплёскиваясь на обочину, стремятся по улицам машины, мотоциклы, микроавтобусы и повозки. Когда первый раз оказываешься на турецком перекрёстке, кажется, будто автомобилисты не замечают друг друга и спасает их от постоянных аварий лишь чудо. На самом деле, дорога в Турции подчиняется законам, только они отличаются от тех правил дорожного движения, что были записаны в Венской конвенции 1968 года.



Пять раз в день симфония из двигателей внутреннего сгорания, сирен и миллионов людей разрывается хоровым пением муэдзинов. Практически одновременно с сотен остроконечных минаретов раздаётся мужское пение.


Даже глядя на турецкий мегаполис с высоты 238 метров, невозможно увидеть конец города. Стамбул действительно бесконечный. Патриоты города (а мне доводилось с такими общаться!) утверждают, что Стамбул - самый вытянутый город мира. При этом, конечно, патриоты на время забывают о городе-герое Кривой Рог (длина вдоль копалень и карьеров составляет 126 км). С запада на восток Стамбул занимает оба берега пролива Босфор, бросая якорь на обоих континентах, на юге обрамляя Мраморное море, а на севере чуть-чуть не доходя Чёрного моря, тем не менее, Стамбул - не самый длинный город планеты. Но разве в этом есть какое-то достижение?


В Стамбуле нет ни одной прямой улицы, ни одного перекрёстка, где бы улицы пересекались под прямым углом! Конечно, я немного утрирую. Если обзавестись картой новых районов, то после получасового поиска где-то на окраине Стамбула должен найтись участок прямой дороги, упирающейся в стандартный перекрёсток. Всё же, шахматная планировка городов, бульвары и променады, тенистые аллеи - всё это осталось в Стамбуле за кадром, даже несмотря на план развития города 1876 года, который на бумаге скопировали с парижского образца.


Кривые улицы крупнейшего города Европы (согласно переписи населения в пределах административных границ Стамбула проживает 14 миллионов человек) прибавляют трудностей автомобилистам. Стамбул заперт вечной пробкой. Дорога в аэропорт - каких-то 25 километров от площади Таксим! - непредсказуема, и может занять любое время, от 20 минут до 3 часов. Пробка в Стамбуле - такое же стандартное явление, как инфляция или обязательное среднее образование в развитых странах.


Когда-то давно Стамбул был испещрён сетью трамвайных маршрутов. В 1950-х годах город начал стремительно расти. Вместо того, чтобы ограничить въезд автомобилей, городские власти приняли роковое решение освободить улицы от трамвайных рельс. К 1966 году из 39 трамвайных маршрутов не осталось ни одного. В 1984 году из города убрали троллейбусы. Стамбул пересел на дизельный мотор.


Результат градостроительное горе-политики не заставил себя долго ждать. В 1980-х Стамбул уверенно вскочил в список городов мира с худшей экологической ситуацией. Население города с 1970 по 2010 год выросло в 5 раз! Автомобильные заторы 1970-х превратились в транспортный ад 2000-х. С 1990-го года трамвай возвращается на улицы Стамбула. Для этого город закупил трамваи с низким полом французской фирмы Альстом. Кроме двух линий метро, не имеющих пересадочных станций между собой, скоростной трамвай - единственный вид общественного транспорта Стамбула, который работает не на солярке.


Казахские выпускники отмечали окончание школы в Стамбуле и не постеснялись оставить свой след.
Стамбул находится на стыке двух миров континентов, а, значит, и двух тектонических плит. Здесь часто происходят землетрясения, что усложняет строительство, в первую очередь, дорогостоящих инфраструктурных объектов. Это касается мостов через пролив Босфор и тоннелей метро. Согласно опросам, вероятность разрушительного землетрясения в Стамбуле до 2030-го года составляет 60%. Судя по постоянно растущему числу стамбуллар, ужасающая статистика никого не пугает.


Первый Босфорский мост. Длина: 1560 м, ширина дорожного полотна: 33 м, высота между дорогой и проливом: 64 м.
Мостов через Босфор в Стамбуле всего два, и называются они очень просто: Первый и Второй. Первый мост был построен в 1973 году, второй - в 1988 году. Это грандиозные строения, расстояние от дорожного полотна до водной поверхности составляет 60 метров! Какими широкими, высоким и протяжными не были бы эти мосты, на 14 миллионов жителей, находящихся по обе стороны от Босфора, их пропускной мощности катастрофически не хватает. Основное пассажирское сообщение между Европой и Азией обеспечивается, как и сотню лет тому назад, паромами.

В отличие от Киева и других преуспевающих городов Восточной Европы, где небоскрёбы строятся в непосредственной близости к исторической застройке, демонстративно презирая мольбы и крики ЮНЕСКО, бизнес-район Стамбула находится на выселках. Это ничуть не умаляет красоту вида с крыши самого высокого здания Турции, а само здание не мешает туристам и всем тем, кто не воспринимает современную архитектуру, считая всё древнее автоматически красивым, и наоборот.

Обзорный репортаж о Стамбуле. Все репортажи из Стамбула и Турции - по ссылкам!

репортаж, Турция, Стамбул, поездка, фото

Previous post Next post
Up