На минувших выходных в Германии был зафиксирован исторический максимум температур. В Баварии столбик термометра поднялся до неимоверных 36,6 (согл. радиосводке), в Северном Рейне стояла 39-градусная жара. Оказавшись в исторический момент в историческом месте, а именно в гостях в Дюссельдорфе, я провёл самое тяжёлое время лета 2012, купаясь в мутных водах Рейна вблизи грузового порта. Пришло время поговорить о Рейне и одном из самых богатых городов Германии, Дюссельдорфе.
Мотив для заглавной фотографии к репортажу о Дюссельдорфе мне не пришлось долго искать. Город сам предлагает удобную точку съёмки, выгодный ракурс и приятные погодные условия.
Я думаю, что я могу без зазрения совести утверждать, что я видел почти всю Германию. За исключением самых северо-восточных территорий, земли Форпоммерн и загадочного Заарланда, где ещё не ступала моя нога, я был почти во всех крупных городах страны. До сих пор неизведанным клочком Германии оставался Рур. Легендарный металлургический бассейн, кладбище тяжёлых металлов, стержень немецкой экономики - а я там не был. Эта мысль долго мучила меня, пока пару недель тому назад меня совершенно случайно не пригласили в гости. По правде сказать, я напросился сам. Я же говорю, что я давно хотел там побывать.
Набережная Рейна в Дюссельдорфе. На заднем плане виднеются современные офисные центры - это район Медиахафен.
Самой первой поездкой в северо-западный регион Германии для меня стала встреча стипендиатов в Бонне. После ночи, проведённой в борьбе с насморком в одинарном номере министерской гостиницы, я посвятил второй, свободный по программе день в Бонне поездкой в Кёльн. Времени было в обрез, поэтому из всего города я видел только собор, вокзал и железнодорожный мост через Рейн. Рейн мне уже тогда понравился. Я люблю широкие реки, особенно если по ним непрерывно плывут баржи.
Записи о Кёльне.
Через Дюссельдорф ежеминутно проплывают грузовые корабли. Товарооборот осуществляется как вверх, так и вниз по течению. Вверх по течению в Роттердаме расположен крупнейший морской порт Европы, на юг от Дюссельдорфа Рейн разделяется, часть кораблей уходит вверх по Майну и Некару. По Майну, благодаря каналу Майн-Дунай корабли теоретически могут доплыть до Чёрного моря.
Таким же индустриальным, но менее готическим, я увидел Рейн во второй раз, в Маннхайме. Река не только отделяет города Маннхайм от Людвигсхафена, но и проводит черту между федеративными землями Баден-Вюрттемберг (Маннхайм) и Райнланд-Пфальц (Людвигсхафен). В Людвигсхафене я посмотрел на один из (?) самых больших химических предприятий Европы BASF и прогулялся по вантовому мосту, протянутому над маннхаймским портом - вторым самым загруженным портом Германии.
Репортаж из Маннхайма и Людвигсхафена.
На Финклерштрассе, главной улице в дюссельдорфском Альтштаде, в первую очередь, пивоварни с богатыми традициями предлагают выпить местное пиво, "альтбир".
Помимо этого, я опускал ноги в Рейн во время моего визита в Майнц. В тот жаркий ноябрьский день (без иронии!) Рейн вышел из берегов и затопил большую часть набережной. В Майнце я видел место впадения Майна в Рейн, но баржи и сухогрузы запомнились мне из той поездки меньше, чем памятник изобретателю книгопечатания на главной площади города и огромный собор, над которым ежеминутно гудели самолёты, заходя на глиссаду перед посадкой в аэропорту Франкфурта. Фотографии ноябрьского разлива Рейна до сих пор пылятся на моём жёстком диске, но давление времени и жёсткая рационализация времени, уделяемого обработке фотографий, не позволяет мне дотронуться до событий двухлетней давности.
Старый центр Дюссельдорфа был тщательно восстановлен после Второй мировой войны, правда, лишь в небольшом объёме. Псевдоисторическая кулиса располагает к задушевным беседам за пивом и шницелем, что можно видеть на фото.
Из перечисленных встреч меня и Рейна несложно представить себе, каким я ожидал увидеть Дюссельдорф - столицу самой индустриализированной земли Германии Nordrhein-Westfalen, короче: NRW. Я зарядил фотоаппарат и взял всю имеющуюся в доме оптику. Я ожидал увидеть первые градирни ещё при подъезде к Дюссельдорфу, а в самом городе я готовился уступать дорогу самосвалам размером с дом, везущим горную породу из места выработки на комбинат. Я ошибался.
Уличная сценка. Мама с коляской пересекает площадь Бургплатц перед тумбой с рекламой дюссельдорфского "альтбира".
Как выяснилось, в списке самых благоприятных городов мира Дюссельдорф занимает 5-е место и 2-е место в Германии, уступая только Мюнхену. Рейн, который, как я думал, будет нести воды оранжевого отлива, оказался настолько чистым, что из него город черпает воду. К слову о качестве воды, Рейн является основным источником пресной воды в Голландии.
Почти весь Дюссельдорф расположен на восточном берегу Рейна. С противоположным берегом город соединяет всего три моста, два из них абсолютно идентичной формы, цвета и конструкции. Вид на город со стороны реки является основной визитной карточкой Дюссельдорфа.
Между двумя вантовыми мостами абсолютно идентичной конструкции располагаются старые кварталы Дюссельдорфа. на противоположном берегу реки находится район элитной недвижимости. За исключением последнего, город расположен на восточном берегу Рейна.
Пусть вас не смущает название города. Дюссельдорф, если переводить название дословно, означает "деревня Дюссель". Дюссельдорф с его 600 000 населением - давно уже не деревня. Шестая часть населения города - иностранцы. В Дюссельдорфе проживает третья по размерам еврейская община Германии, почти 6000 человек.
Дюссель - именно так называется небольшая река, на которой в 1147 году было основано поселение. Недалеко от места основания города Дюссель впадала в Рейн. На подходе к городу Дюссель разделялась на два рукава (смею предположить, что река была разделена искусственным интеллектом образом). Рукава омывали крепость Дюссельдорф с севера и юга, предоставляя городу естественную защиту. Сегодня место впадения Дюсселя скрыто под землёй. Фотографии этого места могут предоставить только лицензированные диггеры. Для всех остальных на набережной Рейна в месте ориентировочного впадения Дюсселя выложена тротуарная плитка в форме волны.
Парламентский парк на берегу Рейна возле здания Ландтага.
В Дюссельдорфе, столице федеральной земли NRW, расположен земельный парламент, Landtag, и куча министерств. Столицей земли, сотканной из десятков очень тяжело индустриализированных городов, Дюссельдорф стал в 1946 году. Именно здесь британское правительство расположило штаб-квартиру своей зоны оккупации, несмотря на то, что город-миллионник Кёльн расположен всего в 45 км к югу. Так сложилось, что столица осталась в Дюссельдорфе и после ухода британских войск, а вражда с соседним и более крупным Кёльном осталась до сих пор. Кёльнцы и дюссельдорфцы недолюбливают друг друга и не упускают случая пошутить над соседом, как это часто бывает, когда рядом расположены два крупных города с амбициями. Шутки-шутками, но политическая столица земли осталась в Дюссельдорфе.
В жаркий день люди загорают на лужайке с видом на Рейн.
На примере Дюссельдорфа в очередной раз сказывается славная традиция немецкой децентрализации. Столицы земель и округов часто располагаются не в самом крупном городе. Это делается для того, чтобы рассредоточить влияние между городами и, что называется, «дать заработать» другим. К примеру, столица земли Хессен находится в Висбадене - городе, чьё население в 6 раз меньше Фрнакфурта, крупнейшего города земли. Столица Средней Франконии разместилась в Ансбахе - городе в 12 раз меньшем, чем Нюрнберг. Дюссельдорф как столица NRW является в контексте Германии не исключением, а, скорее, общепринятым правилом.
Символ Дюссельдорфа - башня Райнтауер. Её шпиль возвышается над водой на 240 метров.
Вернёмся к Дюссельдорфу. Дюссельдорф входит в Рейн-Рурскую агломерацию. В радиусе 60 км проживает 11,5 миллионов человек. Если верить википедии, то по структуре экономики Дюссельдорф является самым глобальным городом Германии. Из 6 вокзалов агломерации 3 являются самыми загруженными вокзалами Германии. В Руре находится два международных аэропорта, суммарный пассажирооборот которых составляет 33 миллиона пассажиров в год, что, к примеру, в десять раз больше, чем годовой пассажирооборот всех авиаперевозчиков в Украине (неужели статистика не врёт?).
На карте пригородных электричек Дюссельдорф отмечен жирной точкой. Кроме Дюссельдорфа, на карте обозначены ещё десяток городов общенемецкого значения: Кёльн, Дортмунд, Дуисбург, Вупперталь, Бонн, Мёнхенгладбах, Леверкузен, Золинген, Крефельд. Самые маленькие из этих городов имеют население свыше ста тысяч человек и все они расположены на расстоянии получаса езды друг от друга!
Карта междугороднего транспорта земли NRW приведена здесь только для того, чтобы дать представление о масштабах региональной инфраструктуры.
Рейн, без сомнения - главная река региона. Города, расположенные на судоходной реке, всегда имели преимущество, когда дело касалось денег и торговли. Неудивительно, что на таком небольшом пятачке Германии скопилось такое большое число процветающих городов. Основной толчок к развитию Рурской области дала индустриализация. Изобретение парового двигателя, а позже и двигателя внутреннего сгорания, позволило, с одной стороны, производить массовую продукцию быстро и дёшево и доставлять её в отдалённые районы страны, а с другой стороны, потребовало огромное количество сырья для питания всех этих двигателей. Богатые залежи угля стали первопричиной того, что этот регион стал одним из наиболее плотно заселённых регионов мира.
Являясь столицей самого промышленного региона Германии, Дюссельдорф настолько светский город, что можно подумать, будто источником налоговых доходов в недалёком прошлом здесь являлась не тяжёлая металлургия, а минеральные воды. Дюссельдорф, несмотря на бомбёжки второй мировой войны, сохранил атмосферу старой княжеской столицы. Как и Нюрнберг, которые был восстановлен после войны буквально с нуля, Дюссельдорф был построен заново в функциональном ключе 50-х годов, но стиле, напоминавшем о старом городе. Как в Нюрнберге, несмотря на то, что фасады не украшены лепкой, а водосточные трубы не поддерживают атланты, Дюссельдорф имеет свой собственный запоминающийся облик.
Как на мосту можно часами наблюдать за поездами, так же вдоль Рейна можно смотреть на проплывающие мимо баржи и сухогрузы. корабли плывут здесь в обоих направлениях и даже умудряются обгонять друг друга, выстраиваясь для манёвра в три ряда.
Старый город, из которого были восстановлены несколько улиц, и несколько особо ценных зданий, напоминает центр любого немецкого города. Здесь так же присутствует рыночная площадь, участок крепостной стены (если я правильно понял по идеально ровной кладке, это муляж). Старые переулки заканчиваются парой барочных церквей. Словом, ничего нового.
В городе отсутствует королевский дворец. Он сгорел в 19 веке, задолго после потери Дюссельдорфом статуса столицы независимого княжества, и восстановлен не был. На память о дворце была восстановлена лишь одна башня. С площади над набережной башня смотрит на Рейн. Думаю, что когда-то эта башня играла важнейшую роль в обороне крепости, но сегодня её участие ограничивается музеем мореплавания.
Башня с неорамнскими окнами - это всё, что осталось от княжеского дворца, сгоревшего во второй половине 19 века.
Карту старого Дюссельдорфа легко нарисовать в уме. С севера и юга город огибали два рукава реки Дюссель, с запада город выходил к Рейну. Со стороны Рейна сегодня проложена широкая набережная. Если бы её удосужились выложить плиткой (или мрамором!), то она ничем не отличалась бы от
променад дез Англе в Ницце.
Рейнская набережная в Дюссельдорфе переполнена людьми, несмотря на комбинацию палящего солнца и асфальта. Чтобы сбить жару, асфальт непрерывно поливали водой из шлангов.
Рестораны вдоль набережной называются "Казематтен". Они оформлены в стиле разных стран, но все предлагают одинаковое меню: салат цезарь, шницель, картофель фри, пиво. Со стороны Рейна веет прохладный ветер - роскошь, когда на солнце плавится асфальт! Кухни спрятаны под вторым ярусом набережной, в маленьких комнатах, от которых и пошло название казематов.
Рейнская набережная и рестораны "Казематтен". Вид в направлении юга. Вдалеке виднеется башня Райнтауер, а возле неё - здание "Штадттор", "городские ворота". Это здание построено на месте заезда федеральной трассы В1 в подземный тоннель, отсюда название.
Первый ярус набережной выходит вплотную к воде. Отсюда хорошо наблюдать за проходящими баржами, которые плывут по Рейну буквально одна за другой. Речное движение по Рейну можно сравнить с загруженностью взлётной полосы где-нибудь в том же Франкфуртском аэропорту, где с интервалом в одну минуту взлетает и садится несколько самолётов. Чуть дальше от воды на небольшой возвышенности над первой проходит вторая набережная. Земля под двумя рядами декоративных деревьев усыпана мелкой галькой, как в парке Тюильри в Париже.
Двухъярусная набережная Рейна в Дюссельдорфе. Под асфальтированной частью спрятана федеральная трасса В1.
Раньше по Рейнской набережной гуляли только полицейские с лазерным измерителем сокрости - здесь проходила четырёхрядная федеральная трасса В1. Она появилась здесь сразу после Второй мировой войны. За проект переоборудования набережной, в результате которого загруженная автомобильная дорога была спрятана под землю, получил государственную премию.
За деревьями скрывается речной порт Дюссельдорфа.
С набережной открывается вид на противоположный берег Рейна. За Рейном виднеется парк, и редкие крыши вилл начала ХХ века. За двухсотметровой полосой пляжа за рекой в тени деревьев скрываются районы Оберкассель и Унтеркассель. Судя по виду домов, здесь проживают те, кто может себе позволить тень и тишину в большом городе. Теоретически с противоположного берега можно купаться в реке, однако никто этого не делает. Как я выяснил позже, неспроста.
Не очень легальный пляж на Рейне.
Когда я оказался на берегу Рейна, я не был уверен на счёт купания в реке. Оглядываясь на 39-градусную жару, у меня не было большого выбора. Гулять в такую погоду по каменным улицам хотелось меньше всего. Когда я вернулся домой из поездки, первым делом на следующий день я прочитал об экологической ситуации в Рейне. Я хотел убедиться, что после того, как я плавал в нагруженной промышленностью и водным транспортом реке мне не нужно проходить курс лечения антибиотиками. Всё оказалось намного радужнее: последние тридцать лет экология в Рейне постоянно улучшалась. Причиной этому стал спад тяжёлой промышленности и постоянно усовершенствующиеся экологические стандарты, согласно которым предприятия обязаны устанавливать всё более качественные системы очистки воды. Экологи утверждают, что хотя количество видов флоры и фауны в Рейне намного ниже аналогичного показателя столетней давности, в реке можно купаться и даже пить из неё воду. Мутный жёлтый цвет воды, вероятно, происходит от песчаного дна, а не от тяжёлых металлов. Это радует.
На этом месте в Рейне можно купаться. Несмотря на активное пароходство, река довольно чистая. В воде не плавала не единая бутылка, и тем более не было пятен вытекшего мазута.
Рейн отличает очень бурное течение. Я не берусь утверждать, почему воды Рейна такие быстрые: от перепада высот (Рейн берёт начало в Швейцарских Альпах) или от активного судоходства на реке. Я проверил на своём опыте одно: отплывать от берега больше, чем на 30 метров, действительно опасно. Места, где неофициально разрешается купаться в Рейне, ограждены волнорезами. Между двумя волнорезами мелко, и там можно купаться. Если выплывать за кончик волнореза, дно резко уходит из-под ног, а река уносит пловца с собой. Плыть против течения в Рейне бессмысленно. Борьба с законами физики напоминает беговую дорожку, где как быстро ты не бежишь, всегда можно заставить дорожку бежать быстрее. Чтобы вернуться к берегу, нужно плыть поперёк течения в направлении суши. Тебя унесёт от того места, где ты зашёл в воду на добрых несколько десятков метров, но как только ты доплывёшь до кончика волнореза, течение резко прекратится. Рейн опасен.
Рейнский пляж. При виде песка и воды, у многих просыпается аппетит, поэтому некоторые семьи жарили гриль на открытом огне в кустах у реки.
Рейн тем более опасен, если вспомнить, что вверх и вниз по течению в постоянном режиме плывут грузовые корабли. Лишь некоторые из них заплывают в порт Дюссельдорфа, большинство проплывает мимо. Рейн впадает в Северное море в Роттердаме, где расположен крупнейший морской порт Европы. Туда или оттуда следует большинство грузовых кораблей, когда они проплывают через Дюссельдорф. По Рейну плывут корабли самого разного назначения и толка. Некоторые везут контейнеры с именами логистических корпораций, другие транспортируют нефть. Основные операторы: немецкие, голландские и швейцарские фирмы. Вверх по течению Рейна (то есть на юг от Дюссельдорфа) расположен Маннхаймский порт - крупнейший речной порт Германии. Многие контейнерные корабли из Роттердама плывут именно туда.
Парламентская набережная выводит нас к Медиахафену - свидетелю экономического чуда Дюссельдорфа последних двух десятилетий.
Я ехал в Дююсельдорф в надежде увидеть трубы химических комбинатов, линии трансконтинентальных высоковольтных электропередач, градирни ТЭЦ и десяток железнодорожных мостов через Рейн. Из всей перечисленной гаммы промышленных мотивов в Дюссельдорфе нашёлся один лишь речной порт, и тот в совершенно новом амплуа. С начала 1990-х годов порт Дююсельдорфа превратился в «Медиахафен», то есть «медиапорт». Место складов и сухих доков заняли офисы и, по местным меркам, небоскрёбы. У входа в бывшую гавань возвышается Райнтауер (Rheintower, Рейнская башня) - 240-метровая телевизионная башня, символ Дюссельдорфа. За счёт толстого, очень толстого основания, заоблачная высота башни практически не ощущается.
Башня Райнтауер. У её подножья можно разглядеть круглое концентрическое здание парламента земли Северный-Рейн-Вестфалия.
Рядом с башней, в небольшом парке, расположено здание ландтага (парламента) земли NRW. Оно было построено в конце 1980-х и стало первым современным офисным зданием в бывшем порту. Появление органа власти стало сигналом для частных компаний переносить свои офисы в Дюссельдорфскую гавань.
Старый речной порт, в силу изменившейся структуры экономики и падения спроса на речные перевозки, сжался. Грузовые корабли всё ещё заходят в порт Дюссельдорфа и выгружают здесь свои грузы, однако это происходит на заднем плане. На авансцене, у самого входа в порт, стеклянное здание гостиницы Хайатт задаёт современный тон экономике города. Благодаря очень разнообразной диверсифицированной структуре экономики, Дюссельдорф называют самым глобализированным городом Германии, Global City Düsseldorf, и «Медиахафен» - яркое тому подтверждение.
Корабль с грузом выходит из Дюссельдорфского речного порта.
С одной стороны от входа в «Медиахафен» расположен «Хайатт отель», а с противоположной стороны - одна из главных достопримечательностей Дюссельдорфа, так называемый «Новый таможенный двор» (Neuer Zollhof). Три здания неправильной формы были построены по проекту известнейшего американского архитектора Франка Гери (Frank Gehry) после того, как был отклонён проект не менее известной английской женщины-архитектора Заха Хадид. Пляшущие здания «таможенного двора» не имеют ни цоколя, ни мансарды, ни единого прямого угла. В этой текучести форм заключается узнаваемость стиля Франка Гери.
"Новый таможенный двор" архитектора Франка Гери известен далеко за пределами Дюссельдорфа.
Таможенный двор состоит из трёх отдельно стоящих зданий. Каждое здание облицовано другим материалом. Центрально здание полностью покрыто нержавеющими плитами, ближнее к порту здание имеет кирпичный фасад в напоминание о бывших портовых складах. Самое большое здание имеет простой белый фасад и очень красиво выделяется на фоне голубого неба и стеклянных обликов соседних домов. В дань красоте окна в этих зданиях не открываются.
Во всех трёх зданиях Zollhof'а одинаковые окна, наполовину выпирающие из стены, к тому же, замурованные наглухо.
Знатоку современной архитектуры при взгляде на три пляшущих здания в дюссельдорфском порту непременно всплывёт ассоциация с «танцующим домом» в Праге, тоже построенного по проекту Франка Гери. Несколько подобных зданий Франк Гери построил по всему миру. Дюссельдорфская «тройка» стала благодаря невероятно выгодному арсположению одним из самых известных проектов этого архитектора. Расположение «Нового таможенного двора» не могло быть лучше: если стать на мосту в старом порту, то по правому боку за телевизионной вышкой и зданиями Гери будет уходить вдаль перспектива рейнской набережной, а в левой части фотографии окажется сам Рейн. Идеальная комбинация, достойная открытки.
Каждое здание облицовано другим материалом. Центральный дом покрыт металлическими плитами, отражающими небо.
Раньше в порту Дюссельдорфа грузили ящики с селёдкой и уголь, сегодня здесь пьют «апероль сприцц» в тени больших чёрных зонтов, полулёжа на мягком диване. Дизайну соответствуют и цены: за один бокал упомянутого мною «сприцца» в «Медиахафене» придётся выложить 9 евро, ровно столько же стоит чашка кофе в самом знаковом заведении Дюссельдорфа, кафе «Лидо».
Кафе "Лидо" на мосту в заливе в "Медиахафене" - одно из самых культовых мест города.
Резонно будет спросить, откуда у города с умирающей экономикой появились средства на переоборудование старого порта и строительство офисных зданий, по местным меркам, честно заслуживающих термин «небоскрёбы». В отличие от городов-соседей, Дюссельдорф никогда не был завязан на тяжёлой промышленности. Столица NRW является крупнейшим ярмарочным гордом Германии. В год здесь проводится 25 торговых выставок мирового значения. В Дюссельдорфе ежегодно регистрируется рекордное количество айти старт-апов (даже не знаю, как это сказать по-русски). Где-то на севере города, если верить путеводителю, находится район 600 салонов «от кутюр» и ателье мод менее именитых дизайнеров, что делает Дюссельдорф немецкой столицей моды. Самый большой доход в городскую казну приносят предприятия рекламы, маркетинга, культуры и телевидения - то есть в Дюссельдорфе сильно развита сфера креативных услуг.
Общий вид на "Медиахафен". На переднем плане величественно возвышаются два здания гостиница "Хайатт". Судя по спутниковой карте Google, гостиница была построена в течение последних двух лет.
Удачное расположение, качественная инфраструктура и, видимо, доля местного менталитета, привели к тому, что в Дюссельдорфе один за другим глобальные корпорации стали открывать свои немецкие представительства. Так, в городе находится европейская штаб-квартира оператора мобильной связи Vodafone, немецкого торгового концерна Metro AG, энергетического гиганта E.ON, банка HSBC Trinkaus и ещё 170 других банков, нескольких крупных страховых компаний и даже заводы Daimler и Volkswagen. Наличие биржи и огромного числа банков делает Дюссельдорф вторым по значимости банковским городом Германии после Франкфурта на Майне.
Ещё один вид на "Медиапорт".
Пересчитав самых крупных игроков экономической арены Дюссельдорфа, становится понятна причина привлекательности города для инвесторов и иностранцев. Шестая часть населения Дюссельдорфа - иностранцы. Помимо классических для Германии нацменьшинств (турки, русские, югославы), Дюссельдорф славится самой большой в Европе японской общиной. В городе проживает 10000 японцев. И всё равно здесь меньше суши-баров, чем в Киеве!
Знаменитые пляшущие человечки на фасаде одного из офисных центров в "Медиахафене". Точно такие же человечки ползли по стене Баварского агентства по работоустройству на привокзальной площади в Байройте!
Дюссельдорф живёт, что называется, по средствам. Столица NRW с 2005 года не имеет долгов - беспрецедентный случай как для Германии, так и для глобальной экономики в целом.
Слева - парадный вход в "Хайатт" отель. Справа: один из старых кранов оставлен в порту в напоминание о прошлом. К слову, краны установлены на крыше каждого офисного здания в "Межиахафене". По-видимому, в дань уважения к истории порта.
Нельзя говорить о Дюссельдорфе, не упомянув о пиве. Со временем привыкаешь к тому, что в каждом городе Германии обязательно найдётся собственный уникальный сорт пива, который варят только здесь и которое всегда готово предъявить сертификат подлинности, заверенный столетиями пивоварения. Кулинарной гордостью Дюссельдорфа является «альтбир» (дословно, «старое пиво»). Если не вникать в подробности дозревания дрожжей в пивном сусле и сбора лишь верхней части добродившего пива, на вкус «альтбир» напоминает добротное бельгийское тёмное пиво. Тёмное пиво само по себе может считаться диковинкой в Германии, где традиционно предпочитают светлые сорта пива.
Фотосессия на лестнице гостиницы "Хайатт". Дюссельдорфское фототоварищество выбралось в жаркий субботний день поснимать девочек.
Вокруг «альтбира» вращается вся ночная и алкогольная жизнь Дюссельдорфа. Центральная улица в старом городе посвящена целиком пивным, продающим только этот сорт пива. Что делать тем, кто не пьёт тёмное пиво? Я не знаю, мне «альтбир» понравился.
Ночью Дюссельдорф, в отличие от большинства немецких городов, не засыпает. Жизнь передвигается с рдневных районов в ночные.
Как и «кёльш», фирменное светлое пиво из Кёльна, «альтбир» разливают в маленький бокал объёмом 0,33 л. У маленького бокала уйма преимуществ: во-первых, пиво медленнее остывает. Средняя температура литра пива, выпитого из 3 бокалов, ниже температуры пива, выпитого из одной кружки типа «масс» (Maß, эталон литра баварского пива) за аналогичный период времени.
В центре Дюссельдорфа огромное количество ресторанов самой разнообразной кухни народов мира. На фото вверху изображён испанский квартал. Все рестораны на этой улицы посвящены испанской кухне.
Во-вторых, после третьего бокала «альтбира» клиент сбивается со счёту выпитых кружек пива. Если выпить 8 «кёльшей», стандартный бокал которого составляет 0,2 л («мензурка»!), а в счёте увидеть девять, то вряд ли кто-то из посетителей пивнушки найдёт в себе силы возразить: «я выпил не девять, а только восемь бокалов пива!». А между прочим, 8 «кёльшей» равняется всего полутора литрам пива.
На Ратингерштрассе после полуночи всё только начинается. Первый напиток вечера - дюссельдорфский "альтбир".
По-видимому, не все слои населения разделяют мою эйфорию по поводу рурской агломерации. Согласно никогда не лгущей статистике, во всех городах мегалополиса наблюдается отрицательный прирост населения, в то время как в добротной Баварии прирост населения почти везде положительный. Экономика Рура со второй половины ХХ века находится на переломе: добывать руду стало невыгодно, а для производства одного карманного эппа не нужна армия рабочих в касках. Я не знаю, что конкретно происходит на местах бывших угольных карьеров, но подозреваю, что то же, что и на Донбассе, только без нелегальных шахт. Люди перебираются в другие места, где требуется рабочая специальность, или, не в состоянии найти альтернативу, просят помощи у государства.
Необычное творение Франка Гери в "Медиапорту" крепко запоминается и укладывается в памяи на одну полочку со словом "Дюссельдорф".
Мне очень понравился Дюссельдорф. А как может быть иначе: процветающий город, утопающий в зелени на берегу огромной реки - разве это не то, как видели Киев поколение наших дедушек и бабушек? К сожалению, мне Киев достался уже другим. В реке я никогда не купался, а в зелёный театр на днепровских холмах в мои школьные годы ходить было небезопасно. По набережной в шесть рядов стояли автомобильные пробки, а на месте фонтанов строились новые дома. Дюссельдорф с его частично тенистой набережной, свежим воздухом с Рейна, песчаным пляжем и открытыми бассейнами в черте города, четырьмя художественными галереями, разнообразной ночной жизнью, шикарной торговой улицей вдоль королевского канала, вокзалом с поездами, отъезжающими во всех направлениях от Голландии до Швейцарии, и международным аэропортом буквально под боком - я могу с уверенностью сказать, что я понимаю, почему этот город заслужил титул второго самого благоприятного города Германии!