Эпистолярка.

Jun 04, 2012 21:34

На выходных я ездил в гости в Берлин. Чтобы не пересказывать всем членам моей семьи отдельно, что я видел за это время и что я думаю по поводу города, я написал им письмо. Оно оказалось таким обширным, что мне показалось уместным опубликовать его в ЖЖ. Фотографии в письме взяты из моих предыдущих поездок в Берлин.

"Моя поездка выходных двух дней удалась на славу, я вернулся из Берлина вчера поздно вечером, уставший, невыспавшийся, но полный впечатлений. Их так много, что они не умещаются у меня в голове, поэтому я решил их записать. Я заинтересовался этим городом с самой необычной судьбой в Европе и сегодня я то и дело изредка почитываю разные статьи по истории Берлина.


Красная ратуша на Александрплатц, Берлин.


Сколько раз я уже бывал в Берлине, но я ещё никогда не ощущал атмосферы этого города так отчётливо, как в этот раз. Я ни за что не назову Берлин красивым, но он, в любом случае, необычный. В каждый следующий приезд в Берлин я наблюдал этот город с другой стороны. В прошлый раз я ощутил на себе всё бремя социализма, когда остановился на седьмом этаже студенческого общежития в Восточном Берлине. Если бы не цветная отделка фасадов домов, я сказал бы, что был на Русановке в Киеве. В этот раз я познавал город с запада, как и много лет тому назад, когда я целый месяц жил в Берлине.

В первую очередь, меня впечатлило Берлинское метро так, будто я в нём раньше никогда не ездил! Ещё до сооружения стены, которая не только разделила Берлин по земле, но и отрезала линии метро, в Берлине было больше станций и линий, чем в Киеве сейчас. Метро в Берлине открылось в 1902 году и с тех пор непрерывно развивалось, на сегодня городская сеть насчитывает 173 станции метро! Самые первые линии метро проходили над землёй, и только со временем власти пришли к мысли строить подземное метро. Надземное метро на сваях начала ХХ века - это интересно и в каком-то смысле даже элегантно, если под мостами нет парковки или бесплатных писсуаров, но поезд проносится с частотой раз в пять минут и, в целом, вся эта навесная конструкция, как мне кажется, немного портит городской облик.


Потсдамер Платц. Эта площадь в начале ХХ века была самой загруженной площадью Европы.
Я до сих пор так и не выяснил, что именно подстегнуло резкое развитие Берлина в конце 19 века, отчего население города быстро набрало отметку в два миллиона человек. Видимо, в то время в Берлине было много промышленности, ведь один факт того, что город стал столицей нового государства, ещё не может подстегнуть многократный рост населения за несколько десятков лет. С 1860 года по 1920 год Берлин вырос в 8 раз! Новоприбывшие эмигранты симпатизировали левым идеалам, отсюда и история Карла Либкнехта и Розы Люксембург, в честь которых названо 2% улиц в бывшем СССР. Если ехать на электричке по окружной железной дороге, то можно видеть очень много старых зданий заводов. В Берлине даже есть Сименсштадт - то есть город-Сименс.


Площадь перед дворцом кино названа в честь самой известной актрисы Марлен-Дитрих.
Когда-то в Берлине было, чуть ли, не с десяток разных вокзалов, как в Москве, и все они назывались по направлению: Гамбургский, Штеттинский, Анхальт. Сегодня всё это былое разнообразие заменил единый центральный вокзал, яркий пример недостатка креатива в современной немецкой архитектуре. В Гамбургском вокзале сегодня разместился музей современного искусства, где картины Ворхола и Лихтенштейна висят в бывшем зале прибытий. Бывшее вагонное депо посвящёно выставке утопической городской архитектуры. В одной из пивоварен на востоке города разместился центр искусств, что-то наподобие фабрики «Красный Октябрь» в Москве.


После войны население Берлина так никогда и не набрало исторического максимума в 4 миллиона человек. Сегодня в Берлине проживается 3,5 млн жителей. Из-за того, что жители Западного Берлина не служили в немецкой армии (Берлин формально не входил в состав ФРГ), в городе собирались анархисты и левые радикалы, поэтому в городе много раз вспыхивали студенческие беспорядки. Как оказалось, Берлинская стена физически располагалась в восточной части города, в паре метров от границы секторов, поэтому полиция Западного Берлина не имела права подходить вплотную к стене. Из-за полной дипломатической безнаказанности у самой стены с её западной стороны вечно царил беспредел. Студенты-анархисты устраивали возле стены вечеринки, вмешиваться в которые полиция не имела права. Отсюда и граффити на исторических фотографиях стены, ведь полиция ничего не могла сделать! Когда Советы начали строительство стены в 1961-м, то для Восточного Берлина они называли её «Анти-фашистской защитной стеной». Это же анекдот!

Артур Б., с которым я встретился в воскресенье - фанат Берлина. Естественно, он фанат всего, что связано с ним, но для Берлина он особенный его поклонник. Артур восхвалял мне и город, и его мэра, рассказывал про огромные строительные и инфраструктурные проекты. Вот-вот должны открыть новый аэропорт, старый Тегель превратят в правительственный аэропорт, вместо Темпельхофа сделают европейский центр электромобилей, на Цоологишер Гартен (центр Западного Берлина) окончательно уберут бывший вокзал и построят какой-то уникальный торговый центр, куда поезда будут заезжать прямо внутрь и открывать двери напротив витрины. Берлин, банкрот с отрицательным сальдо в пять миллиардов евро, отчаянно пытается зарекомендовать себя как столицу услуг, потому что промышленности в городе не осталось совсем. Здесь устраивают конференции, слёты, выставки и приёмы, пишут софт, издают книги, принимают заслуженных гостей и продают цифровую фотографию. Если хотя бы часть из того, что мне рассказывал Артур, правда, то город уже находится на верном пути.


Музей немецкого искусства.
От нас в Баварии столица Бунда находится так далеко, что за обедом я рассказывал о поездке в Берлин как о уикенде в Париже: все внимательно слушали, кто-то был в Берлине пару раз, кое-кто не был вообще никогда. Кто-то сказал, что ему нравится Берлин, но жить там он бы не хотел: слишком шумно. Берлин с его неравенством доходов и огромным числом иммигрантов напоминает любой большой город и сильно отличается от того региона, где живу я. Мне кажется, что экономика Баварии устроена намного более социалистично, чем в Берлине. В бедном квартале Нюрнберге можно пройти вдоль кафе «Анталья» и парикмахерской «Карабах» без страха и без отвращения. Конечно, турецкий или русский районы Нюрнберга непривлекательны, но они далеко не так пугающе убоги, как в Берлине. В большей части районов Берлина я не хотел бы оказаться ночью.

Артур живёт в самом дорогом квартале города, его улицу можно сравнить с улицей Городецкого в Киеве. Конечно, этот факт прибавляет сил к его оптимизму. Думаю, что в Восточном Берлине или где-нибудь на севере города он последний раз был в прошлом году, и то на один день проездом.


Потсдамерплатц и бульвар "Унтер ден Линдер", главная прогулочная улица Берлина.
Берлин, как Киев: он милый, если знать, куда идти. К тому же, Берлин - такой же бессистемный. Сумасшедший рост города на сломе столетий, две мировые войны, Холодная война с её Стеной и жуткая жилищная ситуация привели к тому, что у города совсем нет единого облика. Берлин - это всё: любой стиль архитектуры, любая эпоха, любая этажность, любой строительный материал, любая ширина проспектов. Современная немецкая архитектура тоже далека от скандинавской: все новые здания строят в грубых геометрических формах из простого бетона. Я люблю брутализм в архитектуре, но в случае с Берлином мне кажется, что этот брутализм вызван недостатком фантазии, ведь за такие деньги, которые вкладывают в немецкую столицу все её инвесторы и немецкие налогоплательщики, хотя бы здание оперы, как в Осло, уже можно было бы построить. В Берлине настолько нецелостная застройка, что складывается впечатление, будто каждое здание существует само по себе, в отрыве от соседнего дома, из-за чего каждый дом кажется шедевром архитектуры. Во многом, так и оно есть: в совершенно неожиданных переулках можно уткнуться в творение архитектора с мировым именем и плеядой сусально-позолоченных наград.


Так как в Берлине нет чётко сформированного центра, то есть только хорошие районы и очень плохие, стоимость жилья связана не столько с отдалением от центра (Бранденбургские ворота не считаются единственным центром города), сколько сформирована исторически. Центр Берлина, так называемая Митте, в длину простирается километров на 10, в ширину - километра 3-4. Всё, что лежит в этой зоне - очень круто, но Кудамм (район Артура Б.), Грюневальд (район особянков), Пренцлауэр Берг (район Богемы) и Мессе (район просто качественного жилья) ценятся ещё больше. В центре Берлина распаковался весь немецкий государственный аппарат, поэтому жилья здесь мало, в основном конторы, представительства, посольства и гостиницы. В год Берлин посещает 6 000 000 туристов! (для сравнения, Париж посещает 11 миллионов человек, Рим - 10 миллионов). В основном, конечно, это молодёжь, потому что в Берлине есть отдельный район, где днём не происходит ничего, зато ночью здесь кипит жизнь до самого утра! Метро ходит почти круглосуточно, с перерывом с двух до четырёх часов ночи, есть ночные трамваи и автобусы.

Берлин - единственный по-настоящему большой город в Германии! Я никогда не мог подумать, что мне понравится Берлин, но в последний раз он меня заинтересовал настолько, что если бы мне сейчас предложили пожить в Берлине полгода, я бы с удовольствием согласился! Это город с невероятной историей и фантастическими возможностями для фотографии. Дорога до Берлина от места моего фактического жительства занимает всего 4 часа по прямому автобану, так что не исключено, что я в скором времени снова туда поеду. Как-никак, 7 июля в Берлине выступает сам Боб Дилан!"

Германия, Берлин, занудства, эпистолярка

Previous post Next post
Up