Скандинавия знаменита суровой нордической природой, современным дизайном дешёвой мебели и целой кучей разных достижений, однако сегодня я расскажу об одном из самых удивительных инженерных сооружений Европы. Речь идёт о мосте Орезунд, соединяющему берега Дании и Швеции. Мост позволяет людям работать, жить, закупаться и развлекаться в двух странах одновременно, получая при этом лучшие из обоих миров.
Мост Орезунд соединяет датскую столицу Копенгаген и шведский город Мальмё. На середине пролива мост уходит под воду.
8-километровый мост Орезунд (Øresundsbroen) соединяет Данию и Швецию, расположенные по разные стороны одноимённого пролива. До 16 века Скания, южная часть Швеции, находилась под контролем Дании. Соответсвенно, и пролив Орезунд с обоих сторон находился в руках датской короны. Король охотно брал мзду за проход по единственному каналу, соединяющему Балтийское море и Северное море. Сегодня города Мальмё (Швеция) и Копенгаген (Дания), несмотря на разные флаги, гимны, валюты и государственные праздники, принадлежат к одному метропольнму региону, Øresund Region. Помимо указанных двух городов, всё побережье пролива делит общую транспортную сеть, крупный международный аэропорт и всецело наслаждается свободным перемещением капитала и рабочей силы. Задолго до внедрения единого визового союза в Европе, в Скандинавии вступил в силу Нордический паспортный союз. С 1952 года граждане Дании, Швеции и Норвегии могли перещаться между своими странами без паспорта.
Чтобы не делать мост разводным, но и не мешать проходу крупных судов из северного в Балтийской море и обратно, часть моста спрятана в тоннеле под водой. Несмотря на внешний вид, центральная часть моста не разводится.
Интеграция Швеции и Дании в районе Копенгагена имеет преимущества для обеих сторон. Швеция дешевле Дании, к тому же, в Дании алкоголь находится в свободной продаже, в то время как в Швеции алкоголь продаётся лишь в специальных магазинах, знаменитых "Системболагет". С другой стороны, налоги в Швеции ниже датских, так что нередки случаи, когда жители Копенгагена переезжают жить в Мальмё, но продолжают работаь у себя на родине, каждый день пересекая 12-километровый пролив.
Интересно, что для тоннеля был построен искусственный остров, хотя буквально в нескольких сотнях метров от моста уже существовал естественный остров.
Сегодняшние фотографии моста Орезунд были сделаны с борта самолёта при посадке в аэропорту Копенгагена. Самолёты почти всегда делают заход на посадку, пролетая и разворачиваясь над проливом Орезунд и открывая мост взорам пасажиров по левому борту. Для того, чтобы не мешать авиационному движению, ближнюю к Копенгагену часть моста убрали под воду. Таким образом, треть "моста" проходит по тоннелю, выходит на поверхность на искусственном острове посредине пролива, откуда дальше идёт по навесной конструкции до Швеции. Проезд по этому чуду инженерии платный, одна поездка стоит 30 евро, но годовые проездные стоят намного дешевле. К слову, здесь же, в проливе дует ветер такой силы, что у берегов Копенгагена расположен крупнейший ветропарк Дании, о чём я писал в предыдущем репортаже.
Мост и тоннель в одном лице - поражает воображение!
Поездка по мосту на поезде из Копенгагена в Мальмё или наоборот не готовит ничего замечательного. На датской земле мост спускается в тоннель и выезжает спустя несколько минут на искусственном острове посреди пролива. Как только поезд заезжает на нижний ярус моста, перед окнами начинать чередоваться несущие балки навесной конструкции, так что особых видов из окна ждать не стоит. Единственное, что запоминается из поездки: ощущение того, что под ногами течёт не река, а настоящее море, с глубоко-синей водой, волнами и ветром.
Вид на мост Орезунд из Мальмё. Рядом находится главная достопримечательность бывшего судностроительного города - башня "Вращающийся торс" архитектора Сантьяго Калатрава, о которой я расскажу позже.
Мост виден из обоих городов, но, как показывает хорошая погода и практика, лучше всего мост фотографировать с борта самолёта. Если самолёта под рукой нет или небо затянуто тучами, то для того, чтобы не уезжать домой с пустыми руками, можно поехать на пляж Сканиапаркен в Мальмо, откуда мост виден во всей красе. Со стороны Дании мост можно разглядеть только в перспективе. Из-за кривизны дороги, при взгляде из Дании весь мост выстраивается в одну длинную колбаску. Со шведского берега открывается вид на мост во всю длину.
На левом (по ходу движения) берегу начинается Швеция. Справа осталась за кадром Дания. Мост в середине пролива Орезунд относится к Дании, хотя, кажется, что он необитаем.
Ночью пилоны моста Орезунд подсвечиваются. Вдоль обоих берегов пролива в непосредственной близости от моста построены офшорные ветряные электростанции, где ночью мигают лампочки на верхушке каждой из мачт. Копенгаген и Мальмё, расположенные на противоположных берегах пролива, ночью ярко светятся, так что вечерняя посадка в аэропорту Копенгагена, хотя и не даст заветной возможности сфотографировать мост, зато своей красочностью запомнится надолго.
Больше записей о
Скандинавии - по ссылке!