Синагога Байройта.

Nov 22, 2010 09:03

Шолом! Наконец-то свершилось, и я попал внутрь байройтской синагоги! Синагога не закрыта, как я думал раньше, а работает каждый день, кроме, разумеется, субботы. Сегодня мы побываем внутри древней синагоги Байройта (в марте этого года ей исполнилось 250 лет) и поговорим с раввином на наболевшие нам темы.


Улыбка раввина - визитная карточка местной синагоги

Первые евреи жили в Байройте ещё с середины 13 века. В 1515 году произошло массовое изгнание евреев из Германии (вследствие чего большое число евреев переселилось в Польшу, а оттуда и в Украину). С тех пор в Байройте ничего не напоминало о евреях, кроме, вероятно, Еврейской улицы (Judengasse).


Внешний вид синагоги Байройта на "Монетной улице" (Münzgasse)
В 1759 году князь Байройта, маркграф Фридрих, приглашает несколько еврейских купцов поселиться в пределах его города. В прошлом, евреи не имели права селиться, где им заблагорассудиться. Для этого им нужно было разрешение местного князя. В привлечении евреев на свои территории были всяческие выгоды. Например, евреи платили в казну повышенную ставку налога по сравнению с христианами. К тому же, евреи исторически занимались кредитованием, что, в средние века было запрещено католической церковью и рассматривалось не иначе, как грех. Приезд евреев в новый город, как правило, обогащал местную казну и оживлял местную экономику. Этого и добивался маркграф Фридрих. Он обратился к своему советнику, придворному монетчику Мозесу Зеккелю (Moses Seckel), иудею, и через него пригласил в Байройт 10 еврейских семей из округа города Швабах (Schwabach). 10 семей было необходимым требованием переселенцев - именно столько мужчин необходимо во время молитвы для чтения вслух Торы. Вместе с правом переселения маркграф также разрешил новым байройтцам строительство синагоги. 1759 год считается официальной датой основания еврейской общины Байройта.

5 марта 1759 году Мозес и его брат приобретают бывший театр комедии (Das alte Comödien- und Redouten-Haus) и за собственные средства перестраивает здание театра под синагогу. Архитектором синагоги в летописях упоминается некий Ванини (Vanini). Так как театр был построен в 1714 году, можно заключить, что зданию синагоги уже почти 300 лет. Однако от первоначального здания мало что сохранилось. Из совсем древних частей в новой синагоге оказалась фронтальная стена, выходившая на улицу. Позже перед ней пристроили новый фасад. Ложи театрального зала теперь использовались как места для женской молитв (в синагогах мужчины и женщины молятся отдельно).


Витражные окна синагоги смотрят на восток, в сад
15 марта 1760 года синагога была освящена. Синагога некоторое время оставалась в частной собственности Мозеса Зеккеля, пока его брат передал её во владение еврейской общины Байройта в 1772 году.

Синагога была не совсем равноправным собранием: в первоначальном уставе упоминается, что для того чтобы стать членом еврейской общины города, каждый иудей должен был подтвердить наличие состояния по меньшей мере в 4,500 гульденов.

Община быстро росла, однако она никгда не насчитывала более ста семей. В 1837 году она пребывала на пике своей численности, насчитывая 530 членов.


Мужчины в синагоге обязаны покрывать голову кипой
В 1787 году еврейская община приобрела участок для сооружения собственного кладбища (об иудейском кладбище Байройта я уже писал здесь).

В 1824 община октрыла в Байройте первую еврейскую школу.

24 марта 1935 года община отметила 175-летие своего образования.

С момента прихода нацистов к власти 39 евреям из Байройта удалось эмигрировать. В 1938 году в городе сотавалось всего 120 иудеев. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, в хрустальную ночь (Reichspogromnacht), как и в остальных частях Германии, синагога была оскверлена, разграблена и наполовину разрушена, еврейские магазины были разворованы. Благодаря тому, что она располагалась в здании, прилегавшем к старинному оперному театру, даже разъяренные нацисты не рискнули сжечь здание дотла. Никто не хотел разрушенного оперного театра.


5 января 1939 года федеративная земля Бавария выкупила здание синагоги за смешную сумму в 2000 рейхсмарок. Из разрушенной синагоги были вынесены последние детали интерьера - восемь барочных колонн, установленных для удержания второго яруса в молельном зале ещё в 18 веке.

В конце 1939 года остававшиеся в Байройте евреи были насильно переселены в гетто. 70 евреев были в 1941 и 1942 годах отправлены в концлагеря, с войны вернулось лишь несколько человек. Большинство из них погибли в концлагере под Ригой либо в печально известном гетто в Терезиенштадте (Theresienstadt).

Евреи шутят: в 1938-м оперный театр спас синагогу от разрушения, в 1945-м синагога убергела оперу от американской бомбежки. В то время, как квартал напротив и вся главная улица байройта были разрушены в апреле 1945 авианалетами, оперный театр и синагога сохранились, как редкие островки старого Байройта.


После войны 350 беженцев из города и окрестностей заново образовали еврейскую общину. В течение времени большая их часть переехали в США или Израиль. Новую жизнь общине предала массовая иммиграция «русских евреев». Сегодня община снова живет более-менее активной жизнью, организовывает выставки, издает книги и, конечно, следит за синагогой, подаренной ей своим основателем, Мозесом Зеккелем 250 лет тому назад.

Рассмотрим теперь ритуальное оформление синагоги. По словам раввина, оформление синагоги всегда должно быть скромным. Синагогу также никогда не украшают картинами или иконами. Хотя помещению синагоги и исполнилось в этом году 250 лет, современное оформление молельного зала было выполнено в 1960-х годах, во время восстановления здания после погрома 1938 года.


В синагоге обязательно присутствует менора (на фото: девятисвечник слева и электрический семисвечник справа)
Самое священное место в синагоге - это шкаф, в котором хранится Тора (Toraschrein, синагогальный ковчег (?)). Он всегда завешан шторой, на которой нанесено изображение Звезды Давида (Magen David), символа иудаизма. Знаток иврита сразу заметит игру слов на шторе: верхняя надпись выполнена на иврите, в то время как нижняя надпись написана на идише с использованием букв из иврита. Здесь написано «Еврейская община Байройта».

На стене над шкафом с Торой можно видеть изображения двух львов. Это не символ Баварии, пошутил раввин, - это львы Иудеи, в руках они держат Скрижали Завета с десятью Заповедями.


Львы над священным шкафом, в котором хранится Тора - львы Иудеи
Синагога определенным образом повторяет Иерусалимский храм - как и в Храме, в синагоге всегда хранится менора (семисвечник, в современной традиции ставший восьмисвечником), ритуальная ванна миква. В планах байройтской еврейской общины - строительство источника природной воды для наполнения ванны. Если все получится, то это будет природная миква в Германии. Наполнять ритуальную ванну водой из-под крана категорически запрещается - прошедшая по канализационным трубам вода больше не считается кошерной. В отличие от Иерусалимского Храма, в синагоге не бывает музыкальных инструментов. Музыкальное сопровождение во время молитвы происходит а капелла.

Молитва всегда происходит на иврите. Не знающие иврита прихожане вправе пользоваться переводчиками молитв на свой родной язык. В таком переводчике приводится оригинальный текст и его транскрипция. После каждой молитвы написан перевод молитвы на родной читателю язык. Таким образом, сама молитва читается на иврите, а понимается, исходя из родного языка каждого. В байройтской синагоге есть переводы Торы на множество языков, в том числе и на немецкий, английский, французский и русский.


В синагоге есть переводы молитвенников на множество языков, в том числе и на русский

Еврейская община - это больше, чем просто синагога. В Байройте, в частности, занимаются адаптацией и интеграцией еврейских иммигрантов, уходом за пожилыми людьми, проведением культурных мероприятий.

Наша беседа с раввином прошла в невероятной теплой атмосфере, он много смеялся и шутил. Пошутил над тем, что Иисус - тоже иудей, а, значит, кушал кошерное. А раз Иисус кушал кошерное, то и христианам следует кушать кошер.


Беседу вели раввин и евангелический пастор
Раввин сказал, что его община для него как большая семья. Люди приходят сюда по собственному желанию. В иудаизме нет механизма коллективного принуждения, есть только индивидуальный страх перед Богом. Иногда один и тот же человек приходит регулярно и молится, как предписано религией. Иногда человек приходит раз в год, когда чувствует, что ему нужно помолиться.


Раввин меня узнал, сказал, что он так и понял, что я обрывал ему телефон, напрашиваясь в гости. Я обещал выслать ему фотографии. Раввин сказал, что из Киева у них тоже есть прихожане.

Мне было необычно видеть евангелического пастора, спорящего с раввином. Они подшучивали друг над другом, как старые друзья, а потом долго пытались вспомнить, кто же ввел в христианстве воскресенье как выходной день. Сошлись на папе римском Константине. Оказывается, до этого решения христиане тоже праздновали шаббат.

Мне кажется, что до появления антисемитизма (а такое когда-то было?) христиане и евреи действительно жили бок-о-бок, ходили друг к другу в гости и много смеялись. Обилие военных фильмов и музеев Голокоста по всему миру наводит на мысль, что евреев и христиан всегда разделяла огромная пропасть, полная зависти и ненависти. Мне кажется, это не так. Я хочу верить, что в будущем идеалы толерантности и взаимопонимания действительно преобразят наше общество и в будущем еврей сможет гордо заявить, что он еврей, а мусульманин - без страха сказать, что он мусульманин.

Рекомендую прочитать мой репортаж об иудейском кладбище в Байройте, а также о Королевском оперном театре.

Байройт, репортаж, религия, счастлив, доволен, ура, фото

Previous post Next post
Up