Jan 27, 2010 14:30
Я с детства люблю мамонтов. Тут меня конечно, можно поймать за руку и спросить: «Как ты можешь любить то, что никогда не видела? Мамонты-то давно вымерли». «Конечно, вымерли, - отвечу я, но мне это нисколько не мешает». Не знаю, как началась эта любовь. Может быть, после просмотра мультика про мамонтенка, потерявшего маму, а, может быть, после изучения истории древнего мира. Но я точно знаю, что во всех краеведческих музеях я всегда в первую очередь шла в зал, где хранились останки этого исполинского животного. А один раз мне сильно повезло - удалось даже погладить бивни, пока мой знакомый отвлекал сотрудницу музея. И я никогда бы не подумала, что мне повезет еще больше, и я встречусь с человеком, который не просто каждый день держит в руках бивни мамонта, он превращает их в искусство.
Человека зовут Александр Мартынов. Он живет в Бийске и уже много лет занимается резьбой по бивню мамонта. Где же он берет кости древних животных? Это первый вопрос, который задают ему многие. Оказывается, останки мамонтов часто «валяются у нас под ногами». Их можно найти на берегу Оби, когда вода размывает землю. Если б я раньше знала, то каждую весну непременно гуляла бы только у реки и смотрела бы во все глаза. Но кости исполинских животных теперь почти невозможно отличить от дерева. Все потому, что у нас слишком тепло. Они превращаются в труху.
А мастер Александр Мартынов жил в Якутии. Там несравнимо холоднее. Кости мамонтов 13 тысяч лет пролежали в вечной мерзлоте и поэтому хорошо сохранились. Их так же вымывает на берегах рек. А еще их достают на раскопках экскаваторы. Никогда бы не подумала, что останки древнего мира так легко могут проявиться в настоящем.
Будучи художником, Александр Мартынов увлекся бивнем мамонта. Он говорит, что никакой другой материал еще не приносил ему такого творческого удовлетворения: «Это как победа над собой. Меня захватывает бивень. Я даже музыку не слышу, пока работаю. Полностью погружаюсь в процесс». Резьба по кости древнего животного - дело весьма трудоемкое. Только на то, чтобы распились на части трехметровый бивень, нужно несколько часов, а иногда и дней. Даже металл пилится гораздо проще и быстрее.
Большая часть времени уходит на подготовку материала. После этого Александр Николаевич простой бормашиной вырезает задуманные фигурки. Запах, надо сказать, стоит такой же, как в зубном кабинете. Приходится включать вентиляцию. На этом этапе время работы зависит от сложности художественного образа. Простую лягушку можно сделать за пару часов. А вот резное яйцо в духе Фаберже мастер создавал целый год.
Александр Мартынов считает, что это очень символично - вырезать из бивней фигурки мамонтов. Большие, маленькие, плоские и объемные - у художника накопилась целая коллекция изображений древних животных, и она постоянно пополняется. И действительно, берешь в руки такой сувенир, и кажется, будто не кусок кости держишь. Будто художник высек портрет зверя, угадав, как выглядел именно этот мамонт. Животный мир - излюбленная тема Александра Николаевича. Поэтому у него много белых медведей, оленей, тигров. Он изображает зверей на охотничьих ножах и даже на женских украшениях.
Художник уверен, что независимо от формы, любая вещь из бивня мамонта передает мощную энергетику. «Научно доказано, что бивень, находясь в вечной мерзлоте, тысячелетиями впитывает излучения от магнитного поля земли. Выходя на поверхность, бивень отдает эту энергию. Поэтому многие люди, прикасаясь к моим изделиям, говорят, что от них идет тепло», - рассказал мастер. Такой взгляд на материал просто не мог не отразиться на творчестве Александра Мартынова. Поэтому он часто вырезает обереги и различные этнические символы. На одной полке у него соседствует и славянская фига (от сглаза), и египетский скоробей, и китайская лягушка.
Теперь кусочек древнего мамонта живет и у меня дома. Больше не надо ходить в музей и разыгрывать строгих смотрителей, чтобы прикоснуться к глубине веков. Маленькая фигурка из бивня - как послание, которое отправили 13 тысяч лет назад, а дошло оно только сейчас. Такой вот подарок от мамонта.