Сны разума.

Aug 11, 2009 19:06


Но не мои, а Гойя и Дали!

Новосибирский государственный краеведческий музей.
7 августа - 8 сентября.

Выставка "Сны разума" из собрания Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия) представляет масштабные по своему размаху, содержанию и накалу серии графических произведений двух выдающихся западноевропейских мастеров Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.

Серия офортов "Капричос", созданная Гойей в 1793-1799 годах, стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

"Сон разума рождает чудовищ" - это истина, сформулированная Гойей в XVIII веке в названии одной из работ его серии "Капричос", не только не утратила, но преумножила свою актуальность в ХХ веке. Сегодня же эта истина звучит как цитата из текстов сюрреалистов 1920-х - 1940-х годов. Способен ли разум человека адекватно воспринять реальность цивилизации? Что есть реальность: порождение разума или сон о ней? Не является ли подсознание последним прибежищем истины?

Сальвадор Дали, крупнейший представитель сюрреализма, обратился к серии Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни. Дали перенес композиции всех офортов Гойи в свои офорты, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века. Несмотря на широкую популярность творчества Дали в России, эта серия офортов до настоящего времени остается наименее известной.

На выставке демонстрируется 80 офортов Франсиско Гойи (3-е издание 1868 г.) и 80 офортов Сальвадора Дали (единственное издание 1977 г.). Произведения Франсиско Гойи сопровождаются комментариями 1799 и 1803 годов. Комментарии к произведениям Сальвадора Дали специально для проекта «Сны разума» подготовлены немецким искусствоведом Куртом Руппертом. Выставка сопровождается музыкой, специально написанной к проекту «Сны разума». Композитор Роман Рязанцев.

Первое представление выставки в России состоялось в конце 2004 - начале 2005 года в Москве в залах Российской академии художеств. В 2007-2009 годах выставка была представлена в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Волгограде, Краснодаре, Самаре, Пензе, Красноярске, Саратове.

Выставка приурочена к 210-летию выхода в свет «Капричос» Франсиско Гойи и 105-летию со дня рождения Сальвадора Дали.







"...Сальвадор Дали сделал свою серию "Сны разума" в 1977 году. К тому моменту сюрреализм из некогда революционного движения окончательно превратился в достояние моды, дизайна и масскульта, а сам семидесятилетний миллионер, по идее, мог полностью посвятить себя заботе о красе собственных знаменитых усов. Собственно говоря, Сальвадор Дали не делал свои "Сны разума" по мотивам прославленных "Капричос", он делал их буквально по офортам Гойи, которые использовал как этакую детскую книжку-раскраску, нарочито наивно заливая сумрачную черно-белую графику нежными пастельными цветами - голубым, розовым и лимонно-желтым. "Сны разума" Дали выглядят даже не сюрреализмом, а поп-артом. Похоже, что прославленный испанец решил взять на вооружение опыт Энди Уорхола, с 1960-х "раскрашивавшего" черно-белые фотографии звезд или газетные снимки автокатастроф.

Впрочем, Сальвадор Дали не ограничился прилежным раскрашиванием офортов, но, подобно шкодливому школьнику, дорисовывающему усы и рожки портретам в учебнике, дополнил "Капричос" собственными фирменными деталями, ненавязчиво пририсовав то тут, то там растекающиеся часы да диковинные костыли. Порой это дорисовывание носит этакий подростково-скабрезный характер: у героев Гойи появляются дополнительные органы в виде недвусмысленно эротических хоботов или они вдруг начинают блевать и испражняться. Иногда сюрреалист несколькими штрихами меняет пространство старых офортов, намечая на заднем плане собственные излюбленные ландшафты, напоминающие бесконечно протяженные театральные подмостки, по которым где-то вдалеке бродят характерные смерчеподобные фигуры. В самых интересных и изобретательных вариантах Дали удалось соединить фрагменты нескольких фигур в новый фантомный персонаж. Так некогда русский заумник Алексей Крученых вычитывал в классических стихах слова-ляпсусы, помимо воли автора образующиеся из слогов двух соседствующих слов.

Впрочем, Сальвадор Дали не пытался выявить тайное безумие офортов Гойи, тем более что в них с избытком хватает безумия явного. "Капричос" невозможно сделать еще более сюрреалистичными, чем они были сами по себе, до вмешательства Дали. Напротив, обработанные Сальвадором Дали картинки выглядят безобиднее и рациональнее, чем оригиналы. Аллегорический смысл гротескных видений Гойи сегодня куда менее внятен, нежели школярский фрейдизм Дали. Кошмары "Капричос" пугают страхом непредставимого, невиданного и сокровенного - кажется, что самое страшное в них осталось неназванным и затаилось в густых черных тенях. К 1970-м годам невиданных страхов почти не осталось, все ужасы были многократно зарисованы, засняты и описаны, все кошмары тщательно занесены в сонники и истолкованы. Сальвадор Дали не оставил на офортах Гойи темных пятен, он высветлил тени и тщательно прорисовал всех чудовищ, которые в них скрывались, выступив в роли психоаналитика Гойи, рационализирующего его визионерство. Так что амбициознейший на первый взгляд проект, в котором один главный испанский безумный гений создает свои вариации на тему другого главного испанского безумного гения, обернулся, в сущности, очаровательной и ни к чему не обязывающей безделицей."

Ирина Кулик.
Газета "Коммерсантъ" № 241 (3080) от 24.12.2004

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=536071

впечатлило, выставки

Previous post Next post
Up