Талант переоценивается - 2: Осознанная практика

Oct 07, 2013 13:09

Оригинал взят у anoushe в Талант переоценивается - 2: Осознанная практика
Выложу сразу и вторую часть. А то иначе мне ее придется еще раз пересказать в комментариях к предыдущему посту :)

Талант переоценивается - 1

Противоречие между фактами из предыдущей части на самом деле не противоречие. Исследования демонстрируют, что есть практика, а есть практика. Обычно мы понимаем под этим словом… ну, в общем, разные вещи. Например, если футболист бегает по полю за мячом, мы говорим, что он практикуется. Если журналист написал уже много-много статей, мы скажем, что он имеет большой практический опыт. Но для достижения действительно выдающихся успехов такая практика бесполезна.



Автор книги утверждает, что значение имеет только осознанная практика (deliberate practice) и ее общее количество.

Некий ученый (я не помню, как его зовут) нарисовал круговую диаграмму человеческой деятельности. Первый, самый узкий круг - зона комфорта, те дела, которые мы умеем делать. Вокруг него - зона обучения (или то, чему мы в состоянии научиться), которую окружает зона паники (то, к чему мы даже не представляем с какой стороны подойти). Самостоятельно мы обычно тренируемся в зоне комфорта, выходить за ее рамки нам не хочется. Но личностный рост и успех возможен только в том случае, если мы будем тренироваться в зоне обучения.

Осознанная практика имеет следующие признаки:
1. Она сконструирована специально для развития определенных навыков. Например, не игра на скрипке вообще, а отработка конкретного приема. Причем крайне желательно, чтобы сконструировал эту деятельность, а потом хотя бы поначалу наблюдал за ее выполнением опытный учитель.
2. Многочисленные повторения. Тысячи часов, буквально. Эффект осознанной практики накапливается с годами. 10 лет в среднем проходит от начала осознанной практики до первых выдающихся достижений.
3. Отдача должна быть обязательно. Отработка техники, не приводящая к быстрому видимому улучшению, ведет к тому, что человек разочаровывается и бросает. Отследить результат зачастую дело учителя.
4. Это должно быть серьезное умственное или физическое усилие. Осознанная практика подразумевает глубокую концентрацию. А глубокая концентрация - изнурительна. Именно поэтому даже самые выдающиеся деятели в своих областях, как правило, практикуются максимум 4-5 часов в день, да и то с перерывами. А еще они, кстати, много спят.
5. Она не приносит радости. Человек делает с удовольствием то, что умеет. Практика, приводящая в конечном итоге к успеху, требует отработки тех навыков, которых у практикующего еще нет. Это не удовольствие.

Короче говоря, осознанная практика - это не то, чем будет заниматься большая часть человечества.

Хороший пример результатов такой практики - сестры Полгар. (Очень интересная история, мне неохота пересказывать, когда есть Википедия).

В книге много примеров из жизни Тайгера Вудса, знаменитого гольфиста. В частности, если его что-то отвлекало, он мог остановиться и не ударить, даже если он уже занес клюшку. Нам кажется, что профессионалы оттачивают свои умения, чтобы потом делать все автоматически, но на самом деле наоборот: они целенаправленно работают над тем, чтобы избегать автоматизма и сознательно концентрируются на своих действиях.

Неужели же осознанная практика - единственная предпосылка успеха?

Конечно, нет. Имеет значение и просто удача. Необходимые условия для развития (особенно в детстве), положительное влияние среды, наличие опытного наставника, который мог бы создать подходящую систему практики, интенсивность работы, да, в конце концов, физические особенности и возраст (ведь с возрастом количество осознанной практики так или иначе растет у всех, но при этом многие теряют свои способности). Не исключено также, что склонность к тому, чтобы тяжело впахивать ежедневно на протяжении многих лет, на самом деле врожденная (впрочем, этого никто пока не знает).

Когда нам кажется, что великие музыканты/спортсмены/бизнесмены/кто угодно - особенные люди, то нам не кажется. В результате многолетней осознанной практики они такие и есть. Эксперты лучше воспринимают действительность в своей области, больше видят и быстрее понимают, что к чему. Они обладают способностью, смотреть в будущее и видеть перспективу, лучше оценивают ситуацию и быстрее принимают решения в условиях ограниченной информации. В конце концов, они больше знают. Как бы банально это ни звучало (а для автора это не банально, поскольку в важности знаний в последнее время как-то сомневались), но обширные знания в конкретной области - одно из условий успеха.

Эксперты запоминают больше информации и фактов, относящихся к их отрасли, чем не-эксперты, хотя возможности их оперативной памяти не превышают среднестатистический уровень. Помните шахматистов, запоминающих многие положения фигур на доске? Это явление объясняют с помощью т.н. теории кусков (chunk theory). Положение фигур на шахматной доске (а также любая другая информация в любой другой отрасли) для не-эксперта - это все равно, что набор букв, а для эксперта - отдельные слова (целостный кусок информации). Много ли отдельных букв мы можем запомнить? В словах, значения которых мы знаем, да, немало. Кроме того, эти «слова» для эксперта не изолированы. Он сразу же находит им место в системе знаний об отрасли (а знания у него, как мы помним, весьма обширные). Именно поэтому эксперты демонстрируют чудеса памяти в своей области, а во всех остальных запоминают ровно столько же, сколько любой другой человек. Эта экспертная память - результат многолетней осознанной практики, а не выдающиеся врожденные способности.

В мозге человека, достигшего успехов в интеллектуальной области, происходят изменения точно так же, как и в мышцах спортсмена. Так что, выходит, эксперты - действительно люди с другой планеты, дорога на которую проходит через (многолетнюю тяжелую) осознанную практику. Но даже если мы сами решим до конца по этой дороге не доходить, пара-тройка шагов в заданном направлении совершенно не повредят.

Так как же это сделать? Как внедрять принципы осознанной практики в жизнь?

Талант переоценивается - 3: Как внедрять принципы осознанной практики в жизнь
Талант переоценивается - 4: Креативность, мотивация

Previous post Next post
Up