Фискальная автоматизация 2003-2018

Dec 11, 2015 14:05


Долги правят миром.
Налоговые долги правят бунт.

Часть I. Что будет с НДС.

Благодаря компенсационному принципу - возмещению налога в части затрат - НДС является единственно справедливым видом налога. Я всегда критиковал не налог, а порядок администрирования, который не просто искажает компенсационный принцип, но являет собой двадцатилетнюю диверсию против отечественных производителей и торговцев отечественным товаром, особенно со сложной и длительной технологической цепочкой. Но теперь в системе происходят некоторые подвижки...
Из личной почты:

В свете очередной (надеюсь, удачной) отчетной кампании по НДС, в том числе, за 3 кв 2015 г. решил я перечитать Ваши заметки по поводу НДС. Как Вы наверняка знаете, в России введено обязательное электронное декларирование НДС всем плательщикам НДС. Что интересно, в состав декларации включаются данные книг покупок и продаж, содержащие информацию о счет-фактурах как входящих, так и исходящих. Затем происходит автоматическая сверка данных у продавцов и покупателей, тем самым первые подтверждают факт реализации и дают возможность вторым получить вычет, ну, и далее по цепочке.

В свете этих событий, не считаете ли Вы возможным переработать имеющийся материал (уж извините за нахальство)?

На практике лично мне пока пришлось столкнуться с общением с фискальными органами на тему расхождений данных продавцов и покупателей, ну и даче объяснений. Так как система пока работает в тестовом режиме (и когда начнет работать нормально - неизвестно).

С уважением, compitor
Разумеется, с 2003 года, когда был опубликован "Автоматический НДС" в (блоге с небольшими доработками - в 2009), много воды утекло. Концепция предполагала:

- Автоматическую уплату и возмещение НДС в момент платежа через коммерческие банки как налоговые агенты.
- Единый реестр долгов/векселей в реалсекторе длительностью более одного отчётного периода. Признание долга нелигитимным, если с него не уплачен НДС. Стяжение долга в принудительном порядке без дополнительных судебных и исполнительных сборов, если НДС был уплачен.
- Полное отсутствие недоимки налогоплательщиков или задолженности бюджета по возмещению.
- В дальнейшей перспективе - ликвидация декларирования налога.

Эл.декларирование не способно перекрыть долговые операции. Именно долговые операции дают обширное поле для злоупотреблений - для "откачки" НДС в соучастии с фискалами. А если так, то и справедливое своевременное возмещение налога невозможно - на всех не хватит. Вследствие сложившейся системы администрирования на плательщика налога перекладывается ответственность за деятельность третьих лиц. Это противоречит гражданскому кодексу и всякой логике.

Пример: поставщик задекларировал у себя к оплате НДС. Заказчик должен получить возмещение. Поставщик обанкротился до оплаты налога. Или просто исчез. А если между недобросовестным поставщиком и порядочным заказчиком был ещё порядочный посредник, который купил-перепродал за свои. Что далее? Известно, заказчик утратит право возмещения из бюджета и тем несёт ответ за действия третьего или далее по счёту лица. Фискалам дано право предъявлять претензии, а судам - выносить вердикт о недобросовестной сделке, фиктивной операции... Субъективный вердикт, разумеется.

Электронное декларирование есть предтечей учёта тотально всех производственно-торговых цепочек страны. В недалёком будущем... Лицо, имеющее доступ к базе данных (БД) покупок-продаж всех плательщиков НДС, не устоит против соблазна продать информацию конкуренту. На Украине известны, мягко говоря, подобные случаи, а грубо говоря, это становится стабильным бизнесом лиц, причастных к БД. Если торговля коммерческой тайной - проблема/выгода лишь для конкурирующих компаний, то торговля данными по цепочкам ВПК и снабжению ВС означает военный шпионаж.

О недалёком будущем... Выше упомянута Украина потому, что в администрировании НДС конструктивно опережает Россию на три и более лет:

- Спецсчета НДС в казначействе с 2015 г. - именно об этом я писал в 2003-м, но предлагал сделать комбанки  налоговыми агентами. Прогресс в электронных платежах позволил укр.казначейству завести счёт для каждого плательщика НДС.
- Единый реестр налоговых накладных (то же, что налоговые счета-фактуры в РФ) с 2012 г. - примерный аналог русского эл.декларирования. Внедрение единого реестра шло постепенно. Сперва, как сейчас в РФ, в приложении к декларации подавались только приходно-расходные операции с указанием контрагента и суммы. Сейчас вводятся абсолютно все приходно-расходные операции на любую сумму с указанием товара-работ, количества, цены и суммы. Поэтому сверка идёт автоматически и расхождений практически нет.

Украинский единый реестр налоговых накладных обязует тотальную регистрацию всех приходно-расходных операций, независимо от суммы НДС. Вся деятельность предприятия видна глазом, вооружённым доступом к общей БД. В России же только начали сдавать в электронном варианте реестр выданных и полученных счетов-фактур без детализации.

Подробнее об украинских спецсчетах НДС:
Поставщик не может выписать налоговую, не имея средств на спецсчёте. Спесцчёт пополняется с банковского расчётного счёта. Далее эти средства перемещаются на спецсчёт заказчика - к вычету или возмещению. Пока что укр.система тоже сыра, у избранных ещё есть возможность "плюсования" средств на спецсчёте... В результате, добропорядочным налогоплательщикам НДС возмещается с большим трудом. Излишки средств на спецсчёте-НДС нельзя просто так вернуть на расчётный счёт в банке - нужно пережить всю ту же субъективную проверку фискалов с собаками. И с ответом за деятельность третьих лиц. Тем не менее, за полгода в полтора раза сократилась огромная задолженность украинского бюджета по возмещению "экспортного" НДС - с 14% до 9,5% от ВВП-2014.

На стадии спецсчетов можно констатировать сужение/концентрацию злоупотреблений в сфере НДС среди узкого круга уполномоченных лиц, который легко ликвидировать при желании.

Несомненно, Россия на 99% повторит путь Украины в администрировании НДС в последующие 3-5 лет... Эти процессы курируются так же, как денежно-кредитная политика обоих центробанков.

Часть II. Чего не будет.

На примере Украины мы ознакомились с объективным будущим основного бюджетообразующего налога России. Далее о том, чего не будет... с двумя прогнозными исключениями.

На сегодня, в виду эл.прогресса и видя экономическую величину Добавленный долг, можно много проще и много справедливей настроить фискальную систему... Фактически все известные платежи делятся на два вида:

1. Оплата товара и услуг.

2. Оплата долга. В том числе:
- долг за поставленный товар и выполненные работы;
- кредиты, займы, проценты и прочие банковские продукты;
- импорт-экспорт долгов;
- страховые операции;
- фондовые - покупка акций и паёв, которые на самом деле являются специфической разновидностью долга учреждённой компании перед своими собственниками;
- фьючерсы и прочие биржевые продукты;
- благотворительные платежи - формально это покупка безвозвратного долга;
- так же под операции с Добавленным долгом логично формализовать валютообменные операции - формально иностранная валюта есть долгом чужого центробанка.


Налог на добавленный долг - НДД без сотрясений срежет спекулятивные атаки против национальной валюты, дестимулирует экспорт капитала и стимулирует реэкспорт. Без радикального ограничения на трансграничное движение капитала и внутренний оборот инвалют. Без международного конфликта из-за реформирования центробанка - для правящего добавленным долгом не имеет значения устав центробанка, ограниченный Базельским банковским комитетом. Все центробанки мира в некотором роде марионетки Базеля. За исключением Северокорейского. Стандартизация и унификация банковских продуктов, что поделать, необходима в международных финансах.

В современной геофинансовой ситуации ограничение трансграничных операций с капиталом и запрет операций с инвалютой можно сравнить только с тотальной мобилизацией 1914 года ещё до объявления войны, когда само объявление стало чисто символическим актом. Запреты и ограничения, предлагаемые С.Глазьевым и В.Катасоновым, я называю протезами для экономики... лечить не умеют - только рубить и резать, а времени на терапию всё меньше. Рано-поздно запрет/полузапрет на трансграничные долги и инвалюты будет принят. Лучше, чтобы раньше, но не столь откровенно, как мобилизация 1914 года. В принципе, НДД способен замаскировать экономическую мобилизацию...

Таким образом, в необозримом будущем... два налога НДС+НДД в автоматическом режиме способны перекрыть на 360 градусов весь спектр экономических операций в отношении безналичных платежей - уплата и возмещение налога в момент проведения платежа, безо всяких деклараций, без их проверки и без проверки проверяющих. Введение НДД может ориентировочно вдвое снизить налоговую нагрузку по НДС на реальный сектор и вывести его из положения подчинения финсектору. Уравняются позиции реального и финансового секторов.

Операции с наличными нет смысла облагать налогом - их следует ограничить некоей разумной суммой в месяц, не ущемляющей право на приватность частной жизни. Для защиты от устремлений тотального контроля право на наличные платежи достойно фигурировать даже в основном законе государства. Собственно, власть временно предержащие лица должны быть глубоко заинтересованы в таком конституционном акте наравне с простыми гражданами. Ибо история и биология указуют, вечно предержащих власть не существует. Операции наличными регулируются в рамках давно отработанной "кассовой дисциплины", а свыше установленной суммы их следует объявить незаконными и жёстко преследовать.

НДС+НДД или как вариант, единый НДС на все хозяйственные и долговые операции, включая финсектор, в необозримом будущем снимут моральную проблему нумерации стада налогоплательщиков как скота. Как заключенных в фашистских концлагерях. Потому что для налогооблагаемых операций будет достаточно открыть любое количество счётов в любых банках - налог начислится, взыщется и возместится автоматически. Нумеровать и облагать налогом на добавленную стоимость труда/товара и долга следует банковские операции, а не людей.

Налогоплательщик не должен брать в руки казённую долю - без соблазна её скрыть и без соблазна для фискалов с собаками. Процесс уплаты и возмещения налога должен и может быть абсолютно автоматическим прямо в момент совершения сделки. И безо всякого декларирования, окормляющего массу контролёров-дармоедов. Негармоничная фискальная политика - ключевая причина социального недовольства, которым не преминут воспользоваться оппоненты. Украина - пример.

P.S.
- Не считаете ли Вы возможным переработать имеющийся материал?
- Конкретные пожелания конкретного заказчика в отношении автоматизации НДС? Только при соблюдении принципа авто-НДС: уплата и возмещение налога в моменте без всякой вероятности задолженности и недоимки между сторонами, без проверок и перепроверок - это на 9/10 снизит накал постоянного гражданского конфликта между властью и налогоплательщиками.

И, разумеется, я прекрасно понимаю, что заказчика, желающего ввести налог на добавленный долг - НДД - в природе не существует и близко не предвидится. Копить на протезы.

Предыстория:
2003-2009 Система автоматического НДС
2011 Добавленный долг и добавленная стоимость. Где профит?
2011 Добавленный долг и НДД
2012 Автоматизация НДС против старого НДС и налога с продаж
2012-2013 Пропащая буква экономических теорий
2014 10% НДС + 10% НДД
2014 Русскому Центробанку:
Если к власти в Центробанке и Минфине придут их сегодняшние относительно справедливые критики, то в лучшем случае ничего не изменится, а в худшем - система завалится на бок. Ревнивые кроты тихо саботируют реформы и никто не поймёт как они это сделали. Причина в том, что центральный генератор долга не ведёт учёт добавленного долга. Без знания скорости и объемов входных и выходных долговых потоков за период времени, в общем и по отраслям, невозможно объективно судить о состоянии экономической системы.
2015 Импортный НДС против бегства капитала
2015 Импортный НДС против бегства капитала: присоединяется академик Глазьев
2015 Ломехуза М2

added debt, Добавленный долг, НДС, НДД, авто-НДС

Previous post Next post
Up