Магия свободной игры. Эксперимент с "Мама мамам"

Dec 27, 2014 21:02

Друзья, мы рады рассказать об очень интересном проекте, посвященному детской игре. Его организаторы, сообщество "Мама Мамам" провели небольшой эксперимент, поместив детей разных возрастов на пару часов в замкнутое пространство и предоставив им так называемые "открытые" игрушки, которые не навязывают определенную игровую модель, а предоставляют возможность для разнообразных игр и межличностных взаимодействий.
О том, как вели себя дети, что такое "правильные" игрушки, и как должны играть дети на разных возрастных этапах развития, можно прочитать ниже.
Да, мы благодарны "Мама мамам", что для этого эксперимента были выбраны именно игрушки "КубиРуби"! Практически все игрушки, которые вы увидите на фотографиях ниже, можно заказать у нас прямо сейчас!

Оригинал взят у mama2mamam в Магия свободной игры. Эксперимент с "Мама мамам"



Почему современным детям знакомо чувство одиночества? Задумывались ли вы над этим?

Одиночество  - это когда нет возможности переживать радость от общения, удовольствие от совместной деятельности, эйфорию от победы в соревновании, горечь поражения, чувство единения с командой. Не с кем разделить эти разнообразные эмоции и переживания, когда рядом нет других детей. Не номинально, присутствующих рядом и занятых "развивающими и обучающими занятиями" детей, а живо общающихся, организующих и проживающих настоящую игру в непосредственном взаимодействии друг с другом.
Да, у ребенка рядом есть подготовленный (читай вооруженный развивающими методиками) взрослый - мама, папа, бабушка, няня, педагоги... но это совершенно другое общение. Да и многие взрослые откровенно признаются, что не любят и не умеют играть с детьми.
Играть! Да.
Современное, обывательское понимание игры сейчас свелось к легкомысленному развлечению, бесполезному и часто вынесенному в предметную деятельность. То есть большие надежды возлагаются на предмет - игрушку. Чем более оснащеннее и технологичнее сделана игрушка, тем родителям очевиднее польза от нее. Более того, часто гаджеты заменяют не только простые игрушки, но и живое общение. Получается, что ребенок снова наедине с собой и своими эмоциями: едва ли можно организовать живую игру с куклой, которая все умеет делать (до физиологических подробносетй) - ребенку остается быть пассивным наблюдателем, или с компьютерной игрой, в которой живого так же мало.
Отсюда частое "мой ребенок не умеет играть с другими"...

А была ли такая возможность у ребенка - научиться играть? По-настоящему? Важный момент в том, что родители ошибочно полагают, что для игры необходимо что-то сложное и специальное. Нет.
Вот к чему привел наш простой эксперимент в ествественных условиях.

Мы собрали группу детей разного возраста и пола, с разным уровнем умения играть, предложили им на выбор несколько простых (здесь уместее синоним хороших, открытых) игрушек и разрешили им на свободном пространстве (не оборудованном как-то специально) делать то, что они сами пожелают.
Мы были простыми наблюдателями. Нет, мы были счастливыми свидетелями настоящей детской игры. В самых разных ее проявлениях!
Предлагаем вам посмотреть результаты нашего игрового фотоэксперимента.




Безусловно, ребенок раннего возраста выбрал игрушку отвечающую его возрастным интересам  - экспериментирование. Как забить шарик в дырочку, чтобы он покатился по горке? Здесь необходимы такие умения как меткость и целенаправленность, сдобренные активным познавательным интересом малыша.



Вот еще один наглядный пример экспериментирования - познания причинноследственных связей от своих действий и переживание обратимости: Коля несколько раз строил и разрушал башенку из кирпичиков. Ему доставляло это особое удовольсвте - переживание результата своих действий.



А вот пример первого опыта совместной деятельности. Да, каждый интересуется предметом на своем уровне, свойственном возрасту. 8-ми месячная Алиса исследует сам предмет тактильно, а двухлетний Коля продолжает эксперименты с постройкой и разрушением. Алиса была свиделем Колиных эмоций и переживала что-то подобное. Формирование эмпатии - способность сопереживать другому - закладывается уже в таком раннем возрасте.



Когда эксперименты с башней закончились, Коля присоединился к игре более старшего Андрея в машинки, и они вместе организовали гонки. Запускали машинки и соревновались в дальности дистанции. Важно: младший перенимает игру у старшего, принимает правила и учится соблюдать их.



В игре с более старшими девочками Аминой и Ариной Коле пришлось не просто. Они разрешили ему поучаствовтаь в совместной постройке высокой башни, но девочки постоянно контролировали точность и аккуратность его действий. Коля очень старался. Непередаваемые ощущения от того как башня становится высоченной благодаря общим, совместным усилиям. Дети чувствуют себя командой, они заодно!



Даже Полина, которая хотела строить свою собственную башню, не могла не сопереживать страстям, которые разворачивались совсем рядом. Все с напряжением смотрят, что же будет.



Пока страшие дети устраивали соревнования и более сложные игры, маленькая Алиса продолжала исследовать мир, доступным ей способом. Важно в этом возрасте получить максимум информации о свойствах пердметного мира. да, и попробовать на вкус так же важно и естественно.




Вот пример использования одной игрушки детьми разного возраста. И это нормально.







Для детей младенческого возраста предмет приобретает значимость, когда он находится в руках взрослого или более старшего ребенка. Интересной получилась игра 8-ми месячной Алисы и старших девочек 6-ти лет. Алиса слушала, как стучят деревянные колокольчики, тянулась за ними, трясла, даже ползала, и все это через эмоцианильное общение со старшими детьми. Первые навыки сотрудничества и продолжение познания предметного мира.




Вот образная игрушка (зайка) оживает в руках взрослого. Мама Настя и 8-ми месячный Корней общаются через игрушку. Настя рассказывает про зайку и в какой-то момент говрит за него. Взгляд Корнея уже переключен на игрушку. Игрушка ожила. Чудо.



Наши малыши подружились, и хоть совместная деятельность, сотрудничество еще не свойственно их возрасту, они уже вместе, рядом исследуют одну игрушку. Увлеченно и серьезно.



Есть такие игрушки, которые не требуют от взрсолого особого умения играть. Вот, например, игрушка на координацию движений: поочередно малыш тянет за вереврчки и Петрушка поднимается наверх. Мама поддерживает и радуется за малыша. Совместная деятельность, живые эмоции, умение упрявлять своим телом.



Пока дети шумно играли, Алиса в сторонке общалась с нежной шерстяной овечкой. Да да, именно общалась. Образные игрушки позволяют наделять их характером, эмоциями. Здесь хорошо видно, как Алиса прониклась образом этой милой игрушки.




А это уже старшая сетра Алисы Амина делится секретами и эмоциями с этой образной игрушкой. Игрушки, несущие в себе образ, необходимы детям, так им легче перенести, вынести чувства, страхи, переживания, разделить и пережить их. Важнр, чтобы среди всего многообразия игушек было место и таким - образным: куклам, зверюшкам и персонажам сказок.



Вот такая образная и динамическая игрушка одновременно позволяет организовать целую историю. У Полины черепашка отправилась в путешествие, во время движения шарик крутится, что очень увлекает ребенка. Игрушка словно оживает от действий ребенка.



Девочки играют в игру с правилом "Кошки-мышки". Здесь важные умения реакция и ловкость, но и как в любой другой игре - умение проигрывать, принимать и переживать поражение.



Самое ценное в настоящей игре - творчество и безграничный простор для реализации игровых задумок. Здесь дети организовали игру, связанную с приготовлением угощения (при этом из игрушек у них была только посуда). Причем угощения видимо были связаны с гостями, поэтому и о прическе надо позаботиться - четырехлетний Андрей расчесывает Арину кулинарой лопаткой. Когда развита фантазия, отсутствие нужных игрушек не является барьером к настоящей игре, даже наоборот! Дети что-то обсуждали, планировали, "ожидали" гостей.




Конечно, дети не могут без активных игр. Серевновательный момент очень важен в таких играх. Кто быстрее скрутит веревочку на палочку?



Да, поражение нужно уметь принимать и переживать. Иногда в одиночестве. Этому тоже важно учиться. Свободная игра без контроля взрослых учит ребенка справляться и с такими эмоциями.



Детям периодически приходится сталкиваться с тем, что они должны "попроситься" в игру. Допустим, кто-то уже организовал интересную игру, придумал свои правила и с увлеченим играет. Чтобы тебя взяли в комантду играющих, надо уметь договариваться, принимать уже установленные правила, ориентироваться в предлагаемых условиях, а может даже повлиять на ход игры. Все это несомненно развивает коммуникативные навыки общения. Здесь Амина было просто наблюдателем. Возможно, она не смогла договориться, а может быть ей было комфортно именно так. Быть наблюдателем - тоже роль в игре, которая тоже многое дает ребенку для эмоционального развития.



Смысл игровой деятельности для ребенка в том, что он может позволить себе выбирать комфортную ситуацию. Амина не включилась в совместную игру, зато с увлечением играла в бильбоке одна. На данный момент так было ей комфортнее и она смогла выбрать и найти себе развлечение сама.



Здесь уже Арина и Макар не смогли договориться о совмесной игре, и кому-то пришлось переживать, сидя в углу.




Спустя какое-то время детям удалось договориться, и они с увлечением играли в другие игры. Все это свойственно детям: живые эмоции, ссоры и примирения. Они ведь только учатся договариваться и делать что-то вместе! Позже, когда они понимают, какое это удовольствие - сотрудничесо в игре, все их силы, конечно, направляются на развитие игрового сюжета. Так у нас получилось с игрой "кукольный театр". Это уже случилось ближе к завершени нашего эксперимента, когда между детьми установился хороший доверительный контакт.




Все началось с того, что игру в пальчиковый театр организовали девочки. Они придумывали сюжет, обсуждали, делили персонажей, спорили. Чуть позже к ним присоединились мальчики, и началась игра. Дети говорили за персонажей, придумывали на ходу сюжетные порвороты, смеялись в голос.




Потом дети переместились на диван, того требовала их игровая задумка - им нужен был "занавес", одеяло и спинка дивана вполне сгодились для этой роли. В какой-то момент один из игроков первратился в зрителя. Это абсолютно нормально - игра требует большого эмоционального напряжения: дети лучше знают когда им пора отдохнуть, сами контролируют себя во время игры. В игре все естественно.




Игра в театр с образными игрушками как никакая другая позволяет детям проиграть самые разные эмоции, чувства, переживания, тревоги, страхи. Если быть внимательным к тому, что говорят дети во время игры, то можно узнать много полезного про своего ребенка и даже немного про себя и ситуацию в семье и в социальной группе ребенка. Ведь в игре наши дети как нигде естественны и искренны. И игра - это один из немногих способов пережить эмоции и волнения, рассказать о том, что беспокоит и увлекает. Игра развивает эмоциональный интеллект ребенка, учит взаимодейтсвовать с другими детьми и принимать этот мир.

А что же родители? Какова их роль в игре? В младенческом возрасте, до года, мама - провдник для ребенка, с помощью нее игрушки оживают, разговаривайте с ребенком, пусть ваша речь будет эмоциональной, живой, делитесь с ним и не бойтесь играть. А самое главное, поощряйте любопытство ребенка: показывайте, давайте трогать предметы, не ограждайте мир от ребенка.

В раннем возрасте, с года до трех лет, родители могут направлять ребенка, буквально демонстрировать, как играть. Вот это кукла - ее можно кормить, а здесь, под кроватью, сейчас, наверное, спрятался волк, но мы дадим ему вображаемую конфетку, и он станет добрым. Мама учить воображать, придумывать, оживляет предметы и позволяет ребенку экспериментировать, не рассказывайте ребенку, как ему играть, а просто играйте вместе с ним. Попробуйте сами получить удовольсвтие от игры, тогда процесс совместной игры не покажется вам скучным обязательным занятием.

В более старшем возрасте, для дошкольников, очень важно иметь условия для свободной игры: пространство, время, маркеры игры (минимальный набор простых игрушек) и партнеры по игре. Сейчас родители стараются активно "развивать" ребенка, заполняя все его время занятиями и "учебой", не оставляя ни времени, ни физических сил для игры. Игра уходит совершенно несправедливо. И многие дети, что констатируют психологи, не умеют играть. Нам посчатливилось наблюдать живую игру в этом эксперименте.

Наши материнские сердца радуются каждый день, наблюдая игру наших детей. И мы верим, что наши сердца будут так же радостно биться и через несколько лет, когда наши дети подрастут и станут смелыми, социально успешными и уверенными в себе, а главное, счастливыми взрослыми!

Чего мы и всем вам желаем!

Наши рекомендации по игрушкам:

Младенческий возраст: от рождения до года

Здесь выделяют три этапа:
1. Новорожденность (это первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми.
2. Первое полугодие, в этот период ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное (т.е. эмоциональное) общение со взрослым.
3. Второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, то есть познание свойств предметов через различные манипуляции с ними.

Главная задача этого возраста - познание предметного мира. Игрушка - проводник ребенка в этом познании. Чем разнообразнее по материалам и свойствам будут игрушки ребенка, тем насыщеннее будет его представление о предметном мире.

Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка.

Типы игрушек для младенческого возраста:
Погремушки
Вкладыши
Пирамидки
Образные игрушки
Подвески, мобили, растяжки
"Игровые центры", коврики, игрушки с сюрпризом
Книжки-картинки
Игрушки для физического развития

Ранний возраст: от года до трех лет

К началу раннего возраста ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. Общение ребёнка со взрослым теряет свою непосредственность: оно начинает опосредоваться предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.
Мышление ребенка осуществляется в форме внешних ориентировочных действий и называется наглядно-действенным.

Главная задача раннего возраста - учиться воспринимать мир и выделять его отдельные свойства.
Задача родителей - поддержать и стимулировать познавательный интерес ребенка.
Важно эмоциональное вовлечение взрослого в совместную игру, то как он преподносит ребенку тот или иной предмет и передает способ действия с ним. Важно, чтобы занятие не было слишком простым, всегда должен быть простор для познания нового, для фантазии. Ведь игрушки отличает от других предметов, которые окружают ребенка, именно это - свобода действия. Действия с игрушками должны быть свободными.
Ребенок познает, как действовать с предметом. Затем, воспроизводя одни и те же действия, переносит действие на другие предметы, обобщая это действие, и таким образом играет = осуществляется отделение действия от предмета. Итак, очень важно для родителей в этот период - обеспечить свободу действия с игрушками.

Процессуальная игра
Обязательно нужны ребенку в этом возрасте игрушки для процессуальной игры (например, элементарная посудка для кукол, кроватка и ванночка). Ребенок кормит куклу, укладывает спать, купает и пр. По большому счету, это еще не та самая настоящая развернутая игра, которая происходит у ребенка позже, поскольку она не стала игрой для самого ребенка. Пока это повторяющиеся действия, хаотичные, бессюжетные, но они очень важны для ребенка, для его дальнейшего развития.
С развитием речи и воображения происходит очень важный момент - ребенок становится способным переносить значение с одного предмета на другой = важно использовать предметы заместители - простые предметы, которые могут быть в игре чем угодно: кубики, шарики, палочки, тряпочки, которые могут выполнять роль любых других предметов (кубик может быть стулом, кусочком хлеба, и т.д.)
НО без активного и грамотного участия взрослого в игре игровые замещения невозможны.
Первые проявления детского творчества в раннем возрасте проявляются именно в игре, главным образом в замещающих действиях.

Типы игрушек для раннего возраста:
Пирамидки
Вкладыши
Транспортные игрушки
Составные картинки
Мозаики
Материалы для рисования, лепки, аппликации
Кубики и конструктор
Образные игрушки
Книжки и картинки
Кукольное хозяйство
Динамические игрушки
Игрушки для песка и воды
Музыкальные игрушки
Игрушки для физического развития

Дошкольный возраст:
На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.
В дошкольном возрасте наступает расцвет настоящей игры: роль, воображаемая ситуация, сюжет, правила…

Типы игрушек для дошкольного возраста:
Образные игрушки
Кукольное хозяйство
Транспортные игрушки
Игры с правилом
Книжки
Составные картинки и пазлы
Мозаики
Наборы для творчества
Материалы для рисования, лепки, аппликации
Музыкальные игрушки
Конструкторы
Атрибуты роли
Наборы для режиссерской игры
Кукольный театр
Игрушки для песка и воды
Динамические игрушки
Предметы неопределенного назначения
Игрушки для физического развития

В эксперименте принимали участие:
Корней и Андрей Балдины
Арина Шарова
Алиса и Амина Ганиевы
Полина Филиппова
Коля Гиль
Макар Кузнецов

Мы бладарим наших друзей и партнеров по фотопроекту  - магазин "Куби Руби" kubirubi.ru за предоставленные игрушки.
А также, магазин оригинальной детской одежды Mintymoon.ru

Фотографы Алина Щерба и Анастасия Некрасова
Текст составлен Ириной Филипповой и Евгенией Ганиевой

Previous post Next post
Up