Памяти Ф.А. Щербины

Feb 10, 2024 11:28





Ф.А. Щербина

Памяти Ф.А. Щербины

Первые кубанские литературно-исторические чтения

Краснодар, 1999

Карачевцев В.Ф.

«Ф.А. Щербина и В.Г. Короленко в Джанхоте»

В конце 80-х годов, когда Геленджик только начинал развиваться как небольшой и дешевый курорт, Ф.А. Щербина построил здесь дом с хозяйственными постройками, оранжереей и садом. Вскоре он облюбовал неподалеку от Фальшивого Геленджика (сейчас - село Дивноморское) совершенно необжитое, заросшее кустарником и лесом ущелье, выходящее к открытому морю небольшой живописной бухтой, приобрел там земельный участок (около 100 десятин), проложил к нему дорогу от Фальшивого Геленджика и построил капитальную усадьбу с двухэтажным особняком, каменными флигелями для прислуги и различных служб, скотным двором и большой каменной винодельней, разбил большие виноградники и сады. Своему имению ученый дал название “аул Джанхот”, вероятно, по имени адыгейского узденя, аул которого был здесь когда-то. Позже это название перешло на имения соседних землевладельцев, а затем и на возникший в ущелье хутор.

Писатель Владимир Галактионович Короленко познакомился с Щербиной Ф.А. в начале 90-х гг., когда жил в Нижнем Новгороде. Судя по письмам родственников, вся семья Короленко В. Г. и его младший брат Илларион Галактионович, работавший страховым инспектором в Сибири, тоже были знакомы со Щербиной. Позже, живя уже в Петербурге, писатель часто встречался с ученым в редакциях столичных журналов.

Но только в 1898 году судьба свела Короленко В.Г. и Щербину Ф.А. поближе.



Брат писателя в последние годы часто жаловался на свое здоровье, мечтал приобрести на Черноморском побережье земельный участок (участки здесь были сравнительно дешевые), бросить службу и заняться хозяйством. Он просил съездить на Черноморское побережье и подыскать для него землю. Писатель, зная, что Федор Андреевич имеет усадьбу в Джанхоте, обратился к нему за советом. Тот любезно согласился помочь и пригласил Короленко к себе в Джанхот. Писатель приехал 2 июля (ст. ст.) 1898 г. Щербина Ф.А. радушно встретил его, показал свое хозяйство, два дня лазал с ним по горам, знакомя с соседним земельным участком и принял самое деятельное участие в оформлении купчей сделки.

Предыдущий хозяин участка, надворный советник из Воронежа, которого Щербина Ф.А. три года назад сагитировал приобрести землю, ничего капитального здесь не построил и не возделал, а приезжал только на отдых. Щербине Ф.А. это не нравилось - он хотел иметь своими соседями людей деловых, которые усадьбы строили бы капитально, возделывали бы виноградники и сады, занимались хозяйством и вкладывали свои средства в благоустройство и поднятие культуры необжитого еще побережья. Разумеется, Щербина Ф.А. надеялся на писателя и его брата и хотел, чтобы они были его соседями по имению. Живописное глухое ущелье и продаваемый участок писателю понравился, о чем он подробно написал брату, советуя купить землю и очень тепло отзывался о Щербине как о человеке энергичном и предприимчивом, готовом оказать всяческие услуги.

Брат писателя, Илларион Короленко, оправдал надежды Щербины: купил землю (1899 г.), проложил дороги, разбил плантажи для садов и виноградника, по рисункам брата-писателя и при его непосредственном участии построил двухэтажный дом (1902), в котором затем каждое лето отдыхали все родственники Короленко и их друзья. В 1912 году Илларион Короленко построил флигель, хозяйственные помещения, благоустроил усадьбу и поселился здесь с семьей.

Писатель приезжал в Джанхот 9 раз, с 1898 по 1915 г., в основном летом на несколько месяцев, иногда дважды в год. Отдыхая, успешно занимался литературным творчеством, часто встречался с Ф. А. Щербиной.

Несколько раз они ездили верхом на лошадях через горы в ближайшие селения, в интеллигентскую земледельческую колонию “Криница”, в хутора переселенцев. Щербину Ф.А. всюду хорошо знали, уважали за глубокие знания жизни земледельческих хозяйств, за деловые советы и оказываемую им помощь. Летними вечерами на веранде дома Короленко часто собиралась большая компания из хозяев и гостей. Бывал там часто и Ф.А. Щербина За чаепитием засиживались допоздна, делились новостями о событиях в стране и в мире.

В 1903 году Ф.А. Щербина, снова попав в число политически неблагонадежных, был административно выслан из Воронежа в свое джанхотское имение под гласный надзор полиции, где приступил к работе над капитальным трудом “История Кубанского казачьего войска”. И наверняка, он нашел в писателе достойного собеседника, прекрасно понимающего проблемы казачьего сословия, так как тот сам глубоко изучал архивные материалы уральского казачества времен Пугачева, изъездил не одну уральскую станицу, беседовал со старыми казаками и написал свой замечательный очерк “У казаков”.

В.Г. Короленко и Ф.А. Щербина по своим характерам были людьми разными, они работали в разных областях и вращались в разных кругах, но в их прошлой жизни, особенно в молодые годы, было столько много общего, что это сближало их, давало темы для бесед при встречах, делало их интересными друг для друга.

Короленко В.Г. восхищался работоспособностью, энергичностью Щербины Ф.А. и был признателен ему за ту помощь и поддержку, которую он оказывал брату, но друзьями они не стали. После последнего приезда Короленко В.Г. в Джанхот на похороны своего брата (1915 г.) встречи их прекратились и жизненные пути разошлись.

* * *

Ссылка на источник

Previous post Next post
Up