Первый небольшой самостоятельный маршрут

Dec 04, 2022 16:37

1.


С первого самостоятельного полета на планере прошло всего два месяца, а события, меняющие меня как пилота, одно за другим, нескончаемым потоком происходили так стремительно, что я даже не успевал все записать.
Я за два дня отлетал пятнадцать самостоятельных кругов, с косым, порывистым ветром, уверенно, так как не припомню в Адагуме ровного ветра по полосе за все время моего обучения в принципе! Я уже спокойно захожу на посадку, что с востока, что с запада, с боковиком под 90 градусов к полосе, в дождь, но так и не освоил до конца все правила радиообмена и ДОСААФовскую разметку аэродрома. Адагумская муштра, во всей своей красе:) Акценты расставлены только на самом главном, остальное почитаем в книжках.

Пришло время самостоятельного вылета на парение. Необходимо слетать с инструктором упражнение на поиск подходящего поля для приземления вне аэродрома (площадки), правильно выбрать, правильно осмотреть, зайти на посадку. Потом вызвать эвакуацию, сообщив о месте посадки и улететь за самолетом-буксировщиком с площадки на коротком фале, стартовав с крыла без помощников. Ух, звучит мощно, ответственно и сложно. Выбор площадки приземления вне аэродрома - огромная ответственность. Ну, не проблема, мой опытный и мудрый наставник не бросит меня на произвол судьбы, слетаем пару площадок, я на практике все усвою и буду уверен и подготовлен. Ну, типа:)

- Лех, завтра в зону на парение летишь. Сам. Радиус - 10 км от точки, дальше не отходи, оставайся в зоне долета.
- Жень, а площадку слетаем же?
- Нет. Полей нет вокруг подходящих, все в посевах. Забудь про площадку. Никаких площадок!

Все дело в том, что завтра отличный прогноз на парение. Женя устал торчать на взлетке с рацией в руках, ему надоело спать в задней кабине, пока его катают по кругам курсанты, в мыслях его только одно: Янтарь Стандарт и возможность вжарить на маршрут, подальше от забот:) Ранее, я прилично налетал с Женей и Виталием в зонах, мы парили, я сам крутил потоки и иногда строил переходы. В принципе, у меня неплохо получалось для парапланериста, изредка заглядывающего на аэродром. Женя считает меня готовым. Я как всегда полон сомнений на свой счет :)

День «Икс» настал. Короткий инструктаж, мол, лети-крути, смотри долет, кайфуй, мне пора. Женя прыгнул в Янтарь и улетел на разведку погоды. С момента его старта и до самого вечера я Женю больше не видел. В принципе, он как и всегда был прав, со всеми задачами я справился, хотя и переживал.
Отшвартовав вверенный мне Бланик, установил батарею, проверил отсутствие струбцин и прочих привязей, открыл приемники внешнего давления, выкатился на взлетку, разместил приборы в кабине: свой старенький Флаймастер из парапланерной молодости (навигационный инструмент с вариометром и GPS) и обычный мобильный телефон на андройде с установленным XCSoar (специальная навигационная программа). Высотомер на 0, триммер руля высоты на пикирование, чек радио. Я один на старте, готовлю аппарат. Круто же:) Подрулил буксировщик, я нашел выпускающего, готового сопроводить меня за крыло, чтобы оно не лежало на земле при разбеге. Парашют надет, подогнан, пора в кабину. Мысль в моей голове: стоп, а я ТОЧНО ВСЕ отшвартовал и убрал с рулей? Закрываю фонарь и по-новой иду осматривать планер:) Прохожу от носового обтекателя к правой стороне, хвостовое оперение, левая сторона планера. Да все, вроде. Точно?
Замечаю Сашу - второго адагумского инструктора, тот пристально следит за моей возней и улыбается. А мне не до смеха, мне лететь сейчас на маршрут. Самому, впервые! Перед самостоятельными полетами по кругу планер проверяет и готовит инструктор, а при полете в зону самостоятельно и контроль предполетный также - самостоятельно. Сложно описать этот предстартовый мандраж человеку, незнакомому с первым самостоятельным полетом. Это не страх, а какое-то навязчивое волнение и желание убедиться на 200% в том, что казалось бы и так очевидно.
Осмотрев планер по второму кругу я наконец-то уселся, пристегнулся. Взгляд снова скользнул по триммеру, высотомеру. Сейчас это случится. Закрылки убраны. Я полечу сам, надо выпарить, зацепиться за поток и не сесть в первые же минуты после взлета. Интерцепторы убраны, на замке. Главное, не накосячить на посадке. Радио включено. На взлете бы еще не накосячить. Какой ветер? Где там колдунчик? Выпускающий подошел с фалом и целится в замок под носовым обтекателем. В его действиях спокойствие, как будто он не планер в первый полет по маршруту отправляет, а за сигаретами сходил. Как там триммер у меня? На пикирование? Точно? Шлепок по носу планера, открываю замок. Интерцепторы точно убраны? Закрываю замок. Вильга на малом газу стоит впререди, готовая к разбегу, обдувая волнами спутной струи фонарь моего Бланика, заставляя его немного подергиваться. Какую ногу дать при разбеге-то? Где там ветер… Хлоп, защелкнул фонарь, дал команду на выбор слабины фала, фал выбран. Жарко. Форточка открыта? Открыта. А триммер как, точно на пикирование?)
Секунду жду и сообщаю о готовности к взлету, РП в ответ дает команду на взлет буксировщику. Вильга потянула, взревев двигателем и все мысли, всю суетливость и неуверенность моментально вынесло из моей головы. Просто взлет, небольшой контроль бокового ветра на разбеге, отрыв на 90 км/ч, небольшой крен для парирования боковика, отрыв буксировщика от земли и мы пошли набирать высоту. Несколько размашистых кругов над аэродромом, спустя несколько минут на моем высотомере 800 метров, дергаю отцепку и самолет с правым креном лихо уходит вниз на малом газу. Дальше я сам.
Этот полет я надолго запомню. Летал три часа на высоте около 1400 метров над аэродромом. Погода сказочная! Потоки предсказуемые и широкие, легко поднимают меня к самой кромке облаков. Понимаю, что пилотирую еще корявенько, но улетел с первого раза, даже не пришлось садиться и перестартовывать.

2.


Взяв курс на красивое облако, к которому меня подтащил самолет перед отцепкой, ощущаешь остатки волнения, которые исчезают с первыми признаками восходящего потока. Немного потряхиваний и рули приятно наливаются тяжестью, воздушная скорость на указателе немного растет, поставленный в левый крен планер отзывается легкой и приятной перегрузкой. Все. Включаются старые парапланерные наработки с потоком. Все, что мне нужно - это трель моего старенького Флаймастера, поток уже никуда не сбежит. С каждым оборотом в спирали моя высота увеличивается, планер несколько неуклюже пытается соскользнуть на крыло, подгуливает скорость в разворотах, но я уверенно держусь в воздухе и не спускаюсь ниже 1000 метров. Налетав три часа, почувствовал усталость, стало сложнее контролировать планер в спиралях, исчезла плавность работы рулями. Еще долгое время для меня будет довольно волнительно заходить на посадку после длительного нахождения в воздухе. Обычно я буду возвращаться уже изрядно уставшим как морально, так и физически. Бланик не отличается повышенной комфортабельностью, а зеленый пилот еще не способен контролировать полет "на автомате". Каждое действие требует повышенного внимания. Частично я решал эту проблему яблоками, которые выполняли роль ментальной батарейки, старался воду пить почаще, особенно в жаркие дни без облаков. С физической усталостью уже ничего не поделать. Пилот в Бланике не может разместиться с комфортом. Несмотря на обилие взятых в полет мягких подушек под зад, под голову, согнутые постоянно в коленях ноги затекают через 3-4 часа. Посадка, как один из самых ответственных моментов отбирала последние силы и иногда приходилось бросать еще работающие облака, чтобы приземлиться и отдохнуть. Волнение прошло часов через двадцать самостоятельных полетов, на более комфортабельном планере АС-4, но это совсем другая история:)

3.


4.

image Click to view


Previous post
Up