Из всей нашей Восточнопрусской саги мне осталось описать только сам областной центр - Калининград (нем. Кенигсберг). Город большой, с богатой историей, но тяжелой судьбой, постигшей многие населенные пункты Восточной Пруссии в ХХ веке. Что в случае с Кенигсбергом особенно обидно: до 1944 года это был не только центр, но и самый красивый с точки зрения архитектуры город региона. Его исторический центр был фактически уничтожен в ходе английских бомбардировок августа 1944 года, а то, что осталось, погибло при штурме города советскими войсками в апреле 1945 года. Советская власть чужим наследием не дорожила: многие руины и полуруины были снесены в 1960-х гг (тогда же было уничтожено и то, что осталось от королевского замка). По этой причине в центральной части города до нас дошли лишь отдельные здания, самое известное из которых - кафедральный собор, выстроенный в 1333-1380 гг на небольшом острове Кнайпхоф на реке Преголя. Он тоже пострадал от бомбардировок и обстрелов, долго стоял руиной, а 1990-е был наконец восстановлен. Внутри нынче музей, в котором я
была когда-то давно - в этот раз мы туда не пошли. После всех разрушений удивительным образом сохранилась та стена собора, к которой пристроена т.н. Стоя Канта - неоклассицистическая гробница, возведенная в 1924 г к двухсотлетию со дня рождения философа на (предполагаемом) месте захоронения Иммануила Канта.
В историческом районе Альтштадт и сопредельных с ним районах можно увидеть еще несколько сохранившихся старых зданий, но все они стоят разрознено, принадлежат к разным историческим периодам и по указанным выше причинам цельного ансамбля не составляют. Это и Штадтхале (1907-1912 гг), в которой сейчас разместился художественный музей, и домик смотрителя Верхнего моста (1899 г) через Преголю, и геометрическая Кройцкирхе, выстроенная в 1930-1933 гг.
От городских укреплений Кенигсберга уцелели крепостные сооружения Внутреннего кольца, возникшие в 1840-1860-х гг: несколько довольно красивых краснокирпичных ворот и приземистых башен. В этот раз мы специально к ним не ходили, в основном, фотографировала их по пути или из окна автобуса.
Кафедральный собор Кенигсберга (1333-1380 гг) со стороны нефа.
Фасад собора с колокольней.
Стоя Канта - гробница, возведенная в 1924 г на месте предполагаемого захоронения философа в честь 200-летия со дня его рождения. Эта часть стены собора с надгробием лучше всего пережила военные разрушения.
Стоя изнутри. Традиция хоронить профессоров Альбертины рядом со стенами собора реально существовала. Но, насколько я понимаю, точное место захоронения Канта так и не было окончательно установлено.
В стену собора вмурована плита с эпитафией Иоханну фон Крейцену и его жене Еуфемии (XVI в). Эпитафия Урсуле фон Пудлиц (1612 г).
С острова Канта видна Рыбная деревня - первый новодел в стиле "святая прусь".
Синагогу Кенигсберга, не пережившую фашистский погром и бомбардировки 1944 г, восстановили в 2008-2011 гг. А вот стоящий рядом с ней еврейский сиротский приют сохранился с 1904-1905 гг.
Герцог Альберт - основатель Кенигсбергского университета. Памятник ему был утрачен в советское время и восстановлен в 2005 г. А вот памятный знак в честь профессора теологии Альбертины Юлиуса Руппа сохранился с 1909 г, только барельеф с портретом новый.
Дом смотрителя Высокого моста был построен в 1899 г рядом со старым мостом (снесенным в 1938 г).
Жилой дом с аптекой на ул. Дзержинского (нач. ХХ в). Скульптура на фасаде Фридландских ворот.
Фридландские ворота (1857-1862 гг)
Бранденбургские ворота были выстроены еще при Фридрихе II в 1755 г, но перестроены в 1843 г. Лет 10-15 назад под ними еще ходили трамваи.
Росгартенские ворота (1852-1855 гг)
В башне Дона (1853 г) работает музей янтаря.
Административное здание компании "Карл Петерайт АГ" (1936-1937 гг) на ул. Октябрьская.
Кройцкирхе (1930-1933 гг) со стороны апсиды.
К алтарю кирхи примыкает пристройка с переходом.
Внутри церкви все новое. Этот иконостас украшен вставками из янтаря.
Крестовоздвиженская церковь - бывшая Кройцкирхе, выстроенная в 1930-1933 гг.
От острова Канта Ленинский проспект ведет к Южному вокзалу, здание которого, выстроенное в 1929 г, относится к стилю новая вещественность, популярном в Германии в 1920-е гг. Для него характерно ритмическое членение фасада декоративными и конструктивными элементами, а также декор в виде угловатых каменных скульптур и рельефов, сюжеты которых часто бывают необычны. Все эти черты ярчайшим образом представлены в грандиозном здании почтамта (1930 г), чьи порталы украшены рельефами весьма декадентского вида.
Еще одно здание того же стиля - переговорный пункт Прегель (1928 г) - тоже находится не так далеко от вокзала, в Малом переулке. В нем тоже самая интересная часть - портал, украшенный горельефами на тему связи людей посредством телефона. В этом районе стоит также обратить внимание на бывшую кирху Святого семейства, выстроенную в 1907 г, в которой сейчас размещается филармония им. Е. Светланова.
Здание церковно-общинного дома "Хаберберг" (1911 г) на ул. Богдана Хмельницкого.
Кирха св. Семейства (1907 г), в которой сейчас размещается филармония.
Кирха со стороны нефа и алтаря.
Ливневая решетка немецкого времени.
Здание почтамта построено в 1930 г рядом с Южным вокзалом. Это яркий образец стиля новая вещественность.
Почтамт - детали фасада.
Входим в арку и видим внутренний двор почтамта.
Самое интересное здесь - порталы. Даже двери, похоже, сохранились аутентичные.
Сюжетные рельефы порталов почтамта.
Главная их тема - новые технологии связи.
Хотя рассматривать и гадать об их содержании можно долго.
Здание Южного вокзала (1929 г).
Самая заметная деталь фасада вокзала - огромный ризалит.
Дебаркадеры Южного вокзала.
Вид дебаркадеров изнутри.
Корабли в устье Преголи.
И еще окрестности Южного вокзала: один из корпусов госпиталя св. Георга (1894-1897 гг) на ул. Краснооктябрьская.
Портал госпиталя.
Здание переговорного пункта "Прегель" (1928 г). По ритмичному членению стен понятно, что мы видим образец стиля новая вещественность.
Сюжеты его портала - связь людей посредством телефона.
Изломанные фигуры в неестественных позах характерны для этого архитектурного стиля. Недаром в годы третьего рейха новая вещественность была не в чести как одно из направлений дегенеративного искусства.
В том же Малом переулке стоит здание школы повышения квалификации (1914 г) - самое большое школьное здание Кенигсберга.
Здесь же неподалеку жилой дом рубежа XIX-XX вв.
Характерный для стиля новая вещественность геометрический портал переговорного пункта "Прегель" (1928 г).
Если по набережной Нижнего пруда двинуться от кафедрального собора на север, можно попасть в еще один район респектабельных вилл и особняков - Марауненхоф. Это один из районов Кенигсберга, относительно благополучно переживших все бури ХХ века. Уже в XXI веке его несколько испортили высокие заборы и неумеренное рвение в евроремонте. По спискам здесь более 100 памятников, но интересных среди них как нам показалось, сильно меньше, чем во всем известном Амалиеннау, о котором я еще буду рассказывать позже.
Зато в Марауненхофе мы наши еще один памятник архитектуры новой вещественности - дом Общества жилищного строительства (1929 г), чей фасад украшен забавными барельефами на тему традиционных профессий (рыболовство и сельское хозяйство).
Гораздо южнее от берега Нижнего пруда начинается улица Клиническая, где мы обнаружили заброшенное, но все еще красивое эклектичное здание комендатуры, украшенное интересными горельефами. В двух шагах отсюда можно осмотреть грандиозный ансамбль Росгартенской народной школы (1874 г).
Рельефы дома Общества жилищного строительства (1929 г) изображают традиционные профессии Восточной Пруссии. Это, как видите, рыбак.
Дом Общества жилищного строительства (1929 г) и рельеф с символом сельского хозяйства. В левом верхнем углу - рог изобилия.
Вторая традиционная профессия региона - рыбак, рядом с которым видны изображения рыбы и раковины.
Портал здания - общий вид.
По сторонам от него - аллегории лета и осени.
А это аллегории весны и зимы со знаками зодиака.
Виллы Марауненхофа относятся к рубежу XIX-ХХ вв.
Попадаются здест и новоделы (?), не портящие, впрочем, общей картины.
Вилла в югендстиле рубежа XIX-XX вв.на ул. Лермонтова.
Католический костел святого Адальберта выстроен недавно. Старый храм с одноименным посвящением не сохранился.
Здание комендатуры (1888-18889 гг) с горельефами на ул. Клиническая...
На его рельефах изображены Марс..
...а также орлы с гирляндами из листьев.
Здание Росгартенской народной школы (1874 г) на ул. Боткина.
Еще один весьма интересный квартал находится к востоку от площади Победы. Это район бывшей ярмарки (а сегодня - центрального городского рынка), устроенной в центре Кенигсберга в середине XIX века. Основное, что здесь продавали, - это разнообразная техника, в производстве которой Германия сильно опережала своих восточных соседей. Недаром главное здание ярмарки, дошедшее до наших дней, это дом техники - еще один великолепный образец стиля новая вещественность.
Целый квартал здесь занимает громадина школы Гинденбурга (1914 г), фасад которой также украшают фигуры-аллегории.
Улица Профессора Баранова. Башня Врангель (1843-1860 гг).
Здание Дома техники построено в стиле новая вещественность в 1923-1925 гг.
Крыльцо Дома техники очень выразительно и считается шедевром стиля.
Дом техники с другого фасада.
Страшноватые рельефы украшают фасад здания: Мастеровые..
И еще скульптура оттуда же - Каменотес.
Здание Центрального рынка нач. ХХ в.
Школа Гинденбурга (1914 г) - одно из самых больших зданий города.
Фасад школы Гинденбурга...
...венчают неоклассические фигуры, символизирующие географию, ботанику, зоологию.
И еще фигурки с фасада.