Верхнетоемский район, как и многие другие регионы Архангельской области, богат на памятники деревянного зодчества - как гражданские, так и культовые. Проблема в том, что многие из них отличаются сложной транспортной доступностью: куда-то вообще нет дороги, где-то она есть, но проехать по ней могут не только лишь все. Именно с такими случаями мы столкнулись в этом году, так что пришлось постараться с решением вопросов логистики.
Первым таким объектом стала Соезерская пустынь - деревянный монастырь на берегу красивейшего Соезера, окруженный кедровыми рощами. Добраться сюда можно пешком или на машине от поселка Поперечка. Проблема лишь в том, что до Поперечки адекватной автодороги, считай, нет. Единственный способ сюда доехать - воспользоваться Авнюгской узкоколейкой, по которой трижды в неделю ходит поезд, состоящий из одного вагона. Дорога длиной в 30 км, проходящая по болотам и лесам, занимает около 2-х часов, потому что она давно не подвергалась капремонту. Сейчас частенько прямо перед паровозом бригаде приходится чинить путь, выравнивая рельсы и меняя шпалы.
Мы же в Поперечку добирались на дрезине, о которой можно договориться с Борисом Петровичем Скуминым - человеком, благодаря которому в Поперечке есть хоть какой-то туризм, а сама УЖД функционирует до сих пор. Он же при необходимости организует ночлег и питание в хостеле, который мы для себя нарекли Поперечка-Хилтон. Это довольно большое деревянное здание (то ли бывшая школа, то ли сельский клуб), где установлено довольно много кроватей, организована кухня и столовая. Умывальник самый простой (воду заливаешь и ведро с помоями выносишь сам), а туалет "типа сортир" находится на улице. Впрочем, хорошо, что здесь вообще есть ночлег, тем более, что хозяйка хостела - приветливая и гостеприимная Валентина - вас еще и вкусно накормит.
Мы же, заселившись и поужинав, отправились пешком в Соезерскую пустынь, находящуюся отсюда примерно в 3,5 км. Дорога идет по прекрасному хвойному бору. В монастыре сохранились деревянные колокольня XVII в и Троицкая церковь 1750 г. Храм утратил купола, но недавно был законсервирован волонтерами «Общего дела». Оба памятника стоят посреди роскошной кедровой рощи. К августу орехи в шишках уже начали созревать - и птицы-ореховки роились над кедрами в изрядном количестве. Выщелкивая орешки, птицы роняли шишки на землю. Мы собрали их два-три десятка, из которых впоследствии удалось извлечь пригоршню довольно вкусных молодых орешков.
Переночевав в Поперечке, на следующее утро мы вернулись в поселок Авнюгский уже на рейсовом поезде. Если дрезина преодолела этот путь за час, то поезд шел почти два: по пути пришлось менять самые трухлявые шпалы (в одном месте тепловоз опасно накренился и чуть не сошел с рельсов - обычное дело для этой УЖД).
Пейзажи по дороге в Поперечку: болота...
А вот сама Авнюгская узкоколейка
Мост на УЖД.
И снова болото.
И лесные реки...
Дрезина, на которой мы ехали в Поперечку,...
И суперпоезд, на котором выбирались обратно.
А внутри вагона все красивое, покрашенное и расписанное.
Наш хостел - Поперечка-Хилтон :)
Соезерская пустынь, состоящая из колокольни XVII в и Троицкой церкви 1750 г постройки.
Троицкая церковь поближе (1750 г).
Внутрь мы не попали, но через щель в двери видно, что внутри пустовато.
Дверной портал и его резные детали.
Церковь с апсиды и колокольня в лесах.
Соезеро - прекрасное...
... и даже теплое в этом августе.
Кедровая роща вокруг Соезера и монастыря.
Кедры (вернее, кедровые сосны) очень красивы. В центре кадра видна птица ореховка.
Бурундук тоже пришел за орешками.
Мы их тоже собрали немного - ради тех орешков, что не успели склевать птицы.
Троицкий храм (1750 г) Соезерской пустыни.
Добравшись, наконец, до нашего автомобиля, двинулись в сторону Архангельска. По пути сделали две остановки в селах, где сохранились расписные дома со львами: в Гридкино и в Чащевице.
Но главное в этот день было еще впереди. До куста Юмиж от трассы Верхняя Тойма - М8 путь не такой длинный - всего 15 км. Но преодолевать их даже на Дастере и по очень сухой погоде нам пришлось около часа. Особенно нелегко было преодолевать гати на крутых подъемах. Это была самая плохая дорога за всю эту поездку, впрочем, мы об этом знали и были морально готовы.
Юмиж, несмотря на свою труднодоступность, оказался живым и многолюдным. Мы, прежде всего, нашли здесь расписной дом, на фасаде которого еще можно различить львов в динамичных позах. А вот изображения птиц на свесах кровли, сохранились намного лучше.
Еще один интересный объект в Юмиже - деревянная церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1926-1929 гг (!), находится в самом дальнем поселении куста - Николаевском селе, расположенном на другом берегу речки Юмиж. Сюда можно добраться пешком по какому-то мосту, но мы этого пути не знали и попытались проехать на автомобиле. В итоге, последние пару километров пути пришлось преодолевать пешком, переплывать на лодке с местными жителями, а потом еще и форсировать вброд небольшую речку Юмиж, продираться сквозь заросли высокой травы и даже идти сквозь прекрасный бор-беломошник.
Гридкино. Лев на фасаде расписного дома 1928 года.
Гридкино. Расписной дом 1928 года.
Но львы на нем вполне традиционные.
Дата росписи и цветы на фронтоне.
Лев с человеческим лицом.
Расписной дом в Чащевице я показывала
раньше, потому в этот раз сняла только этот ракурс.
...и птицу на курьих ножках.
Дорога в Юмиж - куропатки на прогулке.
Юмиж - место труднодоступное и глухое, и потому до крайности аутентичное. При этом, кстати, на удивление многолюдное.
Традиционные северные дома с коньками на крышах.
Расписной дом - красавец в Юмиже.
На фронтоне - львы, на свесах - птицы и растения.
И дата - 1903 г.
Львы, правда, видны уже не очень хорошо.
Хотя еще можно разобрать, что были они довольно свирепые и в динамических позах.
Птицы на свесах сохранились намного лучше.
Еще один старый дом в Юмиже и кедр перед ним.
Крышу венчает традиционный конек.
Речка Юмиж и сельские дома над ней.
Бор-беломошник по дороге в Никольское село (самое отдаленное из куста Юмиж).
Белый мох поближе.
пейзажи по берегам Юмижа.
Никольская церковь выстроена в селе Никольском в 1926-1929 гг взамен сгоревшей. Даты постройки, конечно, впечатляют.
Никольский храм со стороны входа.
Никольская церковь (1926-1929 гг) на берегу речки Юмиж. За ним раскинулось Никольсое село.
От поворота на Юмиж до села Великий Двор (которое находится уже в Холмогорском районе) более 250 км. Ехали мы туда ради еще одного труднодоступного памятника - Воскресенской церкви (1763-1766 гг), что в селе Погост куста Ракула. В принципе, до самой Ракулы доехать проще простого: всего пара километров от трассы М8. Вот только сам Погост со старинным храмом находится на другом берегу Северной Двины - и перебраться туда оказалось не так легко.
Еще год назад мы безуспешно высматривали здесь лодку. В этот раз поступили более предусмотрительно - поросили об организации переправы приветливую хозяйку гостевого дома в Великом Дворе Ларису. У нее же мы остановились на ночь - в большом традиционном северном доме, который и сам можно считать музеем. А на следующее утро на берегу Северной Двины нас ждал капитан моторной лодки Сергей, который и отвез нас за несколько километров отсюда в соседнюю Ракулу.
Воскресенская церковь относится к редкому типу пятишатровых храмов. Недавно над ней также потрудились волонтеры "Общего дела", так что стабильно тяжелое состояние памятника сейчас улучшилось: внутри даже иногда проводятся службы.
Рядом когда-то стояли колокольня и зимний храм, но они до наших дней не лошли. Даже каменную Покровскую церковь 1915 года взорвали в советское время - от нее остался лишь остов.
Гостевой дом в Великом Дворе - старая северная изба.
Его интерьеры почти музейные, но здесь можно с комфортом переночевать.
Кухня гостевого дома.
В доме много старинных вещей,...
...самого разного толка.
Берестяные расписные короба
Старая мебель
...и плетеные изделия.
Вид от Северной Двины на холм с почитаемой березовой рощей.
Входим в рощу.
Кроны берез образуют своего рода купол.
Северная Двина утром.
Подплываем к деревне Погост.
Сначала идем к Воскресенской церкви (1763-1766 гг).
Ее завершение необычно - пять изогнутой формы шатров. Бревна стен храма и обшивка поближе.
Воскресенский храм внутри.
А так когда-то выглядел ракульский "тройник".
От Покровской церкви 1915 года постройки после взрыва остался только остов.