Покинув пределы Самарской области, ненадолго вернемся в Саратовскую. А именно, в правобережную ее часть, где среди меловых гор в 1556 году возникла русская сторожевая крепость Сосновка, перенесенная на нынешнее место в 1606 г. В XVIII в основу ео населения составляли старообрядцы, изгнанные из Хлынова (современный Киров). Возможно, отсюда и новое название города (Хлыновск - Хвалынск).
Приехала мы сюда уже ближе к вечеру и сразу поспешили в картинную галерею им. К.П. Перова-Водкина. Слава Богу, удалось успеть до закрытия: ведь помимо хорошей коллекции икон и картин художников нач. ХХ в, здесь в особняке потомков А.Н. Радищева (1860-е гг) сохранились интересные интерьеры стиля модерн: настенные росписи, выполненные в нач. ХХ в, одним из владельцев дома Львом Радищевым (внуком мятежного писателя). Росписи эти недавно реставрировали: к качеству реставрации есть вопросы, но зато теперь их может увидеть каждый.
В галерее собрана небольшая коллекция старообрядческих икон (в том числе, из Черемшанских скитов), а также работы художников нач. ХХ в, в первую очередь, самого Кузьмы Петрова-Водкина.
Самый известный уроженец Хвалынска - безусловно, Кузьма Петров-Водкин - один из самых ярких русских художников нач. ХХ в. Выходец из семьи старообрядцев и ученик местных иконописцев, он также оставил интереснейшие мемуары о своей малой родине «Город Хлыновск». На окраине городка сохранился родной дом художника, в котором действует его мемориальный музей, в который мы, к сожалению, не успели сходить. На улицах Хвалынска тут и там встречаются разного рода изображения то красного коня, то самого Петрова-Водкина, то его известных картин.
Из церквей в городе в более-менее целом виде сохранилась старообрядческая Крестовоздвиженская (1906-1914 гг). Есть также соборная мечеть 1913 г постройки.
Второй музей Хвалынска (историко-краеведческий) пока, к сожалению, существует в усеченном виде: большой особняк Михайловых-Радищевых (1812-1813 гг) нач. XIX в еще не открылся после реставрации, работает только отдел природы, в который для приличия поставили одну витрину с местной этнографией.
Интерьеры особняка Радищевых (нач. ХХ в, росписи Л. Радищева), в котором разместилась художественная галерея.
Дом Радищевых (1860-е гг, перестроен в 1900-е гг), где размещается галерея имени К. Петрова-Водкина.
На стене соседнего особняка - знаменитое "Купание красного коня".
Мебель нач. ХХ в.
И снова интерьеры дома Радищева с росписями.
Сюжеты росписей - мифологические и пасторальные.
...ну и романтические до кучи.
Комната в дома Радищевых с росписями и дверью в стиле модерн.
Шкафчик настенный (нач. ХХ в). Буфет нач. ХХ в.
Облицовка печи в одной из комнат дома Радищевых.
Фигурные арки в доме.
И снова фигурные двери и шкаф в стиле модерн.
Коллекция старообрядческих икон из Черемшанских скитов. Часть яруса иконостаса XIX в с иконами новозаветной Троицы, апостольского и пророческого рядов.
Троица новозаветная (XIX в).
Преставления святого преподобного Макария Египетского (XVIII-XIX вв). Спас нерукотворный (1706 г).
Пресвятая Богородица Всех скорбящих радость (XVIII - XIX вв). Троица новозаветная (XIX в).
Ангел (II пол. XIX в). Христос скорбящий (XIX в).
Старообрядческий киотный крест (XIX в).
З.С. Суконцев. Семейство художника (1861 г) - одна из старейших картин галереи.
К. Петров-Водкин. "Динарий кесаря" (1895 г) и автопортрет (1903 г).
И еще Петров-Водкин. "Семья командира" (1938 г).
Спускаемся на цокольный этаж в открытое хранилище. Красный конь Петрова-Водкина есть и в таком виде. Рядом скульптура М.Манизера.
Здесь же внизу - коллекция старинных зеркал.
Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь (1912 г).
Она же со стороны апсиды и колокольни.
Мемориальный дом-музей Петрова-Водкина (кон. XIX в).
... и его наличники.
Памятник Петрову-Водкину на центральной площади Хвалынска.
А рядом снова красный конь.
Соборная мечеть Хвалынска (1913 г). Особняк Михайловых-Радищевых (1812-1813 гг, приписывают А. Воронихину), в котором скоро откроется исторический отдел краеведческого музея.
Экспозиция музея сейчас - одна витрина с этнографией, но хоть что-то... Панга - головной убор замужней мордовской женщины.
Тухья - головной убор чувашской девушки.
Татарский головной убор и ожерелье из сердолика и янтаря с арабскими надписями.
Нетривиальный памятник Петрову-Водкину (2008 г) перед галереей его имени.
Историческая застройка Хвалынска вполне добротна, хотя каких-то значимых шедевров на улицах города мы не обнаружили. Прежде всего, обращают на себя внимание каменные здания аптеки Снегирева (1860 г), кинотеатра нач. ХХ в, пожарной каланчи (1899 г) и Городской думы (1814 г), а также деревянные дома кон. XIX - нач. ХХ вв.
Непременно стоит выйти на набережную Саратовского водохранилища (Хвалынского моря), благодаря которому в летние месяцы Хвалынск превращается в курорт локального значения.
Деревянный дом кон. XIX в на ул. Ленина. Газовые трубы, мешающие фотографированию - беда не только Хвалынска. Но здесь их как-то особенно много.
...с очень красивыми наличниками.
Еще один деревянный дом кон. XIX в.
Торговая лавка (1898 г).
Аптека Снегирева (1860 г).
Здание кинотеатра (1911-1912 гг).
Особняк юнкерской школы (нач. ХХ в).
Кондитерская Кекселя и магазин Аюкаева (нач. ХХ в)
Особняк 1860 г.
Особняк нотариуса Разумовского кон. XIX в на ул. Ленина.
Особняк купца А.С. Чертухина с воротами (нач. ХХ в).
Он же с другого ракурса.
Здание магазина Белопуховой (кон. XIX в).
Здание пожарной каланчи (1899 г) -один из символов Хвалынска.
Дом С.В. Кащеева (1908 г) - яркий пример кирпичного стиля.
Деревянный особняк (1900 г).
Здание городской Думы (1814 г).
Жилой дом (1913 г) с флигелем купца Л.Шикина.
Дом владельца мясного магазина В.М. Холодкова (XIX в).
Набережная Саратовского водохранилища (Хвалынског моря). Вдалеке видны хвалынские меловые горы.
А это, и правда, море.
В XVIII веке в меловых горах возникли Черемшанские старообрядческие монастыри. Их закрыли в сер. XIX века при Николае I, но старообрядцев в этих местах все равно осталось немало. От монастырей до нас почти ничего не дошло (причем, основные утраты там имели место совсем недавно, уже в постсоветское время), так что туда мы не ездили. А вот в населенную некогда староверами Поповку нужно съездить обязательно. Здесь в 1990-х годах этнографами был выявлен дом, выстроенный в XIX веке и сохранивший внутри крестьянские росписи нач. ХХ в. По некоторым сведениям, в то время дом принадлежал староверу Лазарю. А росписи, вероятно, были выполнены жившими у него богомазами, расписывавшими местный храм Николая Чудотворца (1910 г).
В 2011 году дом был выкуплен волонтерами и превращен в музей. Попасть в него, как ни странно, не так сложно: ключ есть у хозяев соседнего дома, которые охотно вас встретят, покажут росписи и немного расскажут об истории здания (хотя известно про него не так много). Но лучше связаться с ними заранее.
Самое известное и растиражированное изображение дома в Поповке - мирно лежащий улыбающийся желтый лев. В соседней комнате на стене написан человек, пасущий гусей (возможно, святой Трифон?). На потолке горницы есть изображения птицы и человека с веткой. Некоторые трактуют их как символы евангелистов (лев, орел и ангел). Телец, кстати, тоже нашелся на одной из стен, но это изображение плохо сохранилось и сейчас находится на реставрации. Встречаются также орнаменты, чем-то напоминающие уральский «разбел». Вообще, росписи в Поповке довольно загадочны - и практически все их трактовки не очень убедительны.
Был в Поповке еще один дом с росписями, но его спасти не успели - новые хозяева раскатали на бревна. Так что этот сохранившийся - можно сказать, уникальный экземпляр. Особенно для региона, где с деревянным зодчеством вообще не густо.
Вид на Саратовское водохранилище при подъезде к Хвалынску.
Хвалынские меловые горы. Где-то в них когда-то пряиались Черемшанские скиты, куда мы в этот раз не доехали.
Меловые горы поближе.
Пейзажи вокруг Хвалынска.
Никольская церковь (1910 г) в селе Поповка. Церковь новообрядческая, староверов в Поповке сейчас нет.
Этот дом 1860-х гг когда-то принадлежал староверу.
его декор поближе.
Еще один старинный дом в Поповке.
Гоница дома расписана почти целиком.
на одной из стен - Георгий Победоносец.
Какое-то дерево и ангел (символ евангелиста Матфея (?).
Погонщик гусей изображен на стене соседней комнаты. Предположительно, это святой Трифон...
Птица - орел (символ евангелиста Иоанна ?)
Есть здесь и телец (евангелист Лука?) на одной из стен. Но его как раз реставрируют.
Изображение херувима на одной из стен.
В простенках между окнами - деревья. Старинное зеркало.
И какой-то загадочный заяц.
Старинная утварь в соседнем здании - культурном центре.
Знаменитый лев - это живопись столетней давности, которая никогда не поновлялась.
Поповка. Росписи крестьянского дома 1906-1910 гг.