Думаю, не будет преувеличением сказать, что Екатерина II положила начало не только
немецкому Поволжью, но и старообрядческому Нижневолжью. Ведь именно после ее указа 1762 году, позволявшего бежавшим из России подданым вернуться в свое отечество, в заволжские степи стали переселяться старообрядцы из Речи Посполитой. Вокруг возникших на реке Большой Иргиз старообрядческих монастырей сформировался целый кластер поселений староверов, представлявший из себя своего рода религиозную автономию. И даже после разгрома иргизских скитов при Николае I экономический потенциал заволжского старообрядческого купечества не был утерян. До сих пор архитектурное наследие староверов сохраняется в таких городах, как Балаково, Вольск, Хвалынск, Пугачев (Николаевск) и т.д. К сожалению, осмотреть их все мы не могли, но самые выдающиеся памятники осмотреть постарались.
В этой связи особенно выделяется город Балаково, изрядно разбогатевший в XIX в на торговле зерном. В связи с этим на рубеже веков здесь было построено множество каменных особняков, некоторые из которых отличались почти столичной роскошью.
Одним из самых богатых был дом купца-старообрядца Паисия Мальцева, который, к счастью, уцелел не только снаружи, но и в части интерьеров нач. ХХ в, что позволило причислить его к памятникам архитектуры федерального значения. Проект еще при предыдущем хозяине здания разработал саратовский архитектор Ф. Шустер, но в 1910-1914 гг по заказу Мальцева его реконструировал сам Фёдор Шехтель. Внутри особняка сейчас работает музей, позволяющий ознакомиться его выдающимися интерьерами.
Особняк Паисия Мальцева (кон. XIX в, 1910-1914 гг) в стиле итальянского ренессанса.
Парапет и фронтоны на крыше дома Мальцева.
По бокам фронтона поставлены изображения грифонов.
Резные маски над окнами.
Красивая кованая решетка дома Мальцева. И такая же чугунная лестница.
Крытая веранда
Тыловой фасад и крытая веранда особняка Мальцева.
Внутренний двор особняка.
И боковые фасады также украшены резными каменными масками.
Первый же зал особняка поражает воображение. Следующий же вяглядит еще наряднее. Очень хорош его паркетный пол.
Зал в стиле рококо с богатой лепниной...
...и роскошным навершием зеркала.
Лепнина зала поближе.
Угловая гостинная. Золоченая лепнина стен и потолка зала очень сложная и вычурная.
На потолке тоже золоченая лепнина.
Чугунный камин тоже красив и наряден.
Охотничий зал с трофеями охоты на стенах.
Потолок охотничьего зала. Тематическая лепнина на стенах.
Богатая лепнина потолка охотничьего зала.
"Мавританский" потолок восточного зала.
Лепнина в мавританском стиле поближе.
Особняк Паисия Мальцева (1910-1914 гг). Угловая гостинная в стиле рококо
Исторической застройки в Балаково, на самом деле, сохранилось довольно много. У нас, к сожалению, времени на знакомство с ней было недостаточно. Мы очень многое здесь упустили, а увидели мы лишь то, что папалось нам по пути от дома Мальцева до церкви Святой Троицы (1909-1911 гг) - еще одного шедевра стиля модерн. Это точно проект Фёдора Шехтеля - выстороенный из белого жигулевского камня эффектный храм в неорусском стиле. Его стены украшают мозаики из мастерской В. Фролова. Храм не старообрядческий, однако, есть сведения, что на его строительство жертвовал деньги Паисий Мальцев. Мне эта версия не кажется правдоподобной, однако, за что купила...
В ХХ веке в Балаково было построено три электростанции - это один из крупнейших энергетических центров в Европейской России. Здесь выстроена крупнейшая плотина. Но с этой частью наследия Балакова мы не знакомились совсем - нас ждала Самарская область. А в Саратовскую мы еще вернемся - правда, через какое-то время.
Дом почетного гражданина Балакова П.А. Белякова (1901-1902 гг).
Коммерческое училища им. И. Кобзаря (кон. XIXв).
Исторические деревянные дома в Балаково тоже попадаются.
Усадьба И.В. Мамина (1910-1912 гг) - еще один образец стиля модерн в Балаково.
К сожалению, заброшенный. Но сохранивший множество колоритных деталей. Например, крыльцо.
...или лепнина - как, например, эта с драконами.
Еще один исторический дом рядом с усадьбой Судакова.
Дом крестьянина М.Е. Судакова (1870-е гг).
На фасаде виден вензель с инициалами владельца дома.
Особняк Я.В. Мамина с ограждением (1912-1922 гг).
Церковь св. Троицы (1909-1911 гг, арх. Ф Шехтель) - великолепный образец неорусского стиля, сложенный из белого жигулевского камня.
Фасад храма и его интерьер.
лепнина потолка изнутри.
На фасадах Троицкой церкви - мозаики мастерской В.Фролова. Троица ветхозаветная.
Еще одна мозаика: Спас нерукотворный.
Старинные надгробия рядом с храмом.
Главный архитектурный шедевр Балакова - церковь св. Троицы (1909-1911 гг, арх.Ф. Шехтель)
Первым городом, который мы посетили в Самарской области стал Чапаевск, возникший при оборонном заводе еще до революции как поселок Иващенково. И сейчас это крупнейший центр химической промышленности. Но туристу он интересен не этим, а стоящим посреди городского сквера великолепным храмом Сергия Радонежского (1916-1918 гг). Это прекрасный образец стиля модерн в его неорусском изводе.
Поражает воображение богатейший внешний декор храма, который, кстати, возник уже в годы гражданской войны (!). Церковь потихоньку восстанавливается: в советское время здание использовалось не по назначению и сильно пострадало. Тем не менее, ее майолики все равно прекрасны.
Сергиевская церковь, как и Троицкая в Балаково, также никогда не была старообрядческой, но мне кажется, неспроста два самых выдющихся памятника церковного модерна Нижней Волги появились именно в этих краях.
Чапаевск. Майолики Сергиевской церкви (1916-1918 гг): Иоанн Креститель и Спаситель.
Церковь Сергия Радонежского (1916-1918 гг) - яркий пример неорусского стиля.
Храм со стороны колокольни.
Обходная галерея церкви богато украшена майоликой.
Майолики есть и на барабаназ куполов, и в закомарах.
Очень хорош и лепной декор церкви - стилизация под русское узорочье.
Рядом с храмом сохранился столбик ограды.
Майолики Сергиевской церкви: серафим.
Над входом майолика со сценой благословения Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Мамаевым побоищем.
И многочисленные изображения святых: св. Николай и евангелист Матфей.
Евангелисты Иоанн и Марк.
Евангелист Лука.
Святой Дух.
Господь Саваоф
Спас нерукотворный.
Многочисленные орнаменты из майолики.
Скрижали Завета.
Чаша Христова.
И еще растительный орнамент.
Райские птицы.
Интерьер храма обновлен недавно.
Думаю, его расписали заново.
Внутренняя архитектура здесь тоже впечатляет.
Сюжеты из жития Сергия Радонежского: сцена с медведем.
Иконостас церкви и расписные своды храма.
Св. Сергий в детстве.
А со старообрядческим Нижневолжьем мы не прощаемся и вернемся сюда через какое-то время. Но сначала будет Самара и ее окрестности, которым будут посвящены несколько следующих постов.