На улицах Саратова помимо золотых огней, молодых парней и многочисленных зданий в стиле модерн встречаются и классицизм, и эклектика, и кирпичный стиль кон. XIX в. Классицизм стоит искать ближе к Волге - например, на улице Радищева, где сохранилось несколько административных зданий I пол. XIX в. Также в районе улицы Чернышевского еще можно встретить памятники деревянного зодчества, которых сейчас в городе осталось совсем немного.
Поскольку Саратов на протяжении почти полутора веков был крупным производственным, торговым и логистическим центром, то до сих пор на берегу Волги можно увидеть здания производственного назначения. Самыми яркими из них считаются мельницы, например, роскошная мельница Рейнеке, выстроенная в 1879 г.
Ул. Радищева. Здание присутственных мест (1807-1812 гг) - губернский классицизм.
Усадьба Вице-губернатора В.П. Александровского (I пол. XIX в
Усадьба Шмидта (кон. XIX - нач. ХХ вв)...
... и ее кованые балконы и портики.
Фельдшерская школа (1896 г, арм. А.М. Салько).
Еще классицизм с ул. Чернышевского - усадьба городского головы Никитина (II пол. XIX в).
Ансамбль Александровской больницы. Здание бактериологической станции (1900 г).
Усадьба саратовских губернаторов (1903-1904 гг), где жил также в годы своего губернаторства П.А. Столыпин).
Здание клиники глазных болезней (1904 г. арх. П. Зыбин).
Музей усадьба художника Виктора Борисова-Мусатова, который мы увидели, к сожалению, лишь снаружи.
Ставни дома Борисова-Мусатова.
Особняк в стиле модерн 1910 года на ул. Провиантской
И его характерная лепнина
Выходим на Соборную улицу. Особняк Корбутовского кон. XIX в.
Саратов деревянный - уходящая натура.
И еще деревянные дома у Волги.
Наличника Нижнего Поволжья. Особняк Рейценштейн кон. XIX в. Атланты дома Рейценштейн.
Особняе Рейценштейн (кон. XIX в).
Мельница Рейнеке (1879 г) со стороны реки.
Мельница Рейнеке (1879 г) спрятана за высокин забором. Но на забор можно влезть :)
Как я уже
писала в первой части, начинался Саратов также от берега Волги. В 1689 году в Саратовской крепости был заложен каменный Троицкий собор, дошедший до наших дней. Поскольку строили его служившие здесь московские стрельцы, то и стиль здесь был выбран московское (нарышкинское) барокко.
Троицкий храм стоит недалеко от речного вокзала. Не могу сказать, насколько активно он функционирует сейчас, но экскурсионные кораблики бегают здесь вдоль волжского берега довольно бодро. На один из таких рейсов мы взяли билеты, так как это был самый доступный и быстрый способ покататься по Волге - у нас ведь было поволжское путешествие. Погода в этот день не бвловала: часть водной прогулки прошла под дождем. Зато когда все закончилось, снова выглянуло солнце.
К сожалению, прибрежная часть Саратова сохранила мало исторической застройки. Здесь активно строили и в советское время, и в наши дни, когда у воды возвели несколько высоток. До немецких мельниц кораблик не доходит, но с какого-то расстояния их видно неплохо.
Троицкий собор (1689-1695 гг) - свидетель саратовской крепости. Хороший пример московского барокко.
Троицкий собор со стороны апсиды (1689-1695 гг).
Барочный декор Троицкого собора. Ворота Крестовоздвиженского монастыря (1902 г) на ул. Лермонтова, от которого практически ничего не осталось.
Напротив этого новодельного красивого здания установлены памятники основателям города - князю Григорию Засекину и стрелецкому полковнику боярину Фёдору Турову. Они заложили крепость Саратов в 1590 г - правда, соввсем в другом месте (см.
первую часть).
Отсюда рукой подать до причалов, куда мы и отправились. Группу для прогулки в будний день набрали с трудом (пришлось подождать). Вез нас по реке подобный кораблик.
Мост через Волгу, построенный в советское время.
Проплываем под мостом.
Вид на волжские холмы - северная часть Саратова.
А это вид на центр Саратова и речной вокзал с корабля. Как видите, старины вдоль берега сохранилось мало.
Это южная часть набережной. Вид на саратовскую районную электростанцию, выстроенную по плану ГОЭЛРО в 1926-1930 гг.
Вид на южную часть набережной с каким-то элеватором советского времени.
Еще один вид на новостройки и советские корпуса, среди которых затерялся хлебный амбар братьев Шмидт (1897 г).
Речной вокзал в приближении. Справа выглядывает Троицкий собор.
Вид на центральную часть Саратова с реки.
Еще один интереснейший район Саратова находится вокруг сада "Липки". Во-первых, заслуживает внимания сам сад, сохранивший чугунную ограду XIX в с роскошными воротами. Во-вторых, рядом с садом находится один из шедевров саратовского модерна - особняк К.К. Рейнеке (1912 г), украшенный прекрасными майоликами. Авторство его более-менее уверенно приписывают Федору Шехтелю, который сам выходец из семьи немцев Поволжья. В-третьих, на Волжской улице встречаются еще несколько прекрасных образцов стиля модерн, среди которых стоит выделить дома Шмидта и Бореля. Видно, что немецкое купечество в то время играло в Саратове очень заметную роль.
Майолики и лепнина особняка К.К. Рейнеке (1912 г). Авторство проекта приписывается Федору Шехтелю.
Особняк К.К. Рейнеке (1912 г).
Еще один фрагмент особняка. Решетка тоже сохранилась оригинальная.
Фрагмент фасада дома Рейнеке с майоликами и лепниной.
И снова скульптуры и рельефы с фасада дома Рейнеке.
То ли водосливы, то ли еще какое приспособление с дома Рейнеке.
Особняк Рейнеке со двора.
Еще один водослив в виде львиной головы.
Здание комменческого банка с той же соборной улицы (1864 г, 1909 г).
Рельеф со здания банка.
И львиный маскарон оттуда же.
Ограда и ворота сада Липки сохранилась с 1908 г.
Навершие ворот поближе.
Старый трамвай у сада "Липки".
Еще один выдающийся модерн с Волжской улицы - особняк И.П. Шмидта (нач. ХХ в). Во дворе у него красивый грот, но мы туда не заглянули.
Рельеф дома Шмидта.
Еще один рельеф оттуда же.
И еще один.
Дом Бореля (1900-1901 гг, арх. П. Зыбин).
Рельеф дома Бореля.
К сожалению, на этом свой рассказ о памятниках архитектуры Саратова окончен. Понимаю, что много мы не увидели, но, повторюсь, на знакомство с этим городом нужно хотя бы дня три-четыре. По причине нехватки времени, пришлось проигнорировать почти все музеи Саратова, кроме одного - историко-краеведческого. Но этот последний оказался настолько богатым и интересным, что про него придется написать отдельный пост.