Прошлогоднюю Брянскую поездку мы планировали на бабье лето, но немного промахнулись - и поймали золотую осень уже через неделю в
Тверской области. А наше путешествие по Брянщине в этот раз получилось по преимуществу сумрачным, но хотя бы без сильных дождей.
Не размениваясь на объекты по дороге, ехали без остановок вплоть до Унечского района, где планировали осмотреть сразу несколько деревянных деревенских храмов. Я уже писала как-то, что, Брянская область деревянным зодчеством, на удивление, богата. То же можно сказать и о граничащих с ней областях Украины (Черниговская) и Белоруссии (Гомельская). А вот соседние области РФ сохранили куда меньше деревянных храмов. Так что регион этот вполне можно рассматривать как своего рода заповедник деревянной архитектуры, которая, надо отметить, сильно отличается от деревянного зодчества Русского Севера, зато часто очень схожа с аналогичными памятниками востока Белоруссии и севера Украины.
Мы же первую остановку сделали у большого классицистического деревянного Успенского храма (1777 г), что в селе Красный Рог. Об этом месте я как-то уже
рассказывала на страницах этого блога, но тогда (дело было зимой) нормальному осмотру памятника помещал 25-градусный мороз и нехватка времени. В XIX в здесь существовало имение известного писателя А.К. Толстого, многие произведения которого писались именно в Красном Роге. На кладбище у храма сохранились могилы-склепы писателя и его супруги. А вот главный дом, к сожалению, не дошел до наших дней. Вместо него выстроен новодел, где сейчас функционирует музей А.К. Толстого. Мы снова не нашли на него времени, но дали себе слов, что в следующий приезд обязательно туда зайдем.
Следующий заезд совершили в глуховатое село Горяны, где на высоком берегу небольшой речки стоит церковь Михаила Архангела (1863 г), впечатляющая больше своей аутентичностью, чем архитектурой. Она сильно напомнила нам деревянные церкви Черниговской области (хотя до границы отсюда достаточно далеко).
А мы отправились в село Рассуха, где недавно отреставрировали церковь Всех Святых (1849 г). Несмотря на сравнительно солидный возраст, выглядит храм новоделом - наверное, из-за новенькой крашеной обшивки.
А вот церкви Николая Чудотворца (1864 г), что в селе Семешково, реставрация не навредила. Несмотря на то, что храм закрывался в советские годы, здесь частично сохранился интерьер - только вот попасть внутрь нам не удалось. Вряд ли это просто сделать: село здесь небольшое, и когда службы, скорее всего, проводятся редко.
Красный Рог. Успенская церковь (1777 г).
Успенская церковь - вид сбоку.
Колокольня Успенской церкви.
Табличка на гробнице А.К. Толстого
Гробница А.К. Толстого (1875 г) и его жены Софьи у церкви.
Табличка на том месте, где некогда стояла корчма, упомянутая в балладе "Волки". Ниже приведу ссылку с песней Сили на эти стихи.
Рядом с церковью какое-то на вид довольно старое деревянное строение.
Горяны. Деревянная церковь Михаила Архангела (1863 г), Очень напоминает такие же скромные деревенские храмы соседней Черниговщины
Она же со стороны апсиды.
Колокольня Михайловского храма.
Ставни второго этажа.
Горяны и как село тоже очень живописны, но как-то по-особому, не похоже на наше Нечерноземье.
Рассуха. Церковь Всех Святых (1849 г), вычиненная не так давно
Она же с другого ракурса.
Семешково. Церковь Николая Чудотворца (1864 г).
Церковь со стороны колокольни.
Крест на куполе Никольской церкви.
А само Семешково еще глуше, запущеннее и аутентичнее, чем Горяны.
Не так давно покинувший нас Сергей Селюнин (Силя) на стихи баллады А.К. Толстого "Волки" написал песню. Советую послушать - талантливый был музыкант.
Click to view
Самая выдающаяся деревянная церковь Брянской области - храм св. Николая (1732 г) - находится в селе Новый Ропск. Это стройная пятичастная крестово-купольная постройка, обнесенная крытой обходной галереей и обладающая прекрасными пропорциями. Мы
бывали здесь хмурым зимним днем 2017 года. А вернулись с целью попасть внутрь. И действительно, в воскресенье утром храм оказался открыт. Интерьер Никольской церкви не уступает его внешнему облику: помимо скромного деревянного иконостаса с иконами XVIII века, здесь можно увидеть множество интересных старых икон в галерее, предметы церковной утвари и расписные двери с храмоздатной надписью по периметру.
Стоит иметь в виду, что Новый и Старый Ропски находятся в погранзоне (рядом граница - подумать только - с Украиной!). Этот анахронизм, честно говоря, сильно раздражает, но принимать его во внимание мы вынуждены, так как остановки для проверки документов там возможны. Правда, в Ропсках мы уже не впервые - и ни разу на подобные проверки не попадали.
Более того, после Ропска мы заехали совсем уж в ближайшее пограничье, где в селе Забрама осмотрели Успенский собор (1776-1779 гг), который долгие годы стоял полуруиной. Зато сейчас здесь полным ходом идут восстановительные работы, так что скоро это место изменится кардинально.
Церковь св. Николая в Новом Ропске (1732 г) - безусловный шедевр казацкого деревянного барокко
Входная дверь в кои-то веки оказалась открыта.
Одной из ее архитектурных особенностей является обходная галерея по всему периметру.
Крыльцо церкви
На дверях изображены святые Кирилл и Мефодий.
Вокруг портала надпись на украинском языке
Року 1732.
Интерьер Никольского храма. Иконостас.
Сохранил иконы XVIII в.
Входная дверь в храм с изображением Архангела Михаила
На двери роскошный старинный замок
Еще одна расписная дверь с каким-то святым.
Галерея храма внутри выглядит как настоящий музей
Шкаф с какой-то церковной утварью.
Иконы в галерее.
Икон очень много
Трубящий ангел
Богоматерь Ахтырская
Архангел
Икон очень много
У некоторых сохранились красивые оклады
Святой Николай
Бог-отец
Распятие с рушниками
Здесь же старинный колокол
Рядом с церковью какое-то административное здание XIX в
Забрама. Убранный в леса Успенский собор (1776-1779 гг)
Видны только его детали
Отделка храма
Могилы рядом с церковью
А это церковь Рождества Богородицы (1730, расширена в 1871 г) в Старом Ропске.
Село Старый Ропск тоже весьма живописно