В этом году наша традиционная большая Северная поездка получилась, большей частью, по следам предыдущих выездов, хотя и принципиально новых мест в ней хватало. Какие-то из них мы разведали еще в предыдущие годы (
1,
2,
3,
4), какие-то тогда просто не успели посетить, какие-то открыли совсем недавно в ходе подготовки к этому путешествию. В любом случае, Русский Север с каждой новой поездкой становится для нас все больше и больше: чем чаще ездим, тем больше нового нам здесь открывается. Стоит ли удивляться, что снова образовалась масса новых планов по этому региону на следующие годы - остается лишь надеяться, что обстоятельства позволят нам их осуществить.
Маршрут этого путешествия протянулся более чем на 1 500 км с востока на запад - от Мезени до Ладоги. Ну а наш путь, учитывая все заезды, был куда длиннее.
Ради экономии времени начали наше большое путешествие в Вологде, куда В. приехал заранее, а я добралась из Москвы ночным поездом. Ранним утром немного погуляла по городу - опять, конечно же, урывками и не так подробно, как хотелось бы. По пути из Вологды в Архангельск сделали два небольших заезда: в Юхнево, где осмотрели традиционный поважский дом со львом и единорогом, и в село Меландово, где на берегу реки Емцы стоит деревянная Владимирская церковь, выстроенная в 1755-1759 гг.
На следующий день из Архангельска съездили в Пурнему - поморское село, где сохранились две деревянные церкви, более древней и ценной из которых является Никольская (1648 г). По пути сделали лишь одну остановку - сходили в урочище Куртяево, знаменитое своей минеральной водой, где скрытая за полусгнившими строительными лесами стоит церковь Алексия Человека Божия 1721 г, которую так и не довели до ума. А так поездка занимает целый день - дорога длинная, более 200 км в одну сторону, при этом качество ее оставляет желать. Впрочем, грех жаловаться: еще лет 5 назад никакой сухопутной дороги в Пурнему вообще не было!
На несколько дней отправились на Пинегу и Мезень, где провели по паре дней в Верколе и в Кимже. Из Верколы перебрались на противоположный берег Пинеги, где на территории Артемиева Веркольского монастыря стоят каменный и (главное) деревянный храм Ильи Пророка 1697 года постройки. Сама Веркола поразила многолюдностью, особенно, большим кличеством туристов-литературоведов, совершающих паломничество на родину советского писателя-деревенщика Федора Абрамова. На следующий день прокатились по Пинежью, посетив отдаленную нынче почти нежилую деревню Березник, где помимо атмосферы традиционной пинежской деревни сохранились церковь и часовня. В Березник нужно добираться по отсыпанной острыми камнями дороге, идущей по самому берегу Пинеги. Как потом выяснилось, эта поездка стоила нам двух колес, которые пришлось выбросить - одно в тот же день, другое парой дней позже.
Искупавшись в Пинеге (насколько это возможно на глубине чуть выше колена - сплошные отмели), поехали в Едому, куда можно добраться на пароме через Пинегу. Здесь в урочище Щелье стоит утратившая купола, но все еще представляющая большой интерес Никольская церковь (1697 г).
На следующий день нам предстоял долгий переезд в Кимжу, которая буквально
вынесла нам мозг еще в прошлогоднюю поездку. Теперь мы задержались здесь подольше - и утром следующего дня выдвинулись в Лешуконье. Это не слишком изъезженный туристами и малоизученный край, где в аутентичного вида деревнях со свободной северной планировкой сохранились деревянные церкви и местная "фишка" - поклонные или могильные
кресты, покрытые разнообразными резными надписями, изображениями и аббревиатурами.
Самая дальняя точка, куда мы добрались в Лешуконье, - село Большая Нисогора. Если понтонный мост через реку Ежуга уже наладили, то нормальную дорогу до самого села пока не отсыпали: последние 3 километра мы, убоявшись гигантских луж и оставив машину, шли пешком. Наградой нам был удивительный пейзаж: высокий берег Мезени, сложенный из красноватых пород, и стоящая на нем деревянная Покровская церковь.
1. Одно из красивейших мест Пинежья находится в районе отеля "Голубино".
2. Вологда. Жилой дом XIXв.
3. Плывем в Артемиевский Верковльский монастырь. На берегу Пинеги видна Ильинская церковь 1697 г.
4. Высокий берег Пинеги, отмеченной обширными отмелями.
5. Одна из красивейших деревень Пинежья - Едома
6. Кимжа в лучах закатного солнца
7. Поклонный (Жердь) и 8. могильные (Заозерье) кресты Лешуконья
9. Погорелец. Мезенские мельницы - самые северные в мире.
10. Вид на высокий берег Мезени и Покровскую церковь в деревне Большая Нисогора (вдалеке справа).
11. Заозерье - так выглядели деревни Лешуконья.
Возвращаясь с Мезени в Архангельск, посетили наконец знаменитый музей деревянного зодчества Малые Корелы, где я до тех пор не бывала. А следующий день посвятили поездке в Нёноксу - закрытый поселок, куда нужно получать пропуск (мы это делали через музей Северодвинска). Знаменита Нёнокса одним из пяти сохранившихся деревянных "тройников" - комплекса из двух церквей и колокольни. Да и само село очень интересное - жаль что расположенный неподалеку полигон делают его столь труднодоступным.
В этот же день удалось посетить архангельские музеи (крутейшим из которых оказался художественный), но сам город опять толком посмотреть не получилось.
Следующим утром отправились на юг - в сторону Каргополя, где в тот же день успели осмотреть пару музеев и даже попасть внутрь Благовещенского собора. В окрестностях города посетили недавно отреставрированную добровольцами из "Общего дела" часовню в деревне Великая (куст Калитинка). Кроме того, удалось отыскать хранительницу ключа от деревянной часовни Александра Невского в Конево (здесь сохранилось "небо" конца XIX в).
12. "Тройников" за эту поездку перед нами предстало два - этот из закрытой деревни Нёнокса (второй был в Кижах).
13. Двойник деревянных храмов в поморской деревне Пурнема. Справа - Никольская церковь 1648 года постройки.
14. Музей Малые Корелы - один из лучших в России музеев деревянного зодчества.
15. В Корелах есть единственный дом со львами - вот такими
16. Кони, которых мы видели до того на мезенских прялках, в музее представлены в дереве.
17. Очень "краеведческий" мурал в Архангельске
Иконы из Архангельского художестенного музея. 18. Спас Нерукотворный и Не рыдай мене, мати - икона нач. XIV века (!), происходящая из Ростовских земель. Находилась во Введенской церкви на Княжострове. 19. Чудесная резная деревянная икона Чудо Георгия о змии (нач. XVII в, из Богоявленского собора Мезени)
20. В музее проходит богатая выставка пинежских народных костюмов. Костюм молодухи (кон. XIX в). 21. Рядом же развернулась еще одна временная выставка - старообрядческой рукописной книги. Старообрядческий лицевой сборник XIX в.
22. Евангелие 1683 г из гобластного краеведческого музея. 23. Оттуда же - Покров Антоний Сийский (1661 г, Москва).
24. В любимом Каргополе благоустроили набережную и выстроили новые полоскальни на берегу Онеги.
25. Персидская сивилла из Покровской церкви села Лядины - экспонат историческо-археологического музея Каргополя.
26. Наконец удалось попасть внутрь часовни Александра Невского в Конево и увидеть "небо" XIX в.
Из Каргополя наш путь лежал а Карелию, где наши планы начали понемногу рушиться. Сначала нам отменили из-за погоды поездку на Онежские петроглифы (в прошлом году тоже не удалось к ним попасть - и тоже из-за волны). Переночевав в Пудоже, поехали на Заонежский полуостров. Когда-то здесь была целая проблема найти жилье - но в последние годы с этим стало немного проще. Нам удалось найти отличный гостевой дом (правда, по "сарафанному" радио - здесь принимают не всех).
В Типиницах уже почти закончили сборку многострадальной Варваринской церкви из Яндомозера (1653-1656 гг). А еще сходили через непролазный лес и почти пересохшее болото к часовне Антипия Пергамского (1775 г) в Шуньгубе.
Основной же целью в Заонежье была поездка на Кижи, где мы, конечно же, бывали раньше. Но буквально в прошлом году закончилась реставрация главной жемчужины музея - церкви Спаса Преображения, куда теперь можно попасть внутрь. За это берут аж 600 рублей, но за эти деньги показывают великолепный отреставрированный иконостас XVIII в. И вообще, поездка на Кижи требует определенных финансовых трат и немалого времени, особенно, если вы планируете обойти всю территорию острова, а не только пятачок вокруг погоста, где тусуется основная масса туристов. Добирались мы сюда на лодке из Оятевщины - местные жители с радостью за небольшие деньги свозят вас на остров и обратно - к тому же, это сильно дешевле поездки на метеоре из Петрозаводска.
В Петрозаводск мы, впрочем, тоже попали - но позже. Здесь мы собирались осмотреть местные музеи и немного погулять по городу, а также добраться до поселка Сяпся, откуда планировали совершить небольшую прогулку по Сямозеру. И здесь снова случилась неприятность: в Карелии как раз бушевали лесные пожары, к тому же на озере поднялась волна, так что наша вторая за эту поездку водная прогулка накрылась медным тазом из-за смога и сильного ветра. Впрочем, мы нашли альтернативу - отправились в Марциальные воды (первый русский курорт) и к вулкану Гирвас, не слишком нас впечатлившему.
27. В Кижах недавно закончилась более чем 10-летняя реставрация Спасо-Преображенской церкви 1714 года постройки.
28. А вот внутрь сюда не пускали гораздо дольше - лет 60, наверное. Теперь же, наконец, можно увидеть во всей красе резной иконостас XVIII века.
29.Кижи - это не только Кижский погост. Но редкий турист добирается до Пудожского сектора, чтобы увидеть, в частности эту часовню Трех Святителей из Кавгоры II пол. XVIII в.
Художественный музей Петрозаводска имеет весьма добротную коллекцию местных икон. 30. Святой Николай XV века издер. Вегорукса. 31. Праздничный наряд замужней карелки Олонецкой губернии сер. XIX в.
32. Скульптура "Рыбаки" на набережной Онежского озера в Петрозаводска.
33. Вулкан Гирвас - одно из известнейших мест Карелии. Возможно, его слава не заслужена. Но мы не пожалели о поезке сюда.
Обратный путь домой оказался, как обычно, долгим и ознаменовался знакомством с редкими памятниками Ленинградской области - Троицким Зеленецким монастырем (1680-х гг) и погостом Сторожно, представляющим из себя новгородский храм 1595 года, стоящий на берегу синего-синего Ладожского озера.
Финальным пунктом программы стал осмотр удивительного села Старая Ладога, где можно увидеть массу интересного: церковь. XVII века, крепость, заложенная еще в XII веке, и (главное) две (!) церкви того же XII века, одна из которых, Георгиевская, сохранила чудесные фрески того же времени. Старая Ладога - место широко известное: мы, конечно же, оба здесь бывали и раньше. Но вот гулять по вечерней Ладоге нам ранее не приходилось.
34. Ладога у погоста Сторожно - как обычно, неспокойна.
35. Погост Сторожно с церковью Николая Чудотворца 1595 года. Кладбище вокруг церкви тоже очень живописное. 36. Внутри Троицкого собора Зеленецкого монастыря сохранился прекрасный портал 1684 года.
37. Троицкий Зеленецкий монастырь - комплекс построек 1683-1686 гг.
38. Старая Ладога. От крепости XII-XVII вв сохранились отдельные фрагменты, которые еще можно разглядеть в восстановленной из руин твердыне.
39. Главный шедевр Старой Ладоги - фреска с изображением Чуда св. Георгия II пол. XII в.
О специфике поездок по Русскому Северу я неоднократно писала в прошлые годы. В этот раз отмечу лишь те моменты, что бросились в глаза именно в этот раз. Во-первых, конечно, это дороги. На Севере их принято ругать - и будь я здесь первый раз, тоже ругала бы. Но ситуация в этом плане меняется - слава Богу, в лучшую сторону. Конечно, если ездить к малоизвестным труднодоступным памятникам (что неизбежно, когда уже осмотрены основные достопримечательности), то, конечно, без плохих дорог не обойтись - мы, например, на пути в почти нежилой Березник (пинежский) фатально повредили два колеса. Одно пришлось выбросить в тот же день в Карпогорах - и найти ему замену в этом поселке оказалось задачей нетривиальной (которую, слава Богу, удалось решить - ехать назад по бетонным плитам без запаски было бы крайне рискованно). Но, несмотря на все эти моменты, даже обычно критично настроенные местные признают, что дороги в Архангельской области все-таки делают. В ту же Пурнему, кстати, еще лет 5 назад вообще нельзя было доехать. Трассу на восток от Архангельска активно асфальтируют. Качество асфальта почти везде стало лучше - и что отрадно, видели много ремонтов дорог. В общем, надеюсь, эта тенденция будет продолжена - так, глядишь, и на пузотере скоро в эти края можно будет ездить безбоязненно :)
Правда, мостов здесь все еще не хватает: и паромы с понтонами до сих пор выполняют их функции. Правда, и тех, и других здесь становится все больше.
С карантинными мерами, изрядно подпортившими нам поездку в прошлом году, этим летом нигде нигде не столкнулись. Лето в этом году на Севере выдалось сухое и довольно теплое: так что удалось несколько раз искупаться в разных северных реках. Погода в середине июля была, в целом, неплохой. Но в Карелии, где до нашего приезда стояла сильная жара, начались лесные пожары. Мы с ними напрямую не столкнулись - иногда лишь ощущали запах гари и видели дымку на Онежским озером. А вот на озерах, к сожалению, поднялся ветер - так что обе запланированные в Карелии водные поездки (на Бесов Нос и по Сямозеру) пришлось отменить. В любом случае, специфику водных поездок всегда стоит учитывать - и подготовить на случай непогоды план Б. Мы так и поступили, что позволило нам не потерять время даром.
Зато чем хорош для поездок на Север именно июль, так это обилием местных доров природы: именно в это время поспевают главные северные ягоды (черника, малина, морошка). Правда, в этом году из-за жаркого начала лета черника уродилась не очень (продается мелкая и недешево), зато малина удалась сладкая и обильная (и, в основном, бесплатная или очень дешевая). Ну а морошка - она всегда считалась ягодой ценной - в Архангельской области от 800 руб./кг, в Карелии еще дороже.
Сувениров в этом году купила не так много - больше покупала книги. Их сейчас в музеях продают активно - и выбор хороший. В подарок привезла немного холмогорской кости, немного косметики с карельским шунгитом, немного всяких северных даров природы.
40. Длинная дорога в Пурнему местами напоминает Прибалтику.
41. Типичная картинка для рек Русского Севера - паромы.
42. Мезенские заводи - рай для заповедных птиц. Вот, например, удалось там даже филина повстречать!
43. А это дорога в Большую Нисогору (Лешуконье) - здесь мы ехать побоялись, шли пешком.
44. В Карелии такие дороги нам, слава Богу, не попадались
45. Даже в глухом Заонежье везде проезжие грейдера.
46. А это недавно проложенная через леса дорога в Оятевщину, которая позволяет добраться до Кижей максимально бюджетным способом: местные жители на лодках переправляют туристов на остров за 500 руб. с человека (это туда и обратно).
47. Морошку в собственном соку мы покупали просто поесть. Для нас это новая северная традиция.
48. Так растет лесная малина - ее много и Карелии, и в Архангельской области.
49. Малина эта не такая красивая, как садовая. Но она гораздо ароматнее.
50. Карельские калитки
51. В Петрозаводске есть очень неплохой сувенирный магазин хипстерского типа. Не очень дешевый, но сувениры у них довольно креативные - таких нигде больше не встретишь.
52. Оттуда же цукаты из ревеня с сушеной черникой и клюквой - карельские сухофрукты.
53. Онежская рыба в разных видах (соленая и жареная), которой угощала нас хозяйка гостевого дома в Тамбицах.
54. Холмогорская резная кость - опять не удержалась от покупок. Это кость крупного рогатого скота (брошь с оленями) и мамонта (двухцветная подвеска).
55. Поля Иван-чая под Пудожем при закатном солнце
Ну а подробно все наши странствия и приключения я опишу в следующей серии постов - будет их, думаю, немало, так что постараюсь, по мере сил, не затягивать и не откладывать дело в долгий ящик. Надеюсь, кому-то мои рассказы будут интересны, а, возможно, даже помогут при планировании своих путешествий в эти пока еще диковатые, но столь притягательные для многих края.