Нижний Тагил, имеющий репутацию сурового индустриального города, - обязательный пункт любого более-менее серьезного путешествия по Свердловской области. Во-первых, этот город - квинтэссенция всего Горнозаводского Урала и его сердце: здесь еще со времен Демидовых существовал чугуноплавильный и железоделательный завод-гигант, который Демидовым удалось сохранить за собой вплоть до 1917 года. Да и в наше время это главный индустриальный центр Свердловской области, обгоняющий по промышленному производству полуторамиллионный Екатеринбург.
Во-вторых, Нижний Тагил - город интереснейших музеев. И большой нашей ошибкой было то, что мы не смогли выделить на него больше времени. Из-за этого не удалось увидеть даже знаменитую Тагильскую Мадонну - работу школы Рафаэля, находящуюся сейчас в коллекции местного художественного музея.
В-третьих, именно в Тагиле находится уникальный завод-музей, который был заложен еще Акинфием Демидовым (сыном основателя династии Никиты Демидова) в 1725 г, работал более двух столетий и остановился в 1987 году, когда было принято решение о превращении его в Завод-музей истории горнозаводской техники Среднего Урала. Тагильчане, работавшие на старом заводе практически династиями, не все обрадовались этой метаморфозе. Но, видимо, уже в конце ХХ века иметь столь "грязное" производство в самом центре города было уже как-то не комильфо. К тому же, и без него недостатка в предприятиях в Нижнем Тагиле не ощущается.
Проход на территорию музея возможен только в сопровождении экскурсовода. Об экскурсии следует договариваться заранее, позвонив по телефонам, указанным на сайте музея. На проходной вас попросят надеть каски (их выдают вместе с входным билетом) и проведут на территорию предприятия.
В XVIII-XIX вв Нижнетагильский железоделательный завод был одним из крупнейших металлургических предприятий мира и считался жемчужиной промышленной империи Демидовых. Но нужно иметь в виду, что предприятие действовало вплоть до недавнего временни, а потому помещения, техника, узлы и механизмы иногда обновлялись. Однако, здесь хорошо сохранилась планировка гидротехнического завода XVIII в (хотя уже в нач. XX в пришлось построить электростанцию - энергии воды не хватало), а также немало примеров вполне качественной промышленной архитектуры XIХ - нач. ХХ вв и даже ряд образцов старой заводской техники: например, вагонетки для загрузки руды в домны и т.п. В ходе прогулки можно увидеть все этапы металлургического производства: доменный цех, прокатный цех, мартеновский цех, литейный цех и т.д. Даже столь далеким от металлургии людям, как мы, экскурсия показалась интересной.
Завод-музей истории горнозаводской техники - вид в Лисьей горы. Далее расскажу немного о самом заводе, как умею: если чего-нибудь напутаю, не бейте - я не металлург :)
Вид на завод и плотину из городского парка. Самая заметная часть - доменный цех с газоотводами, воздухонагревателями (кауперами) и дымовой трубой.
Заводская плотина, заложенная еще в 1725 году.
Здание старого цеха XIX в.
По всей территории завода расставлены такие вот старые узлы и механизмы.
Водоотводная труба XIX в - хорошо видно клепаное соединение.
Водоприводное колесо и его короб XVIII в.
Подпорная стена заводской плотины сохранилась с XVIII в.
Разливочная площадка мартеновского цеха.
Эта стальная конструкция ферм мартеновского цеха сохранилась с кон. XIX века.
Клепаные соединения на трубах.
Приводные колеса прокатного цеха и цех металлоконструкций.
Вагонетки для подачи руды в домну.
Доменный цех: остатки защитной огнеупорной стены, воздухоотводы и воздухонагреватели.
Литейный двор доменной печи. Время начала литья местные мастера определяли на глаз, контролируя процесс выплавки металла через окошко домны.
Воздуходувка доменного цеха.
Здание воздуходувки доменного цеха.
Частично сохранился декор воздуходувки - раньше даже цеха строили красиво.
Воздухонагреватели доменной печи. Фасад электростанции 1913 года пстройки.
Вид на электростанцию 1913 года и Доменный цех.
Механический цех кон. XIX в.
Механический цех внутри.
Здание заводской бани - интересный пример конструктивизма (1927 г).
Недалеко от завода-музея в красивом классицистическом здании восточного флигеля заводоуправления (1830 г) разместились коллекции исторического музея, которые мы с интересом осмотрели. Здесь представлена вся история города: археология, Демидовы, самоцветы, промышленная история, невьянская икона и т.д.
Здание историко-краеведческого музея - восточный флигель бывшего заводоуправления (1830 г). Здесь можно посмотреть основную экспозицию исторического музея Нижнего Тагила.
Подлинных интерьеров внутри немного - например, сохранилась вот такая богатая чугунная лестница.
Деревянный идол III тыс. до н.э. Барельеф II пол. XVIII в с изображением Акинфия Демидова.
Флюгер с датой запуска Нижнетагильского железоделательного завода (1725 г).
Мемориальная плита в честь основания завода (1725 г).
В этом столике хранилась жалованая грамота Демидовых о дворянстве.(1785 г). Как видим, отношение Демидовых к собственному дворянству было очень серьезным :)
Медный стол, выплавленный в 1715 г из первой российской промышленной меди. Кстати, ви имеет вполне современный.
А на нем - рудная пирамида, принадлежавшая А.Н. Демидову. Содержит 40 рудных образцов с уральских и алтайских месторождений, принадлежавших Демидовым.
Каминные панели 1847-1853 гг, изготовленные на Санкт-Петербургской фабрике А.Н. Демидова из каррарского мрамора и уральского малахита.
300-килограммовая глыба малахита из Меднорудянского месторождения.
Макет Выйско-Никольской церкви, где находилась семейная усыпальница Демидовых. Церковь, к сожалению, не пережила советское время. От всего демидовского некрополя сохранилось только это мраморное распятие с надгробия П.Н. Демидова (1844 г).
Интерьер кабинета золотопромышленника А.И. Треухова (нач. ХХ в).
Старообрядческие литые иконы XVIII в - а старообрядцев в этих местах было очень много, поскольку на Урале они не подвергались гонениям.
Иконы XVIII в - Николай-Чудотворец и Иоанн Предтеча.
Святые Анатолий и Павел (1837 г) - это имена братьев Демидовых. Неопалимая купина (сер. XVIII в).
народная икона Пророк Моисей, написанная на железе (1870-е гг). Богоматерь Боголюбская (XVIII в).
Икона-триптих Троица Новозаветная из XIX в из Входо-Иерусалимского собора.
Икона Изведение апостола Петра из темницы - древнейшая в коллекции музея (XVI в). Сцены из жизни Христа и Богородицы (Невьянск, XVII в).
Копия С.Худоярова с картины Гвидо Рени "Архангел Михаил" (нач. XIX в) поступила в музей из собора. Святой Симеон Верхотурский (нач. ХХ в).
Иконы из Входо-Иерусалимского собора: Встреча Марии и Елизаветы, сер. XIX в.
Икона Христос и грешница из взорванного в 1930-х гг Входо-Иерусалимского собора.
К сожалению, как я уже говорила, на посещение других музеев времени у нас не хватило. Успели только онакомиться с традиционной для уральских городов выставкой горнозаводской техники XVIII - нач. ХХ вв - в Нижнем Тагиле она особенно уместна.
Тележка для перевозки пакетов кровельного железа (нач. ХХ в), шкив механической передачи XIX в, маховое колесо листопрокатного стана, действующее от водяной турбины (нач. Хх в). Практически все уральские заводы строились как гидроприводные (говорят даже о гидротехнической индустриальной цивилизации Урала) - причем по этому принципу многие из них работали вплоть до начала ХХ века. В том числе, и потому что механизмы эти были хоть и устаревшими морально, но действенными и достаточно надежными.
Кузнечный стан Кувшиновского завода (нач. ХХ в).
Водяная турбина Выйского завода (I пол. XIX в).
Ножниц для резки кровельного железа (нач. ХХ в).
Макет водоприводного кричного молота (XIX в).