Владимирская область: Муром (ч. 1, монастыри и храмы)

Dec 22, 2020 23:11

Про такие города, как Муром, можно сказать, что они больше на слуху, чем на виду: слышали практически все, посещали намного меньше. Хотя, по меркам Центральной России, город довольно туристический, потому, рассказывая о нем, сложно избежать так называемой туристической "попсы". Но без упоминания многочисленных муромских монастырей (куда и едет большинство туристов) рассказ о городе совершенно невозможен.

Один из древнейших городов Залесской Руси (известен с 862 г), Муром не сохранил ни одного домонгольского памятника. Впрочем, и без них здесь есть что посмотреть. Для меня Муром вообще город знаковый - с него в 2006 году начинались мои активные путешествия по России (тогда еще групповые). Впрочем, с той поездки запомнилось немногое, а самым ярким впечатлением от поездки стало знакомство с легендой о Петре и Февронии, которая тогда еще не была столь раскручена и практически возведена в культ, что случилось буквально в последние 10 лет.

Обычно, туристы смотрят в Муроме три монастыря: Благовещенский и Троицкий, расположенные в самом центре города, и Спасский, стоящий чуть в стороне на высоком берегу Оки и считающийся самым древним монастырем России (первое упоминание - 1096 г). Его основание относят еще к тем временам, когда Муромская земля входила в состав огромного Черниговского княжества. Сюда мы приехали утром в воскресенье, и почти сразу попали под сильный дождь, который больше не покинул нас в этот день. Тем не менее, успели осмотреть собор Спаса Преображения (1560 г) и Покровскую церковь (1691 г), а также окинуть взглядом панораму долины Оки. А вот древнейшее сохранившееся гражданское сооружение города (палаты настоятеля кон. XVII в) я сфотографировать не догадалась.
Знаменитые муромские калачи мы здесь не покупали (хотя это наиболее «верное» место для их приобретения - даже местный хлебозавод не каждый день производит выпечку калачей), поскольку традиционный рецепт их приготовления весьма трудоёмок сейчас не соблюдается. Так, тесто для настоящего муромского калача нужно долго вымешивать на льду (!), что позволяет достичь в готовой выпечке особой воздушности, - судите сами, будет ли сейчас кто-то так заморачиваться...

И вообще, позавтракать в постковидном Муроме оказалось проблемой: в июле большинство кафе были еще закрыты для посещения, но на вынос торговали многие. Чтобы позавтракать, утром пришлось ехать аж к местному ж/д вокзалу, который, кстати, также является памятником архитектуры - это величественное здание в стиле историзма, выстроенное в 1912 г по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева.



Спасский монастырь. Собор Спаса Преображения (1560 г). Справа Покровская церковь (1691 г).



Покровская церковь и Спасский собор с противоположного фасада.



Новодельная церковь Сергия Радонежского над восточными воротами монастыря.



Надвратная церковь Кирилла Белозерского (1805 г). За ней новодельная часовня Ксении Петербургской.



Муромский железнодорожный вокзал (1912 г, арх. А.В. Щусев).



А это здание вокзала со стороны перона.

Два монастыря в центре - Троицкий и Благовещенский - непосредственным образом связаны с историей Петра и Фероньи. В Троицком соборе одноименного монастыря хранятся мощи этих святых. Но не только ради этого следует сюда идти. Этот храм, выстроенный в 1642-1643 гг в стиле русского узорочья, совершенно прекрасен своим внешним богатым декором. Заслуживает внимания надвратная Казанская церковь (1648-1652 гг), а также довольно большой деревянный храм Сергия Радонежского, выстроенный в в 1715 г в селе Пьянгус, перенесенный в 1913 г в село Красное, а уже в 1976 г вновь собранный на территории монастыря. К сожалению, к Сергиевской церкви летом пропасть было сложно: все подходы к ней были перекрыты то ли из-за карантина, то ли еще Бог знает почему.
Расположенный рядом Благовещенский монастырь тоже весьма интересен. Его центральный Благовещенский собор (1664 г) - единственный не закрывавшийся в совесткое время храм города. Неудивительно, что внутри он сохранил великолепный дверной портал, да и резной золоченый иконостас 1797 г очень красив. Интересна также надвратная церковь Стефана Архидьякона, выстроенная в 1716 г.



Троицкий монастырь. Троицкий собор (1642-1643 гг).



Собор украшен монохромными поливными изразцами XVII в.



Церковь Сергия Радонежского, выстроенная в 1715 г в селе Пьянгус. С 1913 году стояла в селе Красное. В 1976 г ее перенесли на территорию Троицкого монастыря, благодаря чему, она, думаю, и сохранилась (что большая редкость для Владимирской области).




Но сфотографировать ее сейчас весьма сложно - все пути к ней перекрыты.



Вот так можно еще из-за ограды деревянный храм сфотографировать.



Рядом с оградой 1807-1808 гг стоит Казанская церковь (1648-1652 гг), одетая сейчас в леса.



На территории Троицкого монастыря в 1898 г построена церковно-приходская школа.




На площади перед монастырями установлен памятник муромскому князю Петру и его жене дочке рязанского бортника Февронье. Ракка с их мощами нынче установлена в Троицком соборе, куда неизменно стоит очередь жаждущих чуда. Заяц тут для суеверных туристов, думаю. Хотя, ручной заяц в легенде фигурирует - жил такой в лесной избушке у Февроньи.



Троицкий и Благовещенский монастыри разделяет узкая Красноармейская улица. У обоих обителей ограды нач. XIX в.



Благовещенский монастырь основан еще в XII в. Благовещенский собор был заложен в XVI веке, но от того времени остался только подклет. В 1664 г его почти целиклом перестроили на средства местного купца Таоасия Цветнова.




Это удачный пример русского узорочья. Колокольня соединена с собором трапезной с выносными крыльцами.



Наличник собора с двуглавым орлом.




Иконостас Благовещенского собора, который не закрывался в советское время, уцелел с 1797 г. Царские врата собора поближе.



Великолепен входной портал собора.



Церковь св. Стефания (1716 г)...



...к которой в 1836-39 гг пристроена двухэтажная пристройка.



Деревянный келейный корпус XIX в.



Благовещенский монастырь основан еще в XII в (второй по древности после Спаского в Муроме). Его центральный собор выстроен в 1664 г, надвратная церковь св. Стефана - в 1716 г, а ограда - в нач. XIX в.

На обустроенной Окской набережной сейчас можно увидеть еще один древний храм XVI века, освященный в честь Косьмы и Дамиана и выстроенный в 1556-1564 гг на средства Ивана Грозного на том месте, где стоял царский шатер во время похода на Казань. Это единственная шатровая церковь Мурома, шатер которой, впрочем, восстановлен совсем недавно (а рухнур он еще в 1878 г - возможно, из-за подвижек грунта, с тех пор так и стоял с временной кровлей).

Еще один монастырь Мурома - Воскресенский - расположен чуть в стороне от исторического центра и тоже разместился на высоком берегу Оки, где, по преданию, якобы стоял дворец князя Петра и Февронии. Великолепно смотрится его центральный Воскресенский собор, выстроенный в 1655-1658 гг. В советское время монастырь был заброшен, но в 1990-е гг его возобновили, а храмы восстановили.

Вообще, заброшенных храмов в Муроме мы в этот раз не обнаружили (по крайней мере, в историческом центре). Хорошо отреставрирована и церковь Николы Мокрого - хороший пример барокко 1717 г постройки. Тогда здесь располагалась Мережная слобода, жители которой (рыбаки и изготовители сетей (мереж)) считали Святого Николая своим покровителем. Из этого храма происходят иконы с изображением сивилл работы известного местного иконописца А.И. Казанцева, которых сейчас можно увидеть в местном историко-художественном музее, о котором речь пойдет в следующий раз.



Вид с набережной на Мережную и Пушкарскую слободы. На переднем плане - церковь Николы Мокрого (1717 г), за ней Воскресенский монастырь с собором 1655-1658 гг и Введенской церковью (1646-1650 гг).



Церковь Косьмы и Дамиана (1556-1564 гг) выстроена на месте царского шатра Ивана Грозного - царь останавливался в Муроме во время похода на Казань.



А это вид на Космодамианский храм от набережной. Выше видна Смоленская церковь (1810-е гг), куда перенесли всю утварь древнего храма после обрушения его шатра.



Смоленская церковь выстроена после пожара 1804 г на средства купца М.И. Елина, колокольня возведена в 1832 г, а трапезная в 1838 г.



Набережная Оки в Муроме не слишком современна (по крайней мере, не хипстерская), но несколько облагорожена.



Воскресенский монастырь. Воскресенский собор (1655-1658 гг). Рядом Введенская церковь с колокольней (1646-1650 гг).



Воскресенский собор и Введенская церковь со стороны апсид.



От монастыря открывается неплохой вид на оку и новый окский мост.



На пути к монастырю расположена неплохо отреставрированная барочная Николо-Набережная церковь, выстроенная в 1717 г.

Окончили муромскую программу мы в знаменитом селе Карачарово, которое считается родиной легендарного монаха-богатыря Ильи Муромца. Здесь представляют интерес две церкви. Одна - Троицы Живоначальной (1828 г) - находится в центре села на берегу Оки и сейчас реставрируется (в ней хранится частица мощей Ильи Муромца). Рядом с ней у самой воды бьет источник св. Ильи, над которым возведена новодельная часовня. Вторая (даже более интересная) церковь села - храм Гурия, Самсона и Авива, стоящий на старом кладбище и выстроенный в 1844-1845 гг в стиле эклектики. Сохранилась в Карачарово и старинная усадьба, принадлежавшая графу Уварову, но доступ к ней крайне затруднен из-за того, что это территория воинской части (мы, честно говоря, даже не пытались к ней попасть).



Карачарово. Церковь Троицы Живоначальной (1828 г) сейчас потихоньку восстанавливается.



Карачарово. Церковь Гурия, Самсона и Авива (844-1845 гг).

Начавшийся с утра дождь заставил нас отказаться от поездки в село Фоминки, потом он догнал нас уже по дороге в сторону Киржача, когда мы планировали заехать в музей-усадьбу авиатора Н.Е.Жуковского. Из-за погоды мы скрепя сердце решили и от этой поездки отказаться. Как позже оказалось, это решение, с большой долей вероятности, избавило нас от массы проблем. Еще под Киржачем мы услышали какой-то свист под капотом автомобиля, но решили, что это просто вода попала (ну дождь, лужи и т.д.). И уже по приезде домой во дворе моего дома у Гетца окончательно полетело сцепление: заталкивали машину на парковку мы руками. Потом был вызов эвакуатора, ремонт у знакомого автомастера и прочие радости, настигающие со временем почти каждого автомобилиста. Но это, в любом случае, лучше делать дома в Москве, отдохнув и взвесив все варианты, чем судорожно искать эвакуатор где-нибудь в заповедных и могучих страшных муромских лесах. Так что в заступничестве святого Николая я не разуверилась :)

Россия, Владимирская область, Влад. Муромский район, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up