К западным рубежам: Брянская область (ч.2, от Почепа до Клинцов)

Nov 18, 2020 00:59

Маршрут второго дня Брянской поездки пролегал по территории Жирятинского, Почепского, Мглинского, Суражского и Клинцовского районов (да, районы здесь маленькие - это не Русский Север). Это территория бывшей Гетманщины, где с середины XVIII в находилась одна из резиденций последнего гетмана малороссийского казачества Кирилла Разумовского. Но о ней чуть позже.
А сначала мы заехали в глуховатое по местным меркам село Творишичи, где стоит оригинальной конструкции Спасо-Преображенская церковь 1818 года постройки. Наиболее характерная ее деталь - скульптуры апостолов в наружных стенных нишах. Нехарактерен для наших храмов также интерьер церкви, в котором алтарь расположен на макете горы Фавор (на которой произошло Преображение Господне).

В городе Почеп стоит задержаться подольше. В 1765-1771 гг гетман Кирилл Разумовский здесь разбил парк и выстроил роскошный дворец, который, к сожалению, не пережил последнюю войну. По его же заказу, на центральной площади Почепа по проекту столичного архитектора А.Ринальди в 1765-1771 гг был возведен настоящий шедевр раннего классицизма - церковь Воскресения Христова. Ее отличают изящные чуть удлиненные пропорции и утонченный декор. В конце сентября службы уже велись в нижнем храме. К счастью, верхнюю летнюю церковь, сохранившую прекрасный резной иконостас с иконами XVIII в, на тот момент еще не закрыли окончательно: там как раз шла уборка. Нам разрешили туда зайти, что, безусловно, можно считать определенной туристической удачей: не так много сохранилось на территории России иконостасов, спроектированных В.В. Растрелли с иконами письма придворного художника К. Разумовского Г. Стеценко.
На окраине Почепа остановились у еврейского кладбища (до 1905 года город входил в черту оседлости, так что здесь была своя еврейская община). Впрочем, старых надгробий мы тут не обнаружили - возможно, плохо искали, но также кладбище сильно пострадало во времена нацистской оккупации. Мы видели, в основном, захоронения советского и постсоветского времени.
По дороге нам попался еще один интересный памятник - деревянная церковь Иоанна Богослова в селе Чопово, выстроенная в кон. XVIII в, но полностью перестроенная в 1843 г.



Спасо-Преображенская церковь в Творищичах (1818 г) имеет очень странную бескупольную конструкцию.



А вот такая у нее апсида.




Апостолы в нишах храма в Тыоришичах - редкая для русских храмов деталь. Впрочем, в этих местах западное влияние вполне вполне объяснимо.




Основательная и приземистая колокольня церкви Спаса Преображения. Как ни странно, в этот глуховатый сельский храм нам удалось попасть внутрь, правда, пришлось все разглядывать из притвора (как раз шла церемония венчания - мешать не хотелось). Но даже отсюда видна одна из главных особенностей интерьера церкви - иконосас водружен на макет горы Фавор.



Почепский краеведческий музей размещается в здании кон. XIX в.



Рядом интересная пристройка в "кирпичном" стиле.



Воскресенский собор (1765-1771 гг, арх. А. Ринальди).




Собор имеет трехлепестковую структуру. Сразу же идем в верхний храм. Первое, что видим, - красивые резные золоченые киоты.



Над входом храмоздатная надпись XVIII в.



Иконостас церкви с золочеными витыми колоннами выполнен по проекту В.В. Растрелли.



Сверху он украшен деревянными скульптурами ангелов...



...и Распятием с предстоящими.




Царские врата иконостаса и иконы поближе.




Иконы написаны придворным живописцем Кирилла Разумовского Г. Стеценко.



В нижнем храме мое внимание привлекла вот эта икона XIX в - типичная народная живопись бывшей Гетманщины. Такую же мы видели в соседней Черниговской области (в Чернигове даже целый музей есть примитивной религиозной живописи), да и в этой поездке нам еще попадется нечто подобное.



Одна часть еврейского кладбища в Почепе выглядит примерно вот так.



Но другая вполне ухожена и доступна для осмотра.



По пути в селе Чопово наше внимание привлекла деревянная церковь Иоанна Богослова (1843 г). Не все знают, но деревянных церквей в Брянской области довольно много (как и соседней Черниговской области Украины, кстати). Они сильно отличаются от храмов Русского Севера, но по-своему интересны.



Это типичная для этих мест культовая постройка, в которой кое-где встречаются элементы классицизма.



Роскошный барочный иконостас Воскресенской церкви (1765-1771 гг) в Почепе выплнен по проекту В.В. Растрелли.

Город Мглин также заслуживает короткой остановки - на центральной площади стоят две церкви - Успенский собор (1815-1830 гг), выстроенный в память о победе над Наполеоном, и церковь Варвары Великомученицы (1874 г). Архитектура их не слишком интересна, но для небольшого городка комплекс вполне впечатляющий.
В 25 километрах от Мглина в селе Ляличи находятся остатки некогда великолепной усадьбы Петра Завадовского - фаворита Екатерины II, который во время своего (недолгого, впрочем) фаворитства получил от императрицы в подарок обширные земли в районе Мглина. К тому же, высокопоставленный чиновник и вельможа не испытывал недостатка в средствах, потому смог себе позволить нанять лучших архитекторов, строителей и мастеров паркового искусства. Так, главным архитектором дворца был сам Джакомо Кваренги. Усадьба Ляличи некогда считалась одной из самых великолепных в России, но уже сын Завадовского продал усадьбу помещикам Энгельгартам. К нач. ХХ века она была оставлена хозяевами и стала потихоньку приходить в упадок. Главный дом был разобран на кирпич сразу после революции, выносные крылья как-то использовались еще в советское время, но потом и их забросили окончательно. Сейчас от некогда роскошного дома остались жалкие руины, парк зарос, а пруд заилился. И только великолепная классицистическая Екатерининская церковь (1797 г), оформленная по бокам величественными колоннадами и тоже выстроенная по проекту Дж. Кваренги, которая в советское время была заброшена, потихоньку восстанавливается.



Мглин. Успенский собор (1815-1830 гг) и церковь Варвары Великомученицы (1874 г). Колокольня построена в 1990-е гг.



Росписи внутри собора восстановлены после запустения советских времен.



Ляличи. Все, что осталось от дворца Петра Завадовского (1780-1790-е гг).



Колоннада и боковые крылья поближе.



А это только колоннада.



Отделка крыльев дворца.



Екатеринская церковь в Ляличах тоже выстроена по проекту Дж. Кваренги (1797 г), тоже была заброшена. Но хотя бы уцелела.



остатки ограды храма с часовнями.




Екатерининская церковь с бокового фасада и его детали.



Ляличи. Екатерининскую церковь (1797 г, арх. Дж. Кваренги) потихоньку восстанавливают.

На окраине большого промышленного города Клинцы (который, как и многие поселения в этих местах, был основан в 1715 году бежавшими сюда от гнений старообрядцами) сохранилась усадьба Вьюнки, центром которой является псевдоготический особняк фабриканта Сапожкова (1910-1912 гг). Сейчас на ее территории размещается санаторий, да еще и детский. Неудивительно, что в честь карантина территория оказалась закрыта - и это, пожалуй, стало главным нашим упущением за всю поездку. Очень надеюсь, что сюда еще будет возможность вернуться в более благоприятное время.
В пригородном селе Ардонь можно увидеть единоверческую Никольскую церковь, выстроенную в 1856 г для перешедших в единоверчество старообрядцев. Она не слишком интересна по архитектуре, но является знаковым памятником. Как я уже упоминала, этот западный рубеж империи в начале XVIII в был заселен старообрядцами. До сих пор здесь концентрация старообрядческих церквей и молельных домов сильно выше, чем в среднем по России.



Псевдоготические ворота усадьбы Вьюнки (1910-1912 гг) - все, что нам удалось толком увидеть в бывшей усадьбе промышленника Сапожкова. В мирное время, думаю, сюда вполне можно попасть на экскурсию, но мы не встретили там никого.




Главный дом пришлось рассматривать из-за ворот. Очень люблю такую архитектуру...



Другая окраина Клинцов - Ардонь. Единоверческая Никольская церковь (1856 г), у которой стены кирпичные, завершение бревенчатое.




Колокольня Никольской церкви и ее крыльцо. Читала, что храм действовал и при советской власти (вернее, был закрыт, но недолго), Но здесь нам внутрь попасть не удалось.

Россия, Брянская область, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up