Наша поезда в Ярославль состоялась поздней осенью и была вызвана, скорее, необходимостью. Но не разнообразить ее посещением очередных объектов мы, конечно, не могли, потому рассказать будет о чем.
Прибыв в Ярославль, первым делом сделали небольшую остановку у храмового комплекса церквей Иоанна Златоуста и в Владимирской иконы Божией Матери (1649-1669гг) в Коровниках, который принадлежит старообрядческой общине. Я, конечно, бывала здесь и ранее, но никогда не удавалось попасть внутрь. Сейчас то ли закончились ремонтные работы, то ли старообрядцы стали более демократичными, но зимняя Владимирская церковь оказалась открыта для посещения. Подозреваю, что и летняя также доступна для осмотра в теплый сезон - а это тем более интересно, что здесь сохранился один из лучших в Ярославле ансамблей фресковых росписей.
Ансамбль Корвницкой слободы (слева направо: церковь Иоанна Златоуста (1649-1654гг), колокольня и церковь Владимирской иконы Божией Матери (1669г).
Чудесный изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста.
Златоустинская церковь имеет несколько красивейших крылец.
Вот таких, например.
С красивыми резными "гирьками".
Затем отправились в Толгский Введенский монастырь, отстроенный заново после разорения Смутного времени в конце XVIIв в селе Толга, что нынче практически примыкает к Ярославлю. Но сначала сделали небольшую остановку у кладбищенских церквей села Толгоболь, одна из которых - Троицкая (1755г) - оказалась открыта. Более того, как выяснилось, эта церковь не закрывалась в советское время и потому сохранила потрясающе интересный интерьер XVIII-XIXвв.
Этим, к сожалению, не может похвастаться ни один храм Толгского введенского монастыря, разоренного в годы советской власти и восстановленного (как говорят, довольно варварски) в последние десятилетия. И правда, росписи крыльца Введенского собора (сам собор на зиму закрывают) и интерьер зимнего Крестовоздвиженского храма хоть и несут некоторые признаки монументальной живописи XVII, но при этом выглядят очень уж новодельно, как будто фрески эти просто написаны заново поверх старых. Впрочем, мысль съездить сюда летом у нас, в любом случае, есть - тем более, из Ярославля сюда ходит кораблик.
Деревянная скульптура Троицкой церкви в поселке Толгоболь: голова Иоанна Крестилеля на блюде и Иисус в темнице
Поселок Толгоболь. Церкви Покрова (1775г, перестроена в 1833г) и Троицы Живоначальной (1755г).
Покровская церковь (1775, перестроена в 1833г).
Наружная фреска церкви Троицы Живоначальной.
Замечательный интерьер никогда не закрывавшейся Троицкой церкви поселка Толгоболь.
Иконостас чуть ближе.
Царские врата. Деревянная скульптура Иисус в темнице.
Икона Богоматери и ее киот.
Ангелы, венчающие другой киот.
Росписи потолка трапезной.
Панорама Толгского Введенского монастыря.
Церковь Николая Чудотворца (1672г).
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (1681-1688гг) закрыт на зиму,
Но его расписное крыльцо доступно для осмотра.
Всадники апокалипсиса/
Облачно-солнечный ангел Господень - очень своеобразный сюжет.
Христос во славе.
Сцены апокалипсиса.
Не туши огонь песком :)
У монастыря находится прекрасный сосновый бор.
Церковь Спаса Нерукотворного образа с больничным корпусом (после 1700г).
Вернувшись в Ярославль, отправились посмотреть музей Леонида Собинова, который сейчас работает в доме, принадлежавшем семье знаменитого тенора. Купил особняк еще его дед, здесь Собинов вырос и часто бывал, приезжая в родной город. Помимо осмотра экспозиции, в музее можно послушать записи знаменитого певца.
Вечер же мы провели в Ярославском драматическом театре им. Федора Волкова. Ярославль, как известно, - родина русского профессионального театра: Федор Волков открыл здесь Русский Публичный Профессиональный театр в 1751г. Нынешнее здание построено в 1914 году и недавно было кардинальным образом реконструировано. Помимо обновления всех интерьеров, сцену снабдили всякой хитрой машинерией, так что сейчас театр стоит как новенький.
Собственно, посетить реконструированное здание и посмотреть интерьеры было интересно, но спектакль мне не понравился от слова совсем - такого добра и в московских театрах хватает. Впрочем, чему удивляться: ярославский театр им. Волкова - единственный региональный театр федерального подчинения, если можно так сказать (видимо, таким образом отмечен его статус первого профессионального театра России).
Музей Л.Собинова. Интерьер.
Спальня.
Костюмы Л.Собинова.
Дом Собинова снаружи я сфотографировать не удосужилась. А здание Ярославского драмтеатра (1914г) - только в темноте.
Драмтеатр. Занавес.
Зрительный зал.
Федор Волков - основатель первого русского профессионального театра.
В фойе театра организовно несколько минивыставок, посвященных разным знаковым спектаклям.
Спектакли театра получали Золотые маски несколько раз.
Следующее утро выдалось холодных и ветреным, на набережной сильно дуло с реки. Мы быстро добежали до патриарших палат, где размещается музейная экспозиция ярославской иконы - очень высокого уровня, надо сказать. Покинув музей, еще немного прошлись по набережным Волги и Которосли и выехали в сторону Москвы.
Пожарная каланча (1908г).
А дальше - несколько экспонатом музея ярославской иконы:
Клейма иконы со сценами из жития св. Николая (сер.XVв). Спас Вседержитель (Iчетв. XIIIв.).
Богоматерь Ярославская (Iпол. XVIв). Сергий Радонежский с житием (нач. XVIIв). Эпизод.
Избиение младенцев с иконы Рождество Христово (Иосиф Владимиров, сер. XVIIв).
Архидиакон Стефан с житием (IIпол. XVIIв). Причем сцены жития написаны лучше, чем сам архидиакон.
Страшный суд (IIпол. XVIIв). Избранные святые (нач.XVIIIв) со святым Христофором на полях.
Ну и традиционно те, кто непременно попадет в геенну огненную.
Евангелист Матфей в житии (кон. XVIIв). Сцена перенаправления огня на неправедного царя, вздумавшего казнить святого.
Преподобный Адриан Пошехонский с замечательно написанными сценами жития (кон.XVIIIв).
Фрагмент иконы Хвалите Господа с небес (IIпол. XVIIв) с прекрасными слонами.